Права иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является – более подробно изучение, со всех сторон иностранных граждан находящихся на территории РФ – как лиц, интересы которых возникают и охраняются, при нахождении на территории РФ, Российским законодательством. Для достижения данной я цели я выдели для себя следующие задачи: во-первых – рассмотреть виды пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации; во-вторых - рассмотреть правоспособность иностранцев в РФ; и наконец рассмотреть дееспособность иностранных граждан.

Содержание работы

Введение 3

I. Виды пребывания иностранных граждан на территории РФ 5

1.1 Временное пребывание 6

1.2 Временное проживание 7

1.3 Постоянное проживание 12

II. Правоспособность иностранных граждан в РФ 15

III. Дееспособность иностранцев в РФ. 21

Заключение 26

Список использованной литературы: 29

Файлы: 1 файл

Права иностранных граждан.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

     Иностранный гражданин должен обратиться в территориальный  орган для оформления разрешения на временное проживание в течение трех рабочих дней после въезда на территорию Российской Федерации. Иностранным гражданам, достигшим возраста 14 лет, разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем его личность

     При оформлении разрешения на временное проживание иностранный гражданин подлежит обязательной дактилоскопической регистрации.

     За  выдачу разрешения на временное проживание взимается государственная пошлина.

     После получения разрешения на временное  проживание в Российской Федерации  иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, а также не вправе проживать вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Иностранные граждане, получившие разрешения на временное проживание, обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел.

     Если  органами безопасности, службой судебных приставов, налоговыми органами, органами социального обеспечения, органами здравоохранения и другими заинтересованными органами выявлено, что иностранный гражданин совершил действия, которые являются основанием для аннулирования разрешения на временное проживание, то они обязаны в десятидневный срок сообщить об этом в орган внутренних дел, который принимает решение об аннулировании разрешения и сообщает иностранному гражданину о своем решении в трехдневный срок. В течение 15 дней со дня принятия решения иностранный гражданин должен выехать из Российской Федерации. Если в течение этого срока иностранный гражданин не выехал из Российской Федерации, то принимаются меры по его депортации. Если иностранный гражданин не может сам оплатить выезд с территории Российской Федерации, то депортация осуществляется за счет федерального бюджета. Порядок расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации или административному выдворению иностранных граждан утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2002 года №769 "Об утверждении Правил расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны".

1.3 Постоянное проживание

 

     В течение срока действия разрешения на временное проживание (3 года) и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

     До  получения вида на жительство иностранный  гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

     Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.7

     Срок  рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство не должен превышать  шести месяцев со дня подачи заявления. В течение этого срока орган внутренних дел осуществляет проверку наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче вида на жительство. В течение 14 дней со дня принятия решения о выдаче вида на жительство или об отказе в выдаче орган внутренних дел направляет заявителю уведомление, в котором указывается номер и дата принятия решения либо основания отказа.

     В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Вид на жительство оформляется на специальных бланках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.8 Иностранный гражданин, получивший вид на жительство, обязан ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел.

     Вид на жительство может быть продлен  на пять лет неограниченное количество раз. Заявление о продлении вида на жительство должно быть подано в орган внутренних дел не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.

     В случае совершения иностранным гражданином, получившим вид на жительство, действий, являющихся основанием для аннулирования вида на жительство, порядок информирования об этом органов внутренних дел, принятия решения об аннулировании и дальнейших действий такой же, как и для граждан, имеющих разрешение на временное проживание.

     Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности. Из этого принципа исходят и другие законодательные акты, регулирующие права иностранцев в различных областях.

     Сказанное не означает, что в отдельных случаях  законодательством не могут быть установлены правила в отношении  осуществления каких-либо прав на началах взаимности.

     Предоставление  иностранцу гражданской правоспособности наравне с гражданами России, как правило, не обусловлено тем, чтобы иностранец имел место жительства в РФ. В отдельных прямо предусмотренных в законе случаях предоставление определенных прав связано с фактом постоянного проживания иностранца в РФ. Так, иностранные граждане могут иметь в нашей стране жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права. Все иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилого фонда, жилищно-строительных кооперативов.

 

II. Правоспособность иностранных граждан в РФ

     По  общему правилу, гражданская правоспособность лица - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом.

     Правоспособность  присуща любому человеку. Она возникает с момента рождения конкретного физического лица и прекращается с его смертью или после объявления в установленное порядке данного человека умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного законом срока.9 Таким образом, исходя из данного определения, в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Вместе с тем в России могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.10

     Иностранцы, в силу предоставляемого им национального режима, вправе заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

     Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах россиянами, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из гражданского законодательства РФ (например, обязанности по возмещению в соответствующих случаях морального и имущественного вреда).

     Закон о правовом положении иностранных  граждан предусматривает разделение всех иностранцев на две категории: постоянно проживающих и временно пребывающих на территории нашей страны, предоставляя первым больший объем прав по сравнению со вторыми. Отнесение лица к той или иной категории зависит не от срока его пребывания на территории РФ, а от критерия степени устойчивости правовой связи иностранца с нашим государством, цели и характера нахождения его на территории России. Закон исходит из того, что факт постоянного проживания какого-либо лица в стране существенным образом определяет его правовое положение. Поэтому в таких вопросах, как трудовая деятельность, обеспечение жилищем, предоставление медицинской помощи, образование, иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, полностью приравниваются в правах к гражданам России11.

     Несмотря  на то, что в нашей стране правовое положение иностранцев в целом приравнивается к правовому положению российских граждан, статус первых и вторых не может совпадать полностью. Поэтому федеральное законодательство Российской Федерации устанавливает определенные изъятия прав иностранных граждан.

Так, иностранные  граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и т. д.

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации12.
  • Вместе с тем согласно той же статье предусматривается возможность вхождения лиц указанных категорий в состав судовой команды. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа рыбопромыслового судна - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством РФ о привлечении и использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства13.
  • В Воздушном кодексе Российской устанавливается: в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом14. Однако иностранные граждане допускаются в состав авиационного персонала наравне с российскими гражданами, если у них наличествует необходимый документ и признана его действительность.
  • Архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации осуществляется наравне с гражданами Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором РФ. Однако при отсутствии соответствующего международного договора указанные категории лиц могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором-гражданином РФ или юридическим лицом, имеющими лицензию15.
  • В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» устанавливается общее ограничение прав иностранцев в рамках понятия иностранной инвестиции: «иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданского права, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации»16.
  • Участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, а могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды при условии, что иностранные граждане и юридические лица наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности (ст. 1-2 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г., ст. 7 Закона РФ «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 г., ст. 22 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г.).
  • Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» прямо предусматривается, что «законодательными актами РФ могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации»17. Кроме того, «посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, ... на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное»18.
  • Ь Для иностранных граждан устанавливается необходимость получения специальных разрешений органов государственной власти и местного самоуправления и обязательное извещение компетентных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких (до 200 человек среднесписочной численности работающих или с балансовой стоимостью по состоянию на 1 января 1992 г. до 1 млн. рублей) предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта19.
  • Законодательство РФ содержит ряд прямых ограничений прав иностранцев в области земельных отношений:

Это, во-первых, невозможность создавать крестьянско-фермерские хозяйства и получать для создания крестьянского фермерского хозяйства земельный участок. Ст. 4 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1991 г. определяет, что право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку.

Во-вторых, невозможность для иностранцев иметь в собственности земельные участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ. Ст. 18 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» 1998 г. устанавливает, что членами товариществ могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет и имеющие в собственности земельные участки в границах товарищества. Иностранные граждане могут быть членами таких товариществ, если земельные участки предоставлены им в аренду или срочное пользование.

Вместе  с тем, в соответствии с Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. № 1767 граждане - собственники земельных участков - имеют право совершать с ними гражданско-правовые сделки: продавать, обменивать, дарить, передавать по наследству, сдавать в залог, аренду, передавать в качестве взноса в уставные капиталы юридических лиц, в том числе с иностранными инвестициями, поскольку в законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на участие иностранцев в таких сделках.

Таким образом, несмотря на наличие в земельном  законодательстве России определенных изъятий из объема гражданских прав иностранных граждан и юридических лиц, последние при соблюдении вышеизложенных условий могут иметь в собственности земельные участки на территории Российской Федерации, приобретенные ими в результате совершения гражданско-правовых сделок, в том числе в порядке наследования и приватизации.

 

III. Дееспособность иностранцев в РФ.

 

     Под гражданской дееспособностью физического лица обычно понимается его способность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение. Поэтому это свойство индивида зависит, в отличие от правоспособности, от его умственного состояния.

Информация о работе Права иностранных граждан