Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью данной работы является – более подробно изучение, со всех сторон иностранных граждан находящихся на территории РФ – как лиц, интересы которых возникают и охраняются, при нахождении на территории РФ, Российским законодательством. Для достижения данной я цели я выдели для себя следующие задачи: во-первых – рассмотреть виды пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации; во-вторых - рассмотреть правоспособность иностранцев в РФ; и наконец рассмотреть дееспособность иностранных граждан.
Введение 3
I. Виды пребывания иностранных граждан на территории РФ 5
1.1 Временное пребывание 6
1.2 Временное проживание 7
1.3 Постоянное проживание 12
II. Правоспособность иностранных граждан в РФ 15
III. Дееспособность иностранцев в РФ. 21
Заключение 26
Список использованной литературы: 29
Иностранный гражданин должен обратиться в территориальный орган для оформления разрешения на временное проживание в течение трех рабочих дней после въезда на территорию Российской Федерации. Иностранным гражданам, достигшим возраста 14 лет, разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем его личность
При оформлении разрешения на временное проживание иностранный гражданин подлежит обязательной дактилоскопической регистрации.
За выдачу разрешения на временное проживание взимается государственная пошлина.
После получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, а также не вправе проживать вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Иностранные граждане, получившие разрешения на временное проживание, обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел.
Если органами безопасности, службой судебных приставов, налоговыми органами, органами социального обеспечения, органами здравоохранения и другими заинтересованными органами выявлено, что иностранный гражданин совершил действия, которые являются основанием для аннулирования разрешения на временное проживание, то они обязаны в десятидневный срок сообщить об этом в орган внутренних дел, который принимает решение об аннулировании разрешения и сообщает иностранному гражданину о своем решении в трехдневный срок. В течение 15 дней со дня принятия решения иностранный гражданин должен выехать из Российской Федерации. Если в течение этого срока иностранный гражданин не выехал из Российской Федерации, то принимаются меры по его депортации. Если иностранный гражданин не может сам оплатить выезд с территории Российской Федерации, то депортация осуществляется за счет федерального бюджета. Порядок расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации или административному выдворению иностранных граждан утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2002 года №769 "Об утверждении Правил расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны".
В течение срока действия разрешения на временное проживание (3 года) и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.7
Срок рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство не должен превышать шести месяцев со дня подачи заявления. В течение этого срока орган внутренних дел осуществляет проверку наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче вида на жительство. В течение 14 дней со дня принятия решения о выдаче вида на жительство или об отказе в выдаче орган внутренних дел направляет заявителю уведомление, в котором указывается номер и дата принятия решения либо основания отказа.
В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, делается отметка о выдаче ему вида на жительство. Вид на жительство оформляется на специальных бланках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.8 Иностранный гражданин, получивший вид на жительство, обязан ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел.
Вид на жительство может быть продлен на пять лет неограниченное количество раз. Заявление о продлении вида на жительство должно быть подано в орган внутренних дел не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.
В случае совершения иностранным гражданином, получившим вид на жительство, действий, являющихся основанием для аннулирования вида на жительство, порядок информирования об этом органов внутренних дел, принятия решения об аннулировании и дальнейших действий такой же, как и для граждан, имеющих разрешение на временное проживание.
Закрепленный в законодательстве национальный режим в отношении гражданской правоспособности иностранцев носит безусловный характер, то есть он предоставляется иностранцу в каждом конкретном случае без требования взаимности. Из этого принципа исходят и другие законодательные акты, регулирующие права иностранцев в различных областях.
Сказанное
не означает, что в отдельных случаях
законодательством не могут быть
установлены правила в
Предоставление иностранцу гражданской правоспособности наравне с гражданами России, как правило, не обусловлено тем, чтобы иностранец имел место жительства в РФ. В отдельных прямо предусмотренных в законе случаях предоставление определенных прав связано с фактом постоянного проживания иностранца в РФ. Так, иностранные граждане могут иметь в нашей стране жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права. Все иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилого фонда, жилищно-строительных кооперативов.
По общему правилу, гражданская правоспособность лица - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом.
Правоспособность присуща любому человеку. Она возникает с момента рождения конкретного физического лица и прекращается с его смертью или после объявления в установленное порядке данного человека умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного законом срока.9 Таким образом, исходя из данного определения, в нашей стране иностранец может стать обладателем тех прав, которых он не имел на своей родине. Вместе с тем в России могут не приниматься во внимание некоторые из гражданских прав иностранцев, предоставленных им отечественным законодательством. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.10
Иностранцы, в силу предоставляемого им национального режима, вправе заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах россиянами, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из гражданского законодательства РФ (например, обязанности по возмещению в соответствующих случаях морального и имущественного вреда).
Закон
о правовом положении иностранных
граждан предусматривает
Несмотря на то, что в нашей стране правовое положение иностранцев в целом приравнивается к правовому положению российских граждан, статус первых и вторых не может совпадать полностью. Поэтому федеральное законодательство Российской Федерации устанавливает определенные изъятия прав иностранных граждан.
Так, иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и т. д.
Это, во-первых, невозможность создавать крестьянско-фермерские хозяйства и получать для создания крестьянского фермерского хозяйства земельный участок. Ст. 4 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1991 г. определяет, что право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку.
Во-вторых, невозможность для иностранцев иметь в собственности земельные участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ. Ст. 18 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» 1998 г. устанавливает, что членами товариществ могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет и имеющие в собственности земельные участки в границах товарищества. Иностранные граждане могут быть членами таких товариществ, если земельные участки предоставлены им в аренду или срочное пользование.
Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. № 1767 граждане - собственники земельных участков - имеют право совершать с ними гражданско-правовые сделки: продавать, обменивать, дарить, передавать по наследству, сдавать в залог, аренду, передавать в качестве взноса в уставные капиталы юридических лиц, в том числе с иностранными инвестициями, поскольку в законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на участие иностранцев в таких сделках.
Таким образом, несмотря на наличие в земельном законодательстве России определенных изъятий из объема гражданских прав иностранных граждан и юридических лиц, последние при соблюдении вышеизложенных условий могут иметь в собственности земельные участки на территории Российской Федерации, приобретенные ими в результате совершения гражданско-правовых сделок, в том числе в порядке наследования и приватизации.
Под
гражданской дееспособностью