Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:11, курсовая работа
Целью данной работы является – более подробно изучение, со всех сторон иностранных граждан находящихся на территории РФ – как лиц, интересы которых возникают и охраняются, при нахождении на территории РФ, Российским законодательством. Для достижения данной я цели я выдели для себя следующие задачи: во-первых – рассмотреть виды пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации; во-вторых - рассмотреть правоспособность иностранцев в РФ; и наконец рассмотреть дееспособность иностранных граждан.
Введение 3
I. Виды пребывания иностранных граждан на территории РФ 5
1.1 Временное пребывание 6
1.2 Временное проживание 7
1.3 Постоянное проживание 12
II. Правоспособность иностранных граждан в РФ 15
III. Дееспособность иностранцев в РФ. 21
Заключение 26
Список использованной литературы: 29
В
настоящее время
Вопросы дееспособности иностранных граждан в международном частном праве традиционно определяются в основном по личному закону, который, как известно, существует в двух своих разновидностях - закона гражданства и закона местожительства.
В соответствии с частью третьей Гражданского кодекса РФ, «гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом»20.
Это значит, что вопросы, определяющие способность человека вступать в брак, приобретать собственность, осуществлять трудовую деятельность, совершать различного рода сделки, регулируются по праву государства, гражданином которого является иностранец (или по праву его места жительства).
Для
лиц без гражданства
Что касается несовершеннолетних лиц, то они мог быть либо полностью недееспособными, либо обладать ограниченной дееспособностью. Так, в частности, в ФРГ ребенок, не достигший семи лет, признается абсолютно недееспособным. В то же время, в возрасте от 7 до 18 лет вправе совершать сделки с согласия своего законного представителя или, в некоторых случаях, самостоятельно.
Во Франции несовершеннолетний считается недееспособным до достижения 18 лет. Его имуществом в период времени управляют родители или опекуны. От также совершают сделки от его имени. Однако в определенных случаях несовершеннолетний вправе самостоятельно осуществлять акты гражданско-правового характера получив предварительное согласие родителя или опекуна. По достижении несовершеннолетним французом 16-ле него возраста некоторые из совершаемых им сделок признаются действительными и при отсутствии такого согласия (заключение трудового договора, распоряжение своим заработком или вкладом в банке и др.). В Англии до достижения 18 лет физическое лицо считается несовершеннолетним, и его дееспособность ограничена независимо возраста.
В
ряде стран континентальной Европы
по специальному решению суда несовершеннолетний
может быть объявлен совершеннолетним.
Указанная процедура получила в законодательстве
соответствующих государств наименование
"эмансипация". Однако, хотя эмансипация
несовершеннолетнего и расширяет в значительной
степени его дееспособность, она не влечет
за собой в полной мере тех же правовых
последствий, что и естественное достижение
совершеннолетия. Правовое положение
эмансипированного приближается к правовому
положению совершеннолетнего, но полностью
с ним не совпадает, поскольку законом
установлен ряд ограничений в отношении
возможности самостоятельного совершения
сделок эмансипированным подростком21
Законодательством России предусматривается несколько специальных правил, которые ограничивают действие классического принципа определения дееспособности иностранцев по личному закону
1. Во-первых, это касается сделок, совершаемых иностранцами (лицами без гражданства) на территории РФ: «физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности»22.
Это означает, что иностранец, заключая в России договор мены, купли-продажи, залога, займа и другие сделки, не может впоследствии оспаривать их действительность, ссылаясь на то, что в момент заключения сделки он не достиг установленного законодательством государства, гражданином которого он является, соответствующего возраста или были выявлены какие-либо другие препятствия для участия в сделке.
2.
Гражданская дееспособность
Это означает, например, что если иностранец, достигший восемнадцатилетнего возраста приехавший в нашу страну на своей машине, собьет пешехода, то он не избежит гражданско-правовой ответственности, даже если в стране его гражданства полная дееспособность наступает не в 18 лет, а позднее.
Решение вопросов о признании в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву24.
В вопросах ограничения и лишения дееспособности иностранцев существует немало расхождений в материальном праве различных государств: не во всех государствах признаются основаниями для ограничений дееспособности такие обстоятельства, как расточительство, болезненные наклонности (алкоголизм, наркомания и т. д.), различен порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным.
Важное значение имеет и вопрос, - какое государство вправе объявить лицо ограниченно дееспособным или лишенным дееспособности, т. е. чей суд либо иной орган компетентен, вынести по этому поводу решение.
В целях установления известной стабильности в вопросах подобного рода в договорах о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, указанные вопросы подверглись международно-правовому урегулированию.
Так, в Договоре между Российской Федерацией и республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16.09.9625, «дееспособность физического лица определяется в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой это лицо является.
В соответствии со ст. 20 данного Договора, при признании лица ограниченно дееспособным либо недееспособным компетентен суд Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, которое должно быть признано ограниченно дееспособным либо недееспособным. Суд применяет законодательство своего государства.
Статья 21 данного Договора устанавливает следующее:
1.
Если суд одной из
2.
В случаях, не терпящих
3.
Если суд другой
В ст. 22 Договора между Российской Федерацией и республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам устанавливается, что положения статей 20 и 21 настоящего Договора применяются также при отмене ограничения дееспособности лица либо признании его дееспособным.
Заключение
Факт принятия Закона РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует считать положительным, поскольку действовавший до принятия этого закона Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" 1981 года с изменениями 1996 года явно устарел и не отражал новой сложившейся реальности. Многие нормы этого закона фактически не действовали и не могли применяться правоприменительными органами.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, к настоящему моменту составляет весьма обширный объем законодательных и иных нормативных актов.
С принятием нового закона о правовом положении иностранных граждан ожидалось создание общей правовой базы, которая отражала бы правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства как совокупности прав и обязанностей публично-правового и частно-правового характера, сформированной на основе общепризнанных принципов и норм международного права. К сожалению, Закон РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 2002 года не содержит целого ряда принципиальных норм, создающих основу статуса иностранцев.
В связи с изложенным, Закон о правовом положении иностранных граждан по своему содержанию направлен не на определение их правового статуса, а на установление миграционных квот, занятости иностранцев на территории России, передвижению мигрантов, имеющих разный статус, по территории России, установлению ограничений в правах и установлению "контроля и учета" нероссийских граждан, находящихся по тем или иным правовым основаниям в России.
В
законе имеется значительное число
"отсылочных" норм, отсылающих не
к законодательным актам, а к
нормативным актам
В законе не содержится необходимого перечня прав, которыми наделены иностранные граждане в России - имущественные и неимущественные права, право на социальное обеспечение, на труд, образование, жилище, участие в общественных организациях, на свободу совести и вероисповедание и иные права, которые и составляют статус иностранного гражданина.
Анализ нормативных правовых актов, определяющих правовой статус иностранных граждан в нашей стране, позволяет сделать вывод о том, какой правовой режим по отношению к этой категории лиц установлен в нашей стране. В соответствии с Конституцией РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Сообразно с этим иностранные граждане и лица без гражданства в нашей стране не могут быть приняты на государственную службу и находиться на государственной службе, если доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями, они не могут быть членами экипажей воздушных судов; капитанами, старшими помощниками капитана, старшими механиками и радиоспециалистами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ; частными детективами, адвокатами и нотариусами, членами политических партий. Иностранные граждане и лица без гражданства в нашей стране не могут участвовать в референдуме, а также избирать и быть избранными, за исключением выборов в органы местного самоуправления постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, законодательством установлен и особый порядок допуска иностранных граждан и лиц без гражданства к сведениям, составляющим государственную тайну.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в нашей стране в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства установлен национальный режим с элементами специального режима. В равной мере это относится и к пребыванию данных лиц в РФ.
Нормативно правовые акты