Права на жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ порядка предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть категории детей, имеющих право на предоставление жилья;
- проанализировать порядок предоставления жилья по законодательству Российской Федерации до 01.01.2013, и по действующему законодательству Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие «дети-сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей», в российском законодательстве 5
Глава 2. Способы обеспечения детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями 11
2.1. Гарантии обеспечения жилыми помещениями с помощью сертификатов 11
2.2. Предоставление жилых помещений по договору социального найма 13
Глава 3. Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 17
3.1. Основания прекращения пользованием специализированными жилыми помещениями 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

изм 20 03 13 Курсовая 26 02 2012.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Права на жилые помещения  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

 

                                                                                             Курсовая работа

                                                                                   студента  3 курса

                                                                                    заочного отделения

                                                                                   юридического колледжа

                                                                                  Решетникова А.О.

                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

                                                          г. Пермь

2013 г. 

Содержание

 

Введение

Конституцией Российской Федерации1 установлено, что каждый гражданин имеет право на жилище.

На основании статьи 155.3 Семейного  кодекса РФ2 дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. В случае, если жилое помещение отсутствует, они имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Жилищным кодексом Российской Федерации3 и Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»4 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Целью работы является анализ порядка  предоставления жилья детям сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

- рассмотреть категории детей,  имеющих право на предоставление жилья;

-проанализировать порядок предоставления  жилья по законодательству Российской  Федерации до 01.01.2013, и по действующему  законодательству Российской Федерации.

Цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

При написании  работы

 

Глава 1. Понятие «дети-сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей» в российском законодательстве

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).

К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительной болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия.

Отсутствие  родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:

  1. Копии свидетельства об их смерти.
  2. Копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.
  3. Копии приговора суда об осуждении родителей.
  4. Медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.
  5. Документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.
  6. Материалы о розыске родителей и другие.

Эти документы  являются юридическим основанием для  предоставления лицам из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, материального обеспечения и льгот.

В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского  попечения только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.

Одной из острейших  проблем бывших детдомовцев в  настоящее время остается отсутствие жилья. Вместе с тем в Конституции РФ (в ч. 1 ст. 40) заявляется, что каждый российский гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.

В случае с выпускниками детдомов речь не идет о какой-то отдельной  квартире со всеми удобствами, а хотя бы о комнате. В настоящее время, несмотря на законодательство РФ, огромное количество сирот после выпуска из учреждения, где они воспитывались, оказываются на улице. По статистике, только в Москве и ряде других крупных городов соблюдаются права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в большинстве же регионов РФ - нет5. Таким образом, бомжами сироты становятся сразу, как только выходят из детских домов или заканчивают училища. На работу их не берут, потому что детдомовцы не имеют прописки, а ведомственного жилья у большинства предприятий сейчас нет.

Российская  Федерация, являясь в силу ст. 7 Конституции  социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека, посредством Основного Закона гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции).

Следует отметить, что Европейский суд по правам человека еще до принятия Конституции  РФ 1993 года определил, что в современном  обществе обеспечение населения  жильем является важнейшей социальной потребностью и решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес.

Что касается положения  с жильем для бывших детдомовцев, то в силу абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей" граждане указанной категории, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах ВС РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзац 2 п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей. Права на внеочередное обеспечение бывших детдомовцев жилым помещением обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 Закона N 159-ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами РФ (ст. 5 Закона N 159-ФЗ).

Таким образом, если бывшему детдомовцу невозможно предоставить прежнее жилое помещение, уполномоченные органы обязаны предоставить ему другое жилье вне очереди согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в ред. от 06.12.2011). И сделать это в силу закона необходимо незамедлительно, независимо от того, есть в наличии свободная жилая площадь или нет. Об этом же говорит и судебная практика.

В соответствии с действующим гражданским и  жилищным законодательством жилые  помещения как объекты жилищных и гражданских правоотношений бывают различных видов: квартиры, жилые дома, изолированные комнаты в квартирах или жилых домах. При этом жилым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, отвечает установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначено для проживания граждан (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Из ст. 1 Закона N 159-ФЗ следует распространение его  положений на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц  из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что  гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения  родителей, и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного  обеспечения жилой площадью будет  реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в  жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является6.

Несомненно, что  Закон N 159-ФЗ, принятый более 15 лет назад, хотя и претерпевал многочисленные изменения, требовал кардинального пересмотра многих положений.

Так, например, вопрос о 23-летнем возрасте детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, после которого забота государства  в отношении этих граждан прекращается, вызывает многочисленные споры среди  ученых и общественности. И хотя в преамбуле указанного Закона, в отличие от действовавшего ранее, теперь нет указания на возраст, это не особо упростило порядок обеспечения жилой площадью бывших детдомовцев и не защитило их от произвола недобросовестных чиновников.

Федеральным законом  от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в части  обеспечения жилыми помещениями  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»7 пункт 2 части 2 статьи 57 признан утратившим силу с 1 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции:

 Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений8.

Жилые помещения предоставляются  лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими  возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

 

Глава 2. Способы обеспечения детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями

2.1. Гарантии обеспечения жилыми помещениями с помощью сертификатов.

На территории Пермского  края в настоящий момент реализуется  проект «Предоставление выплаты  на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. №486-п.

Если раньше деньги перечислялись  из краевого бюджета в муниципалитеты, которые покупали и предоставляли  жилье сиротам на условиях социального найма, то теперь дети-сироты могут получить сертификаты или выплаты на приобретение жилья, чтобы самостоятельно его найти и купить.

Информация о работе Права на жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей