Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 02:03, курсовая работа
Целью работы является анализ порядка предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть категории детей, имеющих право на предоставление жилья;
- проанализировать порядок предоставления жилья по законодательству Российской Федерации до 01.01.2013, и по действующему законодательству Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Понятие «дети-сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей», в российском законодательстве 5
Глава 2. Способы обеспечения детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями 11
2.1. Гарантии обеспечения жилыми помещениями с помощью сертификатов 11
2.2. Предоставление жилых помещений по договору социального найма 13
Глава 3. Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 17
3.1. Основания прекращения пользованием специализированными жилыми помещениями 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Права на жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2013 г.
Содержание
Конституцией Российской Федерации1 установлено, что каждый гражданин имеет право на жилище.
На основании статьи 155.3 Семейного кодекса РФ2 дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. В случае, если жилое помещение отсутствует, они имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищным кодексом Российской Федерации3 и Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»4 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Целью работы является анализ порядка предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть категории детей,
имеющих право на
-проанализировать порядок
Цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
При написании работы
Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).
К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительной болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия.
Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:
Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.
В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.
Одной из острейших проблем бывших детдомовцев в настоящее время остается отсутствие жилья. Вместе с тем в Конституции РФ (в ч. 1 ст. 40) заявляется, что каждый российский гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.
В случае с выпускниками детдомов речь не идет о какой-то отдельной квартире со всеми удобствами, а хотя бы о комнате. В настоящее время, несмотря на законодательство РФ, огромное количество сирот после выпуска из учреждения, где они воспитывались, оказываются на улице. По статистике, только в Москве и ряде других крупных городов соблюдаются права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в большинстве же регионов РФ - нет5. Таким образом, бомжами сироты становятся сразу, как только выходят из детских домов или заканчивают училища. На работу их не берут, потому что детдомовцы не имеют прописки, а ведомственного жилья у большинства предприятий сейчас нет.
Российская Федерация, являясь в силу ст. 7 Конституции социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, посредством Основного Закона гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции).
Следует отметить, что Европейский суд по правам человека еще до принятия Конституции РФ 1993 года определил, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью и решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес.
Что касается положения с жильем для бывших детдомовцев, то в силу абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" граждане указанной категории, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах ВС РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзац 2 п. 1 ст. 8
Закона N 159-ФЗ в системе действующего
правового регулирования
Таким образом, если бывшему детдомовцу невозможно предоставить прежнее жилое помещение, уполномоченные органы обязаны предоставить ему другое жилье вне очереди согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в ред. от 06.12.2011). И сделать это в силу закона необходимо незамедлительно, независимо от того, есть в наличии свободная жилая площадь или нет. Об этом же говорит и судебная практика.
В соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством жилые помещения как объекты жилищных и гражданских правоотношений бывают различных видов: квартиры, жилые дома, изолированные комнаты в квартирах или жилых домах. При этом жилым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, отвечает установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначено для проживания граждан (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Из ст. 1 Закона N 159-ФЗ следует распространение его положений на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является6.
Несомненно, что Закон N 159-ФЗ, принятый более 15 лет назад, хотя и претерпевал многочисленные изменения, требовал кардинального пересмотра многих положений.
Так, например, вопрос о 23-летнем возрасте детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после которого забота государства в отношении этих граждан прекращается, вызывает многочисленные споры среди ученых и общественности. И хотя в преамбуле указанного Закона, в отличие от действовавшего ранее, теперь нет указания на возраст, это не особо упростило порядок обеспечения жилой площадью бывших детдомовцев и не защитило их от произвола недобросовестных чиновников.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»7 пункт 2 части 2 статьи 57 признан утратившим силу с 1 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции:
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений8.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территории Пермского края в настоящий момент реализуется проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. №486-п.
Если раньше деньги перечислялись из краевого бюджета в муниципалитеты, которые покупали и предоставляли жилье сиротам на условиях социального найма, то теперь дети-сироты могут получить сертификаты или выплаты на приобретение жилья, чтобы самостоятельно его найти и купить.
Информация о работе Права на жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей