Права на жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 02:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ порядка предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть категории детей, имеющих право на предоставление жилья;
- проанализировать порядок предоставления жилья по законодательству Российской Федерации до 01.01.2013, и по действующему законодательству Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие «дети-сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей», в российском законодательстве 5
Глава 2. Способы обеспечения детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями 11
2.1. Гарантии обеспечения жилыми помещениями с помощью сертификатов 11
2.2. Предоставление жилых помещений по договору социального найма 13
Глава 3. Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 17
3.1. Основания прекращения пользованием специализированными жилыми помещениями 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

изм 20 03 13 Курсовая 26 02 2012.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

– документы, подтверждающие отношение к данной категории лиц (копию решения  суда о лишении родителя(ей) родительских прав или копию свидетельства  о смерти родителя(ей), копию решения  органа местного самоуправления об установлении опекунства);

– справку о составе семьи;

– справку из органов государственной регистрации  о наличии или отсутствии жилых  помещений на праве собственности (если имеется семья – на каждого  члена семьи);

– копию постановления органов местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На  основании представленных документов органы местного самоуправления определяют право гражданина на получение субсидии или мотивированно отказывают в  ее предоставлении. 
Глава 3. Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договору найма специализированного жилья.

Законом определено, что региональными органами власти указанной категории лиц должны предоставляться по месту их жительства однократно благоустроенные жилые помещения в виде жилых домов, квартир, по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Порядок предоставления таких жилых помещений устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Те же положения были установлены и действовавшей до 01 января 2013 года ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Несмотря на социальную незащищенность детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, получение жилых помещений для данной категории лиц сопряжено с рядом трудностей, создаваемых представителями власти, именно той власти, которая гарантирует детям-сиротам поддержку.

На практике наиболее часто встречаются ситуации, когда предоставление жилой площади  ставится в зависимость от возраста заявителя, а именно достижение им 23 летнего возраста. Несмотря на то, что это неправомерно, данная категория лиц не обращается за защитой своих прав, поскольку ни денег на адвоката, ни сил бороться с произволом власти уже нет. Итак, собственником положенной по закону ребенку-сироте квартирой становится  «счастливый, социально защищенный» обладатель10.

Верховным судом  РФ были даны разъяснения касающиеся предоставления жилых помещений  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет. Верховный суд РФ уточнил, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является11.

Но тут возникает  вопрос, откуда ребенку-сироте узнать о необходимости постановки на учет, в качестве нуждающегося в жилом  помещении.

В соответствии с п.2. ст. 155.2 Семейного Кодекса  РФ:

детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

Также в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ:

опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении  их уходом и лечением, защищать их права  и интересы.

Таким образом, администрация организаций для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их законным представителем, а значит, обязана защищать права своих воспитанников, в том числе и право на получение жилого помещения вне очереди.

К тому же правом на получение жилого помещения дети-сироты наделяются при приобретении ими данного статуса, а значит, не могут быть его лишены по достижению 23 лет в связи с непредставлением.

Несмотря на законодательное закрепление прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на практике разрешение споров с органами государственной власти заканчивается не всегда положительно.

Поскольку несовершеннолетние, в том числе дети, рассматриваемой  категории в силу возраста не могут  самостоятельно осуществлять защиту своих  прав и законных интересов, эти обязанности  в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»12 возложены на их законных представителей.

В целях защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  их законным представителям (руководители учреждений государственного воспитания, опекуны и попечители), а также лицам из их числа, необходимо обращаться в жилищные отделы администраций муниципальных образований органов местного самоуправления.

При этом правом на получение жилых помещений  по договорам специализированного найма обладают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, окончившие пребывание в данных учреждениях, вне зависимости от их постановки на учет в органе местного самоуправления.

Кто осуществляет контроль за опекунами и попечителями?

Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом «Об опеке и попечительстве»  на органы опеки и попечительства возложены обязанности по надзору  за деятельностью опекунов и попечителей  несовершеннолетних граждан13.

В силу указанного закона органы опеки и попечительства оказывают содействие опекунам и попечителям в защите прав подопечных, в том числе жилищных, осуществляют проверки соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.

3.2. Основания прекращения пользованием специализированными жилыми помещениями

По окончании  срока действия договора найма специализированного  жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих  о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен однократно на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации вышеуказанным лицам.

По общему правилу договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (ч. 1 ст. 101 ЖК РФ).

Наниматель  специализированного жилого помещения  в любое время может расторгнуть  договор найма специализированного  жилого помещения. Наймодатель специализированного жилого помещения может расторгнуть в судебном порядке договор найма специализированного жилого помещения в следующих случаях:

1) неисполнения  нанимателем и проживающими совместно  с ним членами его семьи  обязательств по договору найма специализированного жилого помещения;

2) невнесения  нанимателем платы за жилое  помещение и (или) коммунальные  услуги в течение более шести  месяцев;

3) разрушения  или повреждения жилого помещения  нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;

4) систематического  нарушения прав и законных  интересов соседей, которые делают  невозможным совместное проживание  в одном жилом помещении;

5) использование  жилого помещения не по назначению.

Однако, в силу ч.5 ст.103 ЖК РФ недопустимо выселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Заключение

Законом N 159-ФЗ в ст. 8 определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  детей, находящихся под опекой (попечительством).

Законом определено, что дети, имевшие закрепленное жилое  помещение, сохраняют на него право  на весь период пребывания в образовательном  учреждении или учреждении социального  обслуживания населения, а также  в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Сохранение  права собственности на жилье  гарантировано нормами ст. 148 СК РФ, ст. 71 ЖК РФ.

Дети-сироты или  дети, оставшиеся без попечения родителей  или находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или  учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профобразования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Такое же право предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и  по месту временного пребывания.

Снятие детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, с регистрационного учета  по месту жительства или по месту  пребывания осуществляется с согласия органов опеки и попечительства.

Согласно ст. 60 СК РФ ребенок имеет право собственности  на имущество, полученное им в дар, в порядке наследования, или на любое другое имущество, приобретенное на его средства.

Право ребенка  на распоряжение принадлежащим ему  на праве собственности имуществом определяется ст. ст. 26, 28 ГК РФ.

Так, в специальном докладе Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае «О соблюдении прав и законных интересов детей в Пермском крае в 2011 году» отмечалось следующее.В течение последних трех лет (с 2009 по 2011 год) к Уполномоченному поступали жалобы лиц из числа детей-сирот по фактам нарушения их жилищных прав со стороны так называемых "черных риелторов".

В феврале 2011 года Уполномоченным по правам ребенка по тревожному сигналу о массовых нарушениях жилищных прав сирот была проведена  выездная проверка условий проживания бывших воспитанников детских домов. В одном из домов по ул. Делегатской, 43, практически несколько подъездов многоквартирного дома заселены ребятами из числа детей-сирот. В ходе беседы с ребятами, ставшими жертвами обмана со стороны риелторов и вынужденных сейчас проживать со своими сверстниками в комнате по два и более человека, был выявлен алгоритм действий определенного круга лиц по отчуждению у ребят полученного от государства жилья.

Так, например, одной из пострадавших была передана денежная сумма в размере 150000 рублей, после чего девушка подписала генеральную доверенность на совершение любых действий с ее жильем. Взамен ей было обещано предоставить двухкомнатную квартиру в Чусовском районе взамен комнаты в доме по ул. Делегатской в городе Перми. Заявление в полицию девушка написать отказалась, так как опасается мести со стороны риелторов.

Как правило, под  влиянием обмана, введением в заблуждение, запугивания всем опрошенным выдавалась на руки небольшая в сравнении  со стоимостью жилья денежная сумма (от 100000 до 300000 тыс. рублей), а затем подписывались все необходимые документы для отчуждения жилья.

Такая незащищенная категория лиц, как дети-сироты и  дети, оставшиеся без попечения родителей  на период их адаптации к самостоятельной  жизни получили своего рода гарантию, что как минимум 5 лет полученное ими жилье не будет отчуждено иными лицами. Ведь согласно ч.3 ст.92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем (кроме последующей передачи помещения по договору социального найма) жилье нельзя приватизировать, и соответственно продать.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. № 237. 1993.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
  3. Жилищный кодекс российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ  (ред. от 29.02.2012) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 2002. №46. Ст. 4532.
  5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) // Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. N 52. Ст. 5880.
  6. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) // Собрание законодательства РФ. 28.04.2008. N 17. Ст. 1755.
  7. О прокуратуре: Федеральный Закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. N 47. Ст. 4472.
  8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ // Российская газета. N 46. 02.03.2012.
  9. Постановление Правительства Пермского края от 27.07.2009 N 486-п (ред. от 21.12.2012) "О пилотном проекте "Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа"//Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 30, часть N 1, 03.08.2009.
  10. Закон Пермского края от 27.04.2012 N 31-ПК (ред. от 14.12.2012)

Информация о работе Права на жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей