Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 02:03, курсовая работа
Целью работы является анализ порядка предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть категории детей, имеющих право на предоставление жилья;
- проанализировать порядок предоставления жилья по законодательству Российской Федерации до 01.01.2013, и по действующему законодательству Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Понятие «дети-сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей», в российском законодательстве 5
Глава 2. Способы обеспечения детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями 11
2.1. Гарантии обеспечения жилыми помещениями с помощью сертификатов 11
2.2. Предоставление жилых помещений по договору социального найма 13
Глава 3. Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 17
3.1. Основания прекращения пользованием специализированными жилыми помещениями 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Законом определено, что региональными органами власти указанной категории лиц должны предоставляться по месту их жительства однократно благоустроенные жилые помещения в виде жилых домов, квартир, по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Порядок предоставления таких жилых помещений устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Те же положения были установлены и действовавшей до 01 января 2013 года ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Несмотря на социальную незащищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получение жилых помещений для данной категории лиц сопряжено с рядом трудностей, создаваемых представителями власти, именно той власти, которая гарантирует детям-сиротам поддержку.
На практике наиболее часто встречаются ситуации, когда предоставление жилой площади ставится в зависимость от возраста заявителя, а именно достижение им 23 летнего возраста. Несмотря на то, что это неправомерно, данная категория лиц не обращается за защитой своих прав, поскольку ни денег на адвоката, ни сил бороться с произволом власти уже нет. Итак, собственником положенной по закону ребенку-сироте квартирой становится «счастливый, социально защищенный» обладатель10.
Верховным судом РФ были даны разъяснения касающиеся предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет. Верховный суд РФ уточнил, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является11.
Но тут возникает вопрос, откуда ребенку-сироте узнать о необходимости постановки на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с п.2. ст. 155.2 Семейного Кодекса РФ:
детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Также в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ:
опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Таким образом, администрация организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их законным представителем, а значит, обязана защищать права своих воспитанников, в том числе и право на получение жилого помещения вне очереди.
К тому же правом на получение жилого помещения дети-сироты наделяются при приобретении ими данного статуса, а значит, не могут быть его лишены по достижению 23 лет в связи с непредставлением.
Несмотря на
законодательное закрепление
Поскольку несовершеннолетние, в том числе дети, рассматриваемой категории в силу возраста не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов, эти обязанности в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»12 возложены на их законных представителей.
В целях защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей их законным представителям (руководители учреждений государственного воспитания, опекуны и попечители), а также лицам из их числа, необходимо обращаться в жилищные отделы администраций муниципальных образований органов местного самоуправления.
При этом правом на получение жилых помещений по договорам специализированного найма обладают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, окончившие пребывание в данных учреждениях, вне зависимости от их постановки на учет в органе местного самоуправления.
Кто осуществляет контроль за опекунами и попечителями?
Семейным кодексом
Российской Федерации, Федеральным
законом «Об опеке и
В силу указанного закона органы опеки и попечительства оказывают содействие опекунам и попечителям в защите прав подопечных, в том числе жилищных, осуществляют проверки соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен однократно на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации вышеуказанным лицам.
По общему правилу договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (ч. 1 ст. 101 ЖК РФ).
Наниматель
специализированного жилого помещения
в любое время может
1) неисполнения
нанимателем и проживающими
2) невнесения
нанимателем платы за жилое
помещение и (или)
3) разрушения
или повреждения жилого
4) систематического
нарушения прав и законных
интересов соседей, которые
5) использование
жилого помещения не по
Однако, в силу ч.5 ст.103 ЖК РФ недопустимо выселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Законом N 159-ФЗ в ст. 8 определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).
Законом определено, что дети, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Сохранение права собственности на жилье гарантировано нормами ст. 148 СК РФ, ст. 71 ЖК РФ.
Дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей или находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профобразования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Такое же право предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания.
Снятие детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, с регистрационного учета
по месту жительства или по месту
пребывания осуществляется с согласия
органов опеки и
Согласно ст.
60 СК РФ ребенок имеет право
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. ст. 26, 28 ГК РФ.
Так, в специальном докладе Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае «О соблюдении прав и законных интересов детей в Пермском крае в 2011 году» отмечалось следующее.В течение последних трех лет (с 2009 по 2011 год) к Уполномоченному поступали жалобы лиц из числа детей-сирот по фактам нарушения их жилищных прав со стороны так называемых "черных риелторов".
В феврале 2011 года Уполномоченным по правам ребенка по тревожному сигналу о массовых нарушениях жилищных прав сирот была проведена выездная проверка условий проживания бывших воспитанников детских домов. В одном из домов по ул. Делегатской, 43, практически несколько подъездов многоквартирного дома заселены ребятами из числа детей-сирот. В ходе беседы с ребятами, ставшими жертвами обмана со стороны риелторов и вынужденных сейчас проживать со своими сверстниками в комнате по два и более человека, был выявлен алгоритм действий определенного круга лиц по отчуждению у ребят полученного от государства жилья.
Так, например, одной из пострадавших была передана денежная сумма в размере 150000 рублей, после чего девушка подписала генеральную доверенность на совершение любых действий с ее жильем. Взамен ей было обещано предоставить двухкомнатную квартиру в Чусовском районе взамен комнаты в доме по ул. Делегатской в городе Перми. Заявление в полицию девушка написать отказалась, так как опасается мести со стороны риелторов.
Как правило, под влиянием обмана, введением в заблуждение, запугивания всем опрошенным выдавалась на руки небольшая в сравнении со стоимостью жилья денежная сумма (от 100000 до 300000 тыс. рублей), а затем подписывались все необходимые документы для отчуждения жилья.
Такая незащищенная категория лиц, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей на период их адаптации к самостоятельной жизни получили своего рода гарантию, что как минимум 5 лет полученное ими жилье не будет отчуждено иными лицами. Ведь согласно ч.3 ст.92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем (кроме последующей передачи помещения по договору социального найма) жилье нельзя приватизировать, и соответственно продать.
Нормативно-правовые акты
Информация о работе Права на жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей