Сертификаты могут получить
все состоящие на жилищном учете
лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей в возрасте от 18 до 23 лет.
Выплаты или сертификаты
могут получить все состоящие
на жилищном учете лица из числа
детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей в возрасте
старше 23 лет.
В каждой территории стоимость
сертификата
своя (она определяется исходя из утвержденной
для каждого муниципального образования
стоимости квадратного метра). Расчет
производится исходя из 18 кв.м.
Срок реализации жилищного
сертификата - 9 месяцев. Сертификат дает
возможность приобрести жилье в любом населенном пункте Пермского
края – без привязки к тому району, где
нуждающийся стоит на учете.
Если же сирота не сможет
реализовать сертификат, то по истечении
10 месяцев он обязан будет вернуть
его в жилищный комитет администрации
района, где состоит на жилищном учете. В этом случае
с учета нуждающихся в жилье сирота не
снимается.
Механизм предоставления
жилья по договору социального найма,
то есть обеспечение жилыми помещениями,
при этом остается. Эти механизмы
действуют параллельно. Одним из преимуществ пилотного
проекта является то, что очередность
при обеспечении жилищными сертификатами
или выплатами не соблюдается. Важно лишь
ваше желание участвовать в проекте.
Для участия в проекте нужно предоставить
в жилищный комитет администрации муниципального
района следующие документы:
- заявление (установленной
формы);
- копию паспорта;
- копии документов, подтверждающих
статус сироты (постановление о
назначении опекуна, передаче
в приемную семью, справку из
детского дома и др.);
- выписку из Единого государственного
реестра прав на недвижимое имущество
и сделок с ним об отсутствии жилых помещений
в собственности;
- справку государственного
унитарного предприятия «Центр
технической инвентаризации Пермского
края» об отсутствии жилых
помещений, находящихся в собственности;
- справку о месте
проживания на момент предоставления
документов;
- копию свидетельства
о регистрации права собственника
данного жилого помещения, либо
справку уполномоченного органа;
- документ из образовательного
учреждения об окончании (прекращении) обучения в образовательном
учреждении, копию военного билета, копию
справки об освобождении и др.
Уполномоченный при
Президенте РФ по правам ребенка Павел
Астахов не раз обращал внимание
глав регионов, которые он посещал
с инспекционными поездками, на неудовлетворительное
качество и недостаточное количество
предоставляемого детям-сиротам жилья.
Во время недавнего визита в Волгоградскую
область Астахов рассмотрел вопрос с предоставлением
квартир сиротам в Кировском районе Волгограда.
Квартиры образовывались путем деления
малогабаритных двухкомнатных квартир.
По данному факту возбуждено уголовное
дело. Тот факт, что сейчас с помощью жилищных
сертификатов бывшие воспитанники детских
домов могут самостоятельно выбрать себе
жилье в любом городе или районе края,
жилье в некотором роде решает часть проблем.
В прошлом году в крае было выдано 159 таких
сертификатов9.
2.2. Предоставление жилых помещений
по договору социального найма.
Основным
нормативным актом, регламентирующим
жилищные правоотношения, является Жилищный
кодекс. Статья 57 ЖК РФ устанавливает порядок
предоставления жилых помещений по договорам
социального найма гражданам, состоящим
на учете в качестве нуждающихся в жилых
помещениях. Согласно п. 1 данной статьи
жилые помещения предоставляются гражданам,
состоящим на учете в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, в порядке очередности,
исходя из времени принятия таких граждан
на учет. При этом п. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает
исключение из общего правила – категории
лиц, которым жилые помещения по договорам
социального найма должны предоставляться
вне очереди. Именно к данной категории
относятся дети-сироты.
Дополнительные
гарантии прав на имущество и жилое
помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального
закона № 159‑ФЗ[1]. Дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей,
а также дети, находящиеся под опекой (попечительством),
не имеющие закрепленного жилого помещения,
после окончания пребывания в образовательном
учреждении или учреждении социального
обслуживания, а также в учреждениях всех
видов профессионального образования,
либо по окончании службы в рядах Вооруженных
Сил Российской Федерации, либо после
возвращения из учреждений, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, должны
обеспечиваться органами исполнительной
власти по месту жительствавне очереди
жилой площадью не ниже установленных
социальных норм.
Таким
образом, федеральное законодательство,
помимо внеочередного предоставления
жилья детям-сиротам, определяет еще
и минимальный размер предоставляемого
жилого помещения (не ниже установленных
социальных норм), а также то, на кого возлагается
обязанность предоставления жилых помещений
– на органы исполнительной власти по
месту жительства.
Согласно
ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства
являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Аналогичные
нормы предусмотрены Федеральным законом
№ 48‑ФЗ[2], а также ст.
121 СК РФ, определяющими, что вопросы организации
и деятельности органов исполнительной
власти субъекта РФ по осуществлению опеки
и попечительства над детьми, оставшимися
без попечения родителей, регулируются
законами субъектов РФ, Семейным кодексом,
Гражданским кодексом. При этом исходя
из положений Федерального закона № 131‑ФЗ[3] органы местного
самоуправления поселения имеют право
на участие в осуществлении деятельности
по опеке и попечительству.
В то
же время расходы на предоставление
жилья детям-сиротам частично финансируются
за счет средств федерального бюджета.
Правила предоставления субсидий из
федерального бюджета в целях
софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение
жилыми помещениями детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, а
также детей, находящихся под опекой (попечительством),
не имеющих закрепленного жилого помещения
утверждены Постановлением Правительства
РФ от 21.03.2007 № 167.
Субсидии
перечисляются в бюджеты субъектов
РФ на счета территориальных органов
Федерального казначейства (ОФК), открытые
для кассового обслуживания исполнения
бюджетов субъектов РФ. При этом
высший орган исполнительной власти
субъекта РФ (местная администрация) вправе
выбрать между получением указанных субсидий
в порядке, предусматривающем учет этих
средств на лицевых счетах, открытых получателям
средств бюджетов субъектов РФ в территориальных
ОФК (а в случае их передачи в местные бюджеты
– на лицевых счетах, открытых получателям
средств местных бюджетов в территориальных
ОФК), или получением этих субсидий в порядке
компенсации произведенных кассовых расходов.
Таким
образом, федеральное законодательство
возлагает обязанности по обеспечению
детей-сирот жильем на органы
исполнительной власти субъектов РФ, которые
могут своими законами передать отдельные
полномочия органам местного самоуправления,
предоставляя при этом финансовые ресурсы
на их выполнение. Из федерального бюджета
предоставляются субсидии на обеспечение
жилыми помещениями детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, а
также детей, находящихся под опекой (попечительством),
не имеющих закрепленного жилого помещения.
Регламентация
предоставления жилья на уровне субъектов
РФ
В субъектах РФ принимаются
нормативные правовые акты (как правило,
законы), которые регламентируют порядок
предоставления жилья детям-сиротам. Рассмотрим,
как это осуществляется в некоторых регионах.
В Нижегородской
области действует Закон Нижегородской
области № 147‑З[4], устанавливающий
на территории данной области порядок
предоставления мер социальной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 5 Закона
Нижегородской области № 147‑З определяет следующий
порядок обеспечения детей-сирот жилыми
помещениями.
Дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей,
не имеющие закрепленного жилого
помещения в момент постановки на
учет в органах местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов
Нижегородской области, осуществляющих
государственные полномочия по организации
и осуществлению деятельности по опеке
и попечительству в отношении несовершеннолетних
граждан, ставятся на учет нуждающихся
в обеспечении жилыми помещениями в органах
местного самоуправления по месту их выявления
и первичного устройства.
Дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей,
а также лица из их числа, не имеющие
закрепленного жилого помещения
и состоящие на учете нуждающихся
в обеспечении жилыми помещениями в органах
местного самоуправления, обеспечиваются
органами местного самоуправления жилой
площадью не ниже установленных действующим
жилищным законодательством социальных
норм однократно.
Законом Нижегородской
области № 116‑З[5] государственными
полномочиями по обеспечению жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
не имеющих закрепленного жилого помещения,
наделены органы местного самоуправления.
Финансовые средства, необходимые для
осуществления органами местного самоуправления
передаваемых государственных полномочий,
ежегодно предусматриваются в законе
Нижегородской области об областном бюджете
на очередной финансовый год в форме субвенций.
Таким образом, в
Нижегородской области органы местного
самоуправления по месту выявления
и первичного устройства ребенка, оставшегося
без попечения родителей, обязаны
осуществлять меры по реализации права
ребенка на жилое помещение. С этой
целью органы местного самоуправления
по месту нахождения закрепленных за детьми
жилых помещений ведут учет таких помещений
и обеспечивают их сохранность, а также
организуют проведение необходимых мероприятий
по подготовке жилых помещений к заселению
детей-сирот. Обязанность предоставления
жилой площади детям-сиротам, не имеющим
закрепленного жилого помещения, возложена
также на органы местного самоуправления,
для чего им предоставляются средства
из областного бюджета.
Более
детальная регламентация предоставления
жилья детям-сиротам осуществлена в Приморском
крае, при этом полномочия по приобретению
жилья не передаются органам местного
самоуправления. Закон Приморского края
№ 125‑КЗ[6] устанавливает
норму предоставления площади жилого
помещения (не менее 16 кв. м и не более 33
кв. м общей площади жилого помещения),
а также требование подтверждать среднюю
рыночную стоимость 1 кв. м общей площади
жилья органами местного самоуправления
муниципального образования, на территории
которого приобретается жилое помещение,
либо данными органов государственной
статистики. Приобретаемое жилое помещение
должно отвечать соответствующим санитарным
и техническим правилам и нормам и иным
требованиям действующего законодательства,
быть благоустроенным применительно к
условиям соответствующего населенного
пункта.
Выбор
жилого помещения на территории муниципального
образования, в органах местного
самоуправления которого состоит на
учете в качестве нуждающегося в жилом
помещении ребенок-сирота, осуществляется
путем проведения открытого конкурса
на приобретение в государственную собственность
Приморского края жилых помещений в целях
обеспечения жильем отдельных категорий
граждан. Этим занимается орган исполнительной
власти Приморского края, уполномоченный
Администрацией Приморского края на приобретение
жилых помещений.
На
органы местного самоуправления возложен
учет нуждающихся в приобретении
жилья детей-сирот. Для принятия
на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении
законные представители детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
детей, находящихся под опекой (попечительством),
подают заявление. Если лицо из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
не было поставлено на учет в качестве
нуждающегося в получении жилого помещения,
то оно подает заявление самостоятельно.
Такое заявление подается в органы местного
самоуправления по месту установления
опеки (попечительства), заключения договора
о передаче детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на воспитание
в приемную семью, детский дом семейного
типа либо по месту нахождения учреждений,
воспитанниками которых являются дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения родителей,
либо воспитанниками которых являлись
лица из их числа.
В Тамбовской
области пошли по пути монетизации
льгот: вместо приобретения жилья детям-сиротам
стали выдавать субсидию на данные
цели. Положение о порядке предоставления
субсидии на приобретение жилых помещений
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из их числа, а также отдельным
гражданам, находящимся в исключительно
трудной жизненной ситуации[7] предусматривает,
что детям-сиротам, детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
в возрасте от 18 до 23 лет по окончании их
пребывания в образовательных и иных учреждениях,
в том числе в учреждениях социального
обслуживания, в приемных семьях, детских
домах семейного типа, при прекращении
опеки (попечительства), а также по окончании
службы в Вооруженных Силах Российской
Федерации или по возвращении из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения
свободы, предоставляется субсидия на
приобретение жилья.
Субсидия
может быть использована гражданами
на приобретение готового
жилья по их выбору. Жилые помещения должны
соответствовать требованиям, предъявляемым
к пригодным для постоянного проживания
жилым помещениям применительно к условиям
выбранного населенного пункта. Допускается
приобретение жилого помещения, общая
площадь которого меньше нормы предоставления
жилого помещения на человека, но не менее
учетной нормы площади жилого помещения,
установленной органами местного самоуправления
в месте приобретения жилого помещения.
Граждане,
претендующие на получение субсидии,
обращаются в органы местного самоуправления
по месту их выявления как лиц, относящихся
к категории детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, с заявлением
по установленной положением форме, одновременно
представляя пакет документов: