Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 10:53, реферат
Особая значимость прав человека в жизни общества определена в принципах, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах и ряде других актов:
1) Права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
2) Права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому;
3) Права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и за-щита – обязанность государства;
4) Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права других лиц;
Введение……………………………………………………………………......3
1. Понятие права на жизнь……………………………………….….……….5
2. Конституционно-правовые основания и предпосылки права на жизнь………………………………………………………………………...….7
2.1. Смертная казнь……...……………………………………………...…..…8
2.2. Эвтаназия…………………………………………………………..…......10
2.3. Трансплантация органов и тканей……………………………….......…13
2.4. Самоубийство……………………………………………………………14
2.5. Аборт………………………………………………………………..…....15
2.6. Право на здоровье и здоровую окружающую сре-ду………….…….....17
2.7. Вооруженный конфликт…………………………………….…….....….19
2.8. Право на достойное существование……………………………………21
2.9. Право на свободу и личную неприкосновенность…………………….22
Заключение………………………………………………………..………......24
Список использованных источников………………………………….….…26
Среди множества хирургических вмешательств, производимых врачами, искусственный аборт является одним из наиболее сложных и опасных. Причем последствия аборта наблюдаются не во время операции, а в более отдаленный период, при наступлении желанной беременности.
2.6. Право на здоровье и здоровую окружающую среду.
Многочисленные болезни, региональные войны, отсутствие должного внимания со стороны большинства государств усиливают отрицательные тенденции в области здравоохранения. В Беларуси на здоровье людей отрицательное влияние оказали также последствия Чернобыльской катастрофы. В сложившейся ситуации чрезвычайно важно то, что в соответствии с Пактом об экономических, социальных и культурных правах государства «признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья»6.
Согласно Конституции Республики Беларусь, статье 5 закона Республики Беларусь «Об охране здоровья», «граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должности и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств имеют право на охрану здоровья». В числе мер, которые должны быть приняты государством для осуществления этого права, - создание условий, обеспечивающих всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни, улучшении внешней среды и гигиены труда.
С одной стороны, законодательство об охране здоровья основывается на единстве требований ко всем гражданам при возникновении у них субъективного права на помощь лекарствами, медицинскую помощь, санитарно-курортное лечение, с другой - законодательные нормы устанавливают критерии дифференциации в зависимости от свойств участников правоотношений, а именно – дети до 3-х лет, инвалиды, ветераны войны, воины-интернационалисты и другие. Таким образом, дифференциация в законодательстве об охране здоровья предусмотрена в зависимости от ряда социально важных обстоятельств. Значит, существуют принципы охраны здоровья, такие как всеобщность, обеспечение права граждан на охрану здоровья за счет средств бюджета и личных средств граждан, единство и дифференциация обеспечения лекарствами, санаторно-курортным лечением, оказание медицинской помощи, принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принципы организации охраны здоровья.
Вместе с тем забота о своем здоровье должна быть не только правом, но и обязанностью.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.
2.7. Вооруженный конфликт.
Жизнь человека
– самый ценный и самый
Войны как абсолютное зло представляют собой наибольшую угрозу жизни человека, существованию целых народов. После окончания самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войны и принятия Устава ООН, поставившего войну вне закона, войны, однако не ушли в прошлое. Лишь на последнее десятилетие прошедшего века по подсчетам Международного института войны и мира пришлось более 100 активных вооруженных конфликтов.
Опасный вызов самому
существованию человечества
Отказ от войны и участие в ней – это направление получило отражение в международном праве как принцип, обязывающий государство проводить политику сокращения вооружений, безусловного отказа от применения ядерного оружия.
Государство провозглашает
право на жизнь основным
Положенные в основу
международного гуманитарного
Комитет по правам человека дважды принимал Общие замечания, посвященные раскрытию права на жизнь. Эти замечания не сводятся к отмене смертной казни, а имеют весьма широкое содержание. Приоритетным направлением здесь является обеспечение мира и безопасности, ибо война является крайним отрицанием права на жизнь. Поэтому Комитет в своих общих замечаниях отмечает, что в призме этого права высшим долгом любого государства является предотвращение войн. Особо в этой проблеме выделяется ядерное оружие. Комитет считает, что разработка, испытание, производство и развертывание этого вида оружия представляет собой одну из серьезнейших угроз праву на жизнь, нависших в настоящее время над человеком и что производство, испытание, обладание, развертывание и применение ядерного оружия должно быть запрещено и признано преступлением против человечества.
Думается, что вполне естественна борьба против угрозы войны и, особенно против оружия массового уничтожения с позиций защиты прав и свобод человека, особенно его права на жизнь. Было бы по меньшей мере странно, если бы люди боролись за жизни десятков или даже сотен людей в разных странах, забывая в то же время, что любой вооруженный конфликт уносит тысячи, если не миллионы жизней, а ядерная катастрофа означала бы, скорее всего, конец всего человечества.
2.8. Право на достойное существование.
Право на жизнь
– это право на достойное
человека существование. Сюда входит
право на социальное
Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, которые, в силу объективных обстоятельств, лишены полностью или частично способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Данный комплекс прав закреплен в статьях 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека и гражданина, статьях 9-12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, статье 26 Конвенции о правах ребенка.
Основными видами
социального обеспечения
К системе социального
обеспечения могут быть
2.9. Право на свободу и личную неприкосновенность.
Близким к праву
на жизнь является
Личная неприкосновенность
включает в себя физическую
и психическую
Прямое отношение к праву на жизнь имеет сокращение детской смертности и увеличения продолжительности человеческой жизни. Комитет по правам человека требует при представлении докладов государств и представления соответствующих данных о продолжительности жизни населения. Наличие, например, высокой детской смертности означает, что государство не обеспечивает права на жизнь для своих граждан, и к этому государству будут применяться определенные международные меры.
Заключение
Право на жизнь, закрепленное в международно-правовых документах, в Конституции Республики Беларусь имеют сложную структуру и содержание, так как данное право не означает, что государство тем самым разрешает, дозволяет жизнь собственных граждан. Жизнь возникает вне государственных велений, и биологическое рождение ребенка меньше всего нуждается в наличии государственных институтов. Следовательно, жизнь должна рассматриваться правом не только как форма биологического существования, но и как способ самореализации конкретной личности.
В классическом понимании субъективное право на жизнь зависит от воли и сознания субъекта. Человек использует то благо, которое ему даровано. Более того, человек может самостоятельно лишить себя такого блага (самоубийство).
Как уже отмечалось, право на жизнь включает в себя целый ряд других прав и является по отношению к ним фундаментальным, основным.
Закрепление права на жизнь в статье 24 Основного Закона Республики Беларусь показывает, что оно является основой правового статуса человека и гражданина. Право на жизнь является приоритетным по отношению к другим правам, так как, если человек лишен жизни, то он уже в других правах не нуждается. Согласно этому праву никто не может быть произвольно лишен жизни.
В современном
мире одной из задач
И хотелось бы надеется, что человечество осознает, что право на жизнь является высшей ценностью цивилизации, и найдет тот гуманный путь развития, при котором это право не будет ущемляться. И от того, как быстро человечество станет на такой путь, зависит количество человеческих жизней, которые будут спасены, потому что в мире в результате насилия ежедневно погибает большое число людей.
Список использованных источников: