Право человека на жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 10:53, реферат

Описание работы

Особая значимость прав человека в жизни общества определена в принципах, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах и ряде других актов:
1) Права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
2) Права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому;
3) Права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и за-щита – обязанность государства;
4) Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права других лиц;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......3
1. Понятие права на жизнь……………………………………….….……….5
2. Конституционно-правовые основания и предпосылки права на жизнь………………………………………………………………………...….7
2.1. Смертная казнь……...……………………………………………...…..…8
2.2. Эвтаназия…………………………………………………………..…......10
2.3. Трансплантация органов и тканей……………………………….......…13
2.4. Самоубийство……………………………………………………………14
2.5. Аборт………………………………………………………………..…....15
2.6. Право на здоровье и здоровую окружающую сре-ду………….…….....17
2.7. Вооруженный конфликт…………………………………….…….....….19
2.8. Право на достойное существование……………………………………21
2.9. Право на свободу и личную неприкосновенность…………………….22
Заключение………………………………………………………..………......24
Список использованных источников………………………………….….…26

Файлы: 1 файл

констит право на жизнь(кур) 1 курс.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

  Среди множества хирургических  вмешательств, производимых врачами, искусственный аборт является одним из наиболее сложных и опасных. Причем последствия аборта наблюдаются не во время операции, а в более отдаленный период, при наступлении желанной беременности.

 

2.6.  Право на здоровье и здоровую окружающую среду.

   Многочисленные болезни, региональные войны, отсутствие должного внимания со стороны большинства государств усиливают отрицательные тенденции в области здравоохранения. В Беларуси на здоровье людей отрицательное влияние оказали также последствия Чернобыльской катастрофы. В сложившейся ситуации чрезвычайно важно то, что в соответствии с Пактом об экономических, социальных и культурных  правах государства «признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья»6.

  Согласно Конституции Республики Беларусь, статье 5 закона Республики Беларусь «Об охране здоровья», «граждане Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности, должности и социального положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств имеют право на охрану здоровья». В числе мер, которые должны быть приняты государством для осуществления этого права,  - создание условий, обеспечивающих всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни, улучшении внешней среды и гигиены труда. 

  С одной стороны, законодательство об охране здоровья основывается на единстве требований ко всем гражданам при возникновении у них субъективного права на помощь лекарствами, медицинскую помощь, санитарно-курортное лечение, с другой - законодательные нормы устанавливают критерии дифференциации в зависимости от свойств участников правоотношений, а именно – дети до 3-х лет, инвалиды, ветераны войны, воины-интернационалисты и другие. Таким образом, дифференциация в законодательстве об охране здоровья предусмотрена в зависимости от ряда социально важных обстоятельств. Значит, существуют принципы охраны здоровья, такие как всеобщность, обеспечение права граждан на охрану здоровья за счет средств бюджета и личных средств граждан, единство и дифференциация обеспечения лекарствами, санаторно-курортным лечением, оказание медицинской помощи, принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения  и принципы организации охраны здоровья. 

  Вместе с тем забота о своем здоровье должна быть не только правом, но и обязанностью.

  Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

   Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания  о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

2.7.  Вооруженный конфликт.

   Жизнь человека  – самый ценный и самый хрупкий  дар природы. Демографы утверждают, что половина жителей Земли умирает преждевременно, а в большинстве их – в результате насилия. В начале 90-х годов XX века ежегодно в мире в результате насилия погибало около 750 тысячи человек. Насильственную смерть несут прежде всего войны. Подсчитано, что за 5500 лет на Земле было 14513 больших и малых войн, во время которых было убито 3 млрд. 640 млн. человек [14, С.1].

    Войны как абсолютное зло представляют собой наибольшую угрозу жизни человека, существованию целых народов. После окончания самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войны и принятия Устава ООН, поставившего войну вне закона, войны, однако не ушли в прошлое. Лишь на последнее десятилетие прошедшего века по подсчетам Международного института войны и мира пришлось более 100 активных вооруженных конфликтов.

  Опасный вызов самому  существованию человечества представляет  ядерная угроза и основанная на ней силовая геополитика. В силу этого проблема сохранения и защиты человеческой жизни и жертв войны, насколько это возможно в экстремальных условиях вооруженного конфликта, остается чрезвычайно актуальной в наши дни. Не будучи в состоянии искоренить войны, человечество идет по пути гуманизации их законов и обычаев.

  Отказ от войны  и участие в ней – это направление получило отражение в международном праве как принцип, обязывающий государство проводить политику сокращения вооружений, безусловного отказа от применения ядерного оружия.

  Государство провозглашает  право на жизнь основным правом  и на законодательном уровне закрепляет это право, отмечая, что человек не может быть лишен жизни. В тоже время, вступая в ряды вооруженных сил, солдат принимает присягу, говоря о том, что в случае надобности отдаст жизнь за свою Родину. Значит, во время войны отдать жизнь за свое Отечество не только не запрещается, но даже приветствуется государством. Важно отметить, что применительно к ситуации вооруженного конфликта необходимо точное определение субъектов права на жизнь, поскольку убийство лиц из состава вооруженных сил противника считается законным. Исходя из этой особенности, в гуманитарных конвенциях уточняется круг лиц, на жизнь которых запрещено покушаться. К ним относятся раненые, больные, военнопленные, гражданские лица, а также убийство противника, сложившего оружие. Запрещаются действия, имеющие целью вызвать голод среди гражданского населения, разрушение объектов и установок, необходимых для выживания граждан и другие. Провозглашение права на жизнь и его реальная защита были бы недостаточными  без указанных уточнений.

  Положенные в основу  международного гуманитарного права  принципы и нормы, призванные  защищать право на жизнь, становятся последней преградой на пути варварства и ужасов, к которым ведет война. Соблюдение этих норм не только защищает человеческую жизнь и среду обитания во имя сохранения жизни, но и способствует поддержанию нравственно-психологического климата в обществе в режиме гуманности и сострадания.   

   Комитет по правам человека дважды принимал Общие замечания, посвященные раскрытию права на жизнь. Эти замечания не сводятся к отмене смертной казни, а имеют весьма широкое содержание. Приоритетным направлением здесь является обеспечение мира и безопасности, ибо война является крайним отрицанием права на жизнь. Поэтому Комитет в своих общих замечаниях отмечает, что в призме этого права высшим долгом любого государства является предотвращение войн. Особо в этой проблеме выделяется ядерное оружие. Комитет считает, что разработка, испытание, производство и развертывание этого вида оружия представляет собой одну из серьезнейших угроз праву на жизнь, нависших в настоящее время над человеком и что производство, испытание, обладание, развертывание и применение ядерного оружия должно быть запрещено и признано преступлением против человечества.

           Думается, что вполне естественна  борьба против угрозы войны и, особенно против оружия массового уничтожения с позиций защиты прав и свобод человека, особенно его права на жизнь. Было бы по меньшей мере странно, если бы люди боролись за жизни десятков или даже сотен людей в разных странах, забывая в то же время, что любой вооруженный конфликт уносит тысячи, если не миллионы жизней, а ядерная катастрофа означала бы, скорее всего, конец всего человечества.

2.8.  Право на достойное существование.

   Право на жизнь  – это право на достойное  человека существование. Сюда входит  право на социальное обеспечение,  социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.

   Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам, которые, в силу объективных обстоятельств, лишены полностью или частично способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Данный комплекс прав закреплен в статьях 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека и гражданина, статьях 9-12 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, статье 26 Конвенции о правах ребенка.

   Основными видами  социального обеспечения являются  пенсии, пособия, различные социальные  услуги. Социальное обеспечение предоставляется в денежной (пенсии, пособия) и натуральной форме (социальное обслуживание). Социальное обеспечение осуществляется за счет системы социального страхования и национальной системы социального обеспечения. Фонды социального страхования образуются в основном из страховых взносов работодателей и дотаций государства.

   К системе социального  обеспечения могут быть отнесены  и некоторые гражданско-правовые  формы обеспечения нетрудоспособных, например возмещение вреда, алименты.

2.9.  Право на свободу и личную неприкосновенность.

   Близким к праву  на жизнь является конституционное  право человека на свободу  и личную неприкосновенность. Уровень  реализации права на свободу и личную неприкосновенность, его защиты и гарантированности нормами права – важный показатель демократизации общества, необходимая предпосылка становления и формирования правового государства. Государство и его институты должны быть заинтересованы в том, чтобы были реализованы права и свободы человека. Право на свободу означает, что любое лицо, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т.д., вправе совершать любые действия, которые не противоречат закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было. Кроме этого оно включает в себя комплекс таких правомочий, как свобода выбора места пребывания, свобода передвижения, свобода действий, совести, слова и другие.

   Личная неприкосновенность  включает в себя физическую  и психическую неприкосновенность. Физическая неприкосновенность предполагает установление государственных гарантий от посягательств на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и стороны отдельных граждан. Обеспечение психической неприкосновенности включает в себя комплекс гарантий по защите от посягательств на психическое и нравственное здоровье личности, интеллектуальную и волевую сферу сознания человека.  

    Прямое отношение к праву на жизнь имеет сокращение детской смертности и увеличения продолжительности человеческой жизни. Комитет по правам человека требует при представлении докладов государств и представления соответствующих данных о продолжительности жизни населения. Наличие, например, высокой детской смертности означает, что государство не обеспечивает права на жизнь для своих граждан, и к этому государству  будут применяться определенные международные меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Право на жизнь,  закрепленное в международно-правовых документах, в Конституции Республики Беларусь имеют сложную структуру и содержание, так как данное право не означает, что государство тем самым разрешает, дозволяет жизнь собственных граждан. Жизнь возникает вне государственных велений, и биологическое рождение ребенка меньше всего нуждается в наличии государственных институтов. Следовательно, жизнь должна рассматриваться правом не только как форма биологического существования, но и как способ самореализации конкретной личности.

  В классическом понимании  субъективное право на жизнь зависит от воли и сознания субъекта. Человек использует то благо, которое ему даровано. Более того, человек может самостоятельно лишить себя такого блага (самоубийство).

   Как уже отмечалось, право на жизнь включает в  себя целый ряд других прав и является по отношению к ним фундаментальным, основным.

   Закрепление права  на жизнь в статье 24 Основного  Закона Республики Беларусь показывает, что оно является основой правового статуса человека и гражданина. Право на жизнь является приоритетным по отношению к другим правам, так как, если человек лишен жизни, то он уже в других правах не нуждается. Согласно этому праву никто не может быть произвольно лишен жизни.

   В современном  мире одной из задач международного  сотрудничества является охрана права на жизнь, как наиболее уязвимого и нарушаемого. Несмотря на всю его значимость, нигде в мире сегодня оно не обеспечивается и не гарантируется. Реализуется право на жизнь неудовлетворительно, что связано с недостаточностью и крайней неэффективностью гарантий гражданских прав, несовершенством законов, слабым социально-экономическим развитием, ростом социального неравенства, падением жизненного уровня.

   И хотелось бы  надеется, что человечество осознает, что право на жизнь является высшей ценностью цивилизации, и найдет тот гуманный путь развития, при котором это право не будет ущемляться. И от того, как быстро человечество станет на такой путь, зависит количество человеческих жизней, которые будут спасены, потому что в мире в результате насилия ежедневно погибает большое число людей.   

                       

                

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

Информация о работе Право человека на жизнь