Право государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что право собственности, как и сама собственность играет важнейшую роль в общественной жизни.
Собственность возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

2.1 Содержание права государственной собственности

Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности.

В состав республиканского имущества входит:

1) имущество  государственной казны:

средства республиканского бюджета и средства Национального фонда Республики Казахстан;

иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами;

2) имущество, закрепленное за республиканскими  юридическими лицами.

3. В  состав коммунального имущества  входит:

1) имущество  местной казны: средства местного  бюджета; иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами;

2) имущество, закрепленное за коммунальными  юридическими лицами.

Закон о государственном имуществе определяет права и обязанности государства в сфере управления государственным имуществом, устанавливает порядок осуществления имущественных прав государства, включая владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим государству на праве собственности, порядок приобретения и прекращения прав на государственное имущество, в том числе при национализации и приватизации имущества, а также владение и (или) пользование им физическими лицами и негосударственными юридическими лицами.

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данный объект недвижимости, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.).

Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования объекта недвижимости путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо по общему правилу можно пользоваться имуществом, только фактически владея им.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы объекта недвижимости путем изменения, его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т.д.).

Управление государственным имуществом осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) законности;

2) подотчетности  и подконтрольности;

3) гласности;

4) эффективного  использования государственного  имущества на благо общества;

5) обеспечения  условий для развития конкуренции

В зависимости от вида государственного имущества управление государственным имуществом осуществляет Республика Казахстан или административно-территориальная единица Республики Казахстан.От имени Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан организует управление государственным имуществом и управляет республиканским имуществом.От имени административно-территориальной единицы управление коммунальным имуществом осуществляется местными исполнительными органами. Государственное имущество может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

  1. Право хозяйственного ведения является вещным правом государственного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Объектом права хозяйственного ведения может быть любое имущество. Право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за уже созданным государственным предприятием, возникает у этого предприятия в момент закрепления имущества на самостоятельном балансе предприятия.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное предприятием по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия. Право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям предусмотренным законодательством, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

Государственное предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения не вправе без письменного согласия собственника или уполномоченного им государственного органа:

1) отчуждать или иным  способом распоряжаться, сдавать  в долгосрочную аренду (свыше  трех лет), предоставлять во временное  безвозмездное пользование принадлежащие  ему здания, сооружения, оборудование  и другие основные средства  предприятия;

2) создавать филиалы, представительства, учреждать совместно с частными  предпринимателями предприятия  и совместные производства, вкладывать  в них свой производственный  и денежный капитал;

2-1) распоряжаться принадлежащими ему акциями, а также дебиторской задолженностью;

3) предоставлять займы;

4) выдавать поручительство  или гарантию по обязательствам  третьих лиц.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения не вправе продавать и заключать сделки дарения в отношении имущества, относящегося к основным средствам государственного предприятия, а также принадлежащих ему акций.

  1. Право оперативного управления является вещным правом учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия, получивших имущество от собственника и осуществляющихв соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан решает вопросы создания учреждения, казенного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, обладает правом определять юридическую судьбу учреждения, казенного предприятия, содержание его деятельности. Собственник осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью учреждением, казенным предприятием переданного собственником имущества. В случае, если учреждение, создается несколькими собственниками, отношения между ними и права собственников на управление своим имуществом определяются учредительным договором или аналогичным соглашением. Собственник закрепленного за учреждением или казенным предприятием имущества вправе изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению.

Учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами.

При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Республика Казахстан или административно-территориальная единица средствами соответствующего бюджета.При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Правительство Республики Казахстан:

1) осуществляет политику  эффективного управления государственным  имуществом;

2) издает нормативные  правовые акты в сфере управления  государственным имуществом в  пределах своей компетенции;

3) организует управление  государственным имуществом, вырабатывает  и осуществляет меры по его  использованию, обеспечивает защиту  права государственной собственности;

4) принимает решения о  создании, реорганизации, изменении  наименования и ликвидации республиканских  юридических лиц, национальных управляющих  холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, а также  иных акционерных обществ и  товариществ с ограниченной ответственностью, в отношении которых Республика  Казахстан выступает единственным акционером (участником);

5) принимает решения о  выдаче или отказе в выдаче  разрешения на обременение стратегических  объектов правами третьих лиц  либо их отчуждение;

10) принимает постановления  о начале принудительного отчуждения  земельного участка или иного  недвижимого имущества в связи  с изъятием земельного участка  для государственных нужд или  прекращении принудительного отчуждения  земельного участка или иного  недвижимого имущества в связи  с изъятием земельного участка  для государственных нужд;

11) принимает решение о  приватизации предприятий как  имущественных комплексов или  принадлежащих государству акций  и долей участия в уставном  капитале организаций, являющихся  субъектами естественной монополии  или субъектами рынка, занимающими  доминирующее или монопольное  положение на рынке;

12) принимает решение о  передаче республиканского государственного  имущества в уставный капитал  товарищества с ограниченной  ответственностью либо в оплату  акций акционерного общества;

13) принимает решение о  приобретении акций акционерного  общества и доли участия в  уставном капитале товарищества  с ограниченной ответственностью  в состав республиканского имущества;

14) осуществляет право  государства как акционера (участника) на участие в управлении национальными  управляющими холдингами, национальными  холдингами, национальными компаниями, иными акционерными обществами  и товариществами с ограниченной  ответственностью с участием  государства или наделяет этим  правом уполномоченный орган  по государственному имуществу;

15) принимает решения об  использовании материальных ценностей  государственного материального  резерва для мобилизационных  нужд, принятия мер по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций  и их последствий, оказания регулирующего  воздействия на рынок, помощи  беженцам и гуманитарной помощи;

16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, Законом о государственном имуществе, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.[18]

2.3 Процесс приватизации  права государственной собственности

Экономическая реформа в Казахстане проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами.

Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием казахстанских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода Казахстана к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление».

Разгосударствление – преобразование государственных предприятий с передачей функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам.

Приватизация - приобретение у государства гражданами и юридическими лицами объектов государственной собственности или акций государственных акционерных обществ.

Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.

При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации.

 

Приватизация государственной собственности как основа радикальных социально-экономических реформ, проводимых в Республике Казахстан, началась в 1991 году.

Существенное влияние на ход приватизационных процессов в Казахстане помимо общих для всех постсоциалистических стран факторов оказали и особенности экономики республики, в частности:

- сырьевая специализация  экономики и связанное с этим  преобладание тяжелых отраслей  промышленности;

- зависимость производства  от поставок сырья и материалов  из-за пределов республики;

- монополизированность экономики: 20 % предприятий республики производили 80 % продукции;

- недостаточная развитость  производств, работающих на конечного  потребителя, и сферы услуг;

- большая доля аграрного  сектора с преобладанием крупных  зерновых хозяйств и отгонного  животноводства;

- наличие отдаленных слаборазвитых  сельских районов;

- неразвитость производственной  и финансовой инфраструктуры, транспорта  и связи;

- более низкий, чем в  восточноевропейских странах и  европейских республиках бывшего  СССР, уровень жизни населения;

- социальная и национальная  неоднородность населения.

Все эти особенности определили специфику программы приватизации в нашей республике, реализация которой осуществляется в три этапа. Начало и завершение каждого из них связано с принятием соответствующих законодательных и нормативных актов, существенно меняющих цели, условия, формы и методы приватизации.

Закон Республики Казахстан "О разгосударствлении и приватизации", принятый 22 июля 1991 г., и нормативные акты, принятые на его основе, положили начало первому этапу разгосударствления и приватизации (1991-1992 гг.).

Цели первого этапа — последовательное преобразование государственной формы собственности в другие ее формы;

Информация о работе Право государственной собственности