Право государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что право собственности, как и сама собственность играет важнейшую роль в общественной жизни.
Собственность возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

приобретение гражданами имущества (ценных бумаг) госу­дарственных предприятий. На первом этапе намечалось при­ватизировать около 50% мелких и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий, большинство мелких магазинов, ряд организаций материально-технического снабжения и сферы услуг. Был создан комитет по Государственному имуществу Республики Казахстан.Закон "О разгосударствлении и приватизации" предусматривал три метода приватизации: поэтапный выкуп предприятий трудовыми коллективами, аукцион и тендер, причем преимущественное право приватизации было предоставлено коллективам соответствующих предприятий.

На первом этапе разгосударствления и приватизации в республике было преобразовано 6198 предприятий; наибольшая доля пришлась на объекты торговли (29,6%) и бытового обслуживания (25,8%)

На первом этапе приватизации удалось завершить формирование нормативно-правовой базы приватизации в республике. Наиболее значительным итогом первого этапа является перевод спонтанного приватизационного процесса на законодательно регулируемую базу.

Анализ первого этапа реализации приватизационной программы показал необходимость:

- увеличения темпов преобразований  собственности;

- эффективного руководства  процессом приватизации со стороны  правительства;

- выработки механизма, позволяющего  создать равные стартовые условия  всем гражданам республики в  процессе приватизации.

В соответствии с принятым Указом Президента РК от 5 марта 1993 г. № 1135 "О национальной программе разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 гг." осуществлялась реализация второго этапа приватизации.

Целью второго этапа Национальной программы разгосударствления и приватизации явилось создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению национального имущества путем безвозмездной передачи производственных объектов, других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству.

Четко были определены четыре направления приватизации (по целям установкам и группам объектов):

  1. малая приватизация мелких предприятий через аукционы и тендеры с одновременным проведением мер по обеспечению конкуренции при продаже;
  2. массовая приватизация средних и крупных предприятий через их конверсию в акционерные общества с последующей реализацией акций за инвестиционные купоны, распределяемые среди населения бесплатно;
  3. приватизация очень крупных или специализированных объектов государственной собственности на основе индивидуальных проектов;
  4. приватизация в агропромышленном комплексе государства

Основная задача второго этапа заключалась в том, чтобы выполнить сугубо социальную функцию, а именно: распределить среди граждан республики определенную часть государственной собственности.

С 1994 г. Было разрешено вложение иностранного капитала в приватизационные инвестиционные фонды, а с весны 1995 г. иностранные юридические и физические лица были допущены к участию в аукционах по продаже любых объектов, где они могли расплачиваться валютой и приобретать до 31 % акций приватизируемых предприятий.

Основными условиями, выдвигаемыми перед иностранными инвесторами, являлись:

- инвестиции в основное  производство в соответствии  с разработанной инвестиционной программой, где оговаривались сроки, объемы и направления;

- рост объемов производства основной номенклатуры выпускаемой продукции, разбитые на этапы по времени;

- обязательства по выплате долгов предприятия по заработной плате, перед бюджетом и поставщиками.

Эти обязательства конкретно оговаривались в каждом случае и носили индивидуальный характер, а также являлись предметом трудных переговоров с иностранными инвесторами.

В 1994 г. правительство республики приняло решение пе­редать ряд крупных предприятий в трастовое управление ино­странным инвесторам. При этом преследовалась цель, с од­ной стороны, привлечения финансовых средств за короткое время, с другой стороны — привлечения иностранного опыта менеджмента. Траст считается по национальному законодательству подготовительной стадией приватизации и несколько напоминает мировую практику приватизации в конфессиональной форме.

При заключении контрактов Госкомимущество придерживалось принципа осуществления управляющими фирмами финансирования за короткое время с момента заключения контракта. И как следствие в первую очередь были погашены задолженности по заработной плате, пенсионному фонду и бюджету. Контрактом оговаривалось проведение управляющими фирмами аудиторской проверки на предприятиях, взятых под управление. После передачи ряда предприятий в управление иностранным и отечественным инвесторам изменились в лучшую сторону некоторые экономические показатели. Так, объем ВВП за 1995 г. составил 992,5 млрд. тенге. Объем промыш­ленного производства в декабре 1995 г. против уровня пре­дыдущего года возрос на 13,6 %; в черной металлургии объем производства возрос в 1995 г. по сравнению с 1994 г. на 17,4 %, в цветной — на 1,9 %.

Предприятия промышленности, переданные в трастовое управление, за 1995 г. выпустили товарной продукции на 99,2 млрд. тенге, что составляет 48,9 % от общего объема товарной продукции промышленных предприятий

 

 

 

Заключение

Исследуя сущность государственной собственности можно сделать вывод, что данная форма собственности является неотъемлемым элементом экономических систем многих развитых стран и кардинально отличается целью, функциями и ролью от всех других форм. Роль государственной собственности в экономической системе прослеживается по нескольким направлениям.

Во-первых, она необходима в тех сферах и отраслях, которые остаются вне сферы деятельности частного бизнеса, приложения частного капитала. Обычно это те отрасли и производства, в которых сложно или невозможно получить среднюю норму прибыли, где низка отдача от вложений или положительный эффект наступает через продолжительный промежуток времени. В качестве примеров можно назвать, прежде всего, такие капиталоемкие отрасли, как энергетика, связь, транспорт, а также малопривлекательные для частных инвесторов спорт, медицина, образование, культура и др.

Во-вторых, роль государственной собственности особенно отчетливо прослеживается в производстве так называемых общественных товаров. Сюда, в частности, относятся поддержание обороноспособности страны, содержание, правоохранительных органов, дорожной сети и др. Все эти товары и услуги необходимы обществу в целом, предельные издержки на их производство не связаны с количеством потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об этом.

В-третьих, необходимость государственной собственности в экономике может быть не только стремлением получить прибыль, сколько необходимостью решения задач по проведению структурной перестройки, санированию отраслей посредством национализации убыточных предприятий. Например, рыночный механизм стимулирует внедрение и эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, но обычно слабо обеспечивает стратегические прорывы в науке и технике, развитие фундаментальных исследований в самых различных областях.

В-четвертых, наличие государственной собственности позволяет обеспечить в стране единое экономическое пространства, функционирование экономики как единого народнохозяйственного комплекса. Например, особенно это касается таких элементов, как единая энергосистема, магистральные железнодорожные линии и т.д. В данном случае существование государственной собственности способствует проведению определенной экономической политики.

Наличие государственной собственности способствует проведению экономической политики государства, оптимизации структуры экономики и т.д. В условиях рыночной экономики государство заботится не о расширении собственного сектора, а о развитии всех производительных сил общества, стабильном экономическом росте, обеспечении максимальной эффективности хозяйствования и повышении жизненного уровня населения.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Рид Групп, 2011.
  2. Добрынин, А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: учебник. - 4-е изд. - Спб.: Питер, 2010.
  3. Ларионов И.К., Пилипенко Н.Н., Щербаков В.Н., Экономическая теория (Политическая экономия): учебник. - М.: Дашков и К, 2010.
  4. Лобачева, Е.Н. Экономическая теория: учебник. - М.: Высшее образование, 2009.
  5. Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие. - М.: КноРус, 2011.
  6. Чепурин М.Н., Киселев Е.А. Курс экономической теории: учебное пособие. - Киров: АСА, 2009.
  7. Столяров, В.И. Экономическая теория: учебник. - М.: Академия, 2011.
  8. Гражданскийкодекс Республики Казахстан (Общая часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.04.2015 г.)
  9. Конституция Республики Казахстан

(принята на республиканском  референдуме 30 августа 1995 года)(с изменениями  и дополнениями по состоянию  на 02.02.2011 г.)

  1. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л.: Издательство академии наук СССР. 1948.
  2. Хубиев К. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект) // Ж-л «Экономист». 2003. № 1
  3. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, стереотип. М.: «Статут» (Серия «Классика российской цивилистики»).
  4. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права» (Серия «Классика российской цивилистики»). 2000.
  5. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. IV, С. 12. Цит. по Венедиктов А.В. Указ. соч.
  6. Матеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М.: Юрист. 1999.
  7. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф. 2001.
  8. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Первая часть: Вотчинные права. М.: «Статут». 2002.
  9. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О государственном имуществе (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.)

 


Информация о работе Право государственной собственности