приобретение гражданами имущества
(ценных бумаг) государственных предприятий.
На первом этапе намечалось приватизировать
около 50% мелких и средних промышленных
и сельскохозяйственных предприятий,
большинство мелких магазинов, ряд организаций
материально-технического снабжения и
сферы услуг. Был создан комитет по Государственному
имуществу Республики Казахстан.Закон
"О разгосударствлении и приватизации"
предусматривал три метода приватизации:
поэтапный выкуп предприятий трудовыми
коллективами, аукцион и тендер, причем
преимущественное право приватизации
было предоставлено коллективам соответствующих
предприятий.
На первом этапе разгосударствления
и приватизации в республике было преобразовано
6198 предприятий; наибольшая доля пришлась
на объекты торговли (29,6%) и бытового обслуживания
(25,8%)
На первом этапе приватизации
удалось завершить формирование нормативно-правовой
базы приватизации в республике. Наиболее
значительным итогом первого этапа является
перевод спонтанного приватизационного
процесса на законодательно регулируемую
базу.
Анализ первого этапа реализации
приватизационной программы показал необходимость:
- увеличения темпов преобразований
собственности;
- эффективного руководства
процессом приватизации со стороны
правительства;
- выработки механизма, позволяющего
создать равные стартовые условия
всем гражданам республики в
процессе приватизации.
В соответствии с принятым Указом
Президента РК от 5 марта 1993 г. № 1135 "О
национальной программе разгосударствления
и приватизации в Республике Казахстан
на 1993-1995 гг." осуществлялась реализация
второго этапа приватизации.
Целью второго этапа Национальной
программы разгосударствления и приватизации
явилось создание необходимых условий
для перехода от централизованно-плановой
к рыночной экономике на основе персонификации
права собственности в процессе возвращения
государством населению национального
имущества путем безвозмездной передачи
производственных объектов, других материальных
и нематериальных активов, принадлежащих
государству.
Четко были определены четыре
направления приватизации (по целям установкам
и группам объектов):
- малая приватизация мелких
предприятий через аукционы и тендеры
с одновременным проведением мер по обеспечению
конкуренции при продаже;
- массовая приватизация средних и крупных предприятий через их конверсию в акционерные
общества с последующей реализацией акций
за инвестиционные купоны, распределяемые
среди населения бесплатно;
- приватизация очень крупных или специализированных объектов государственной собственности на основе индивидуальных проектов;
- приватизация в агропромышленном комплексе государства
Основная задача второго этапа
заключалась в том, чтобы выполнить сугубо
социальную функцию, а именно: распределить
среди граждан республики определенную
часть государственной собственности.
С 1994 г. Было разрешено вложение
иностранного капитала в приватизационные
инвестиционные фонды, а с весны 1995 г. иностранные
юридические и физические лица были допущены
к участию в аукционах по продаже любых
объектов, где они могли расплачиваться
валютой и приобретать до 31 % акций приватизируемых
предприятий.
Основными условиями, выдвигаемыми
перед иностранными инвесторами, являлись:
- инвестиции в основное
производство в соответствии
с разработанной инвестиционной
программой, где оговаривались сроки,
объемы и направления;
- рост объемов производства
основной номенклатуры выпускаемой продукции,
разбитые на этапы по времени;
- обязательства по выплате
долгов предприятия по заработной плате,
перед бюджетом и поставщиками.
Эти обязательства конкретно
оговаривались в каждом случае и носили
индивидуальный характер, а также являлись
предметом трудных переговоров с иностранными
инвесторами.
В 1994 г. правительство республики
приняло решение передать ряд крупных
предприятий в трастовое управление иностранным
инвесторам. При этом преследовалась цель,
с одной стороны, привлечения финансовых
средств за короткое время, с другой стороны
— привлечения иностранного опыта менеджмента.
Траст считается по национальному законодательству
подготовительной стадией приватизации
и несколько напоминает мировую практику
приватизации в конфессиональной форме.
При заключении контрактов
Госкомимущество придерживалось принципа
осуществления управляющими фирмами финансирования
за короткое время с момента заключения
контракта. И как следствие в первую очередь
были погашены задолженности по заработной
плате, пенсионному фонду и бюджету. Контрактом
оговаривалось проведение управляющими
фирмами аудиторской проверки на предприятиях,
взятых под управление. После передачи
ряда предприятий в управление иностранным
и отечественным инвесторам изменились
в лучшую сторону некоторые экономические
показатели. Так, объем ВВП за 1995 г. составил
992,5 млрд. тенге. Объем промышленного
производства в декабре 1995 г. против уровня
предыдущего года возрос на 13,6 %; в черной
металлургии объем производства возрос
в 1995 г. по сравнению с 1994 г. на 17,4 %, в цветной
— на 1,9 %.
Предприятия промышленности,
переданные в трастовое управление, за
1995 г. выпустили товарной продукции на
99,2 млрд. тенге, что составляет 48,9 % от общего
объема товарной продукции промышленных
предприятий
Заключение
Исследуя сущность государственной
собственности можно сделать вывод, что
данная форма собственности является
неотъемлемым элементом экономических
систем многих развитых стран и кардинально
отличается целью, функциями и ролью от
всех других форм. Роль государственной
собственности в экономической системе
прослеживается по нескольким направлениям.
Во-первых, она необходима в
тех сферах и отраслях, которые остаются
вне сферы деятельности частного бизнеса,
приложения частного капитала. Обычно
это те отрасли и производства, в которых
сложно или невозможно получить среднюю
норму прибыли, где низка отдача от вложений
или положительный эффект наступает через
продолжительный промежуток времени.
В качестве примеров можно назвать, прежде
всего, такие капиталоемкие отрасли, как
энергетика, связь, транспорт, а также
малопривлекательные для частных инвесторов
спорт, медицина, образование, культура
и др.
Во-вторых, роль государственной
собственности особенно отчетливо прослеживается
в производстве так называемых общественных
товаров. Сюда, в частности, относятся
поддержание обороноспособности страны,
содержание, правоохранительных органов,
дорожной сети и др. Все эти товары и услуги
необходимы обществу в целом, предельные
издержки на их производство не связаны
с количеством потребителей, и государству
целесообразнее взять на себя заботу об
этом.
В-третьих, необходимость государственной
собственности в экономике может быть
не только стремлением получить прибыль,
сколько необходимостью решения задач
по проведению структурной перестройки,
санированию отраслей посредством национализации
убыточных предприятий. Например, рыночный
механизм стимулирует внедрение и эффективное
использование уже имеющихся результатов
научно-технического прогресса, но обычно
слабо обеспечивает стратегические прорывы
в науке и технике, развитие фундаментальных
исследований в самых различных областях.
В-четвертых, наличие государственной
собственности позволяет обеспечить в
стране единое экономическое пространства,
функционирование экономики как единого
народнохозяйственного комплекса. Например,
особенно это касается таких элементов,
как единая энергосистема, магистральные
железнодорожные линии и т.д. В данном
случае существование государственной
собственности способствует проведению
определенной экономической политики.
Наличие государственной собственности
способствует проведению экономической
политики государства, оптимизации структуры
экономики и т.д. В условиях рыночной экономики
государство заботится не о расширении
собственного сектора, а о развитии всех
производительных сил общества, стабильном
экономическом росте, обеспечении максимальной
эффективности хозяйствования и повышении
жизненного уровня населения.
Список использованной
литературы
- Станковская И.К., Стрелец И.А.
Экономическая теория: учебник. - М.: Рид
Групп, 2011.
- Добрынин, А.И., Тарасевич Л.С.
Экономическая теория: учебник. - 4-е изд.
- Спб.: Питер, 2010.
- Ларионов И.К., Пилипенко Н.Н.,
Щербаков В.Н., Экономическая теория (Политическая
экономия): учебник. - М.: Дашков и К, 2010.
- Лобачева, Е.Н. Экономическая
теория: учебник. - М.: Высшее образование,
2009.
- Соколинский В.М. Экономическая
теория: учебное пособие. - М.: КноРус, 2011.
- Чепурин М.Н., Киселев Е.А. Курс экономической теории: учебное пособие. - Киров: АСА, 2009.
- Столяров, В.И. Экономическая
теория: учебник. - М.: Академия, 2011.
- Гражданскийкодекс Республики Казахстан (Общая часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.04.2015 г.)
- Конституция Республики Казахстан
(принята на республиканском
референдуме 30 августа 1995 года)(с изменениями
и дополнениями по состоянию
на 02.02.2011 г.)
- Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.-Л.: Издательство академии наук СССР. 1948.
- Хубиев К. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический аспект) // Ж-л «Экономист». 2003. № 1
- Покровский И.А. Основные проблемы
гражданского права. Изд. 3-е, стереотип.
М.: «Статут» (Серия «Классика российской
цивилистики»).
- Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права» (Серия «Классика российской цивилистики»). 2000.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. IV, С. 12. Цит. по Венедиктов А.В. Указ. соч.
- Матеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М.: Юрист. 1999.
- Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф. 2001.
- Победоносцев К.П. Курс гражданского
права. Первая часть: Вотчинные права.
М.: «Статут». 2002.
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О государственном имуществе (с изменениями
и дополнениями по состоянию на 29.12.2014
г.)