Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:49, курсовая работа
Из понятия свободы информации проистекают право на информацию, его трактовка и исполнение в современном обществе. Осуществляя свою деятельность, человек осуществляет выбор, он выбирает между известными ему видами деятельности, причем основывает он свой выбор на ранее полученной им информации. Можно сказать, что свобода человека всегда связана с выбором, выбор обязательно базируется на имеющейся у человека информации. Уже с детства человек делает свой выбор, предварительно получив информацию. Информация жизненно необходима человеку, так как без нее он не сможет сделать выбор и, следовательно, воспользоваться своей свободой.
Сегодня, по мнению многих ученых мы живем в информационном обществе, в котором доступ к определенным информационным ресурсам стал определяющим, а сама информация стала продуктом общественного производства. В этих условиях право на получение информации становится очень важным в системе прав и свобод индивида.
Введение
1. Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию
1.1 Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию
1.2 Конституционно-правовые гарантии свободы распространения информации в РФ
1.3 Международный опыт конституционно-правового регулирования доступа граждан к информации
2. Право граждан на доступ к правовой информации
Заключение
Значительность роли информационно-коммуникационных технологий демонстрирует упоминание о них в резолюции ГА ООН от 8 сентября 2000 г. N 55/2 «Декларация тысячелетия ООН»[3], в развитие идей которой была принята резолюция ГА ООН от 20 декабря 2002 г. N 57/295 «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития». В этой резолюции подтверждена необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в качестве стратегического механизма для повышения эффективности и результативности программ в области развития и мероприятий в области технического сотрудничества системы ООН; подчеркнуты необходимость обеспечения координации и синергизма программ и мероприятий системы ООН и та жизненно важная роль, которую информационно-коммуникационные технологии могут играть в содействии такой координации. Основной идеей резолюции является выработка всеобъемлющей стратегии в области информационно-коммуникационных технологий для системы ООН.
Одной из наиболее актуальных проблем использования информационно-коммуникационных технологий является борьба с компьютерной преступностью. Данный вид преступности является высокоинтеллектуальным, что требует сложных мер борьбы и усиления сотрудничества государств. Меры по борьбе с компьютерными преступлениями содержатся в резолюции ГА ООН от 4 декабря 2000 г. N 55/63 и предусматривают, в частности, что:
- государства должны обеспечить, чтобы их законодательство и практика не оставляли возможности тем, кто злоупотребляет информационными технологиями, укрываться где бы то ни было;
- сотрудничество правоохранительных органов в расследовании случаев трансграничного преступного использования информационных технологий и судебном преследовании в этой связи должно координироваться всеми соответствующими государствами и т.п.
По вопросу борьбы с компьютерной преступностью ГА ООН приняла резолюцию от 19 декабря 2001 г. N 56/121, где отмечены меры, которые уже были приняты в борьбе с компьютерной преступностью на различных уровнях. Так, в частности, отмечается работа десятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, работа Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию на ее девятой и десятой сессиях, работа Совета Европы по разработке конвенции о кибернетической преступности.
В резолюции содержится призыв к государствам-членам при разработке национальных законов, политики и практики в деле борьбы с преступным использованием информационных технологий надлежащим образом учитывать работу и достижения Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию и других международных и региональных организаций.
Позднее ГА ООН приняла резолюцию от 23 декабря 2003 г. N 58/199 «Создание глобальной культуры кибербезопасности и защита важнейших информационных структур», в которой приняты к сведению элементы для защиты важнейших информационных инфраструктур; предложено всем соответствующим международным организациям, включая соответствующие органы ООН, в надлежащем порядке учитывать среди прочего эти элементы для защиты важнейших информационных инфраструктур в любой будущей работе по вопросам кибербезопасности или защиты важнейших инфраструктур; предложено государствам-членам учитывать среди прочего эти элементы при разработке своих стратегий уменьшения рисков для важнейших информационных инфраструктур в соответствии с национальными законами и нормами.
Таким образом, ООН выполняет значительную работу по проведению в жизнь концепции информационного общества. Для резолюций ГА ООН характерна высокая степень обобщения существующих проблем информационного общества. Они подчеркивают значение концепции информационного общества для мирового сообщества в целом, а также для отдельных государств, гражданского общества и частного сектора. При этом ООН выделяет ключевые проблемы развития информационного общества, в том числе использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития и кибербезопасность[4].
В соответствии со ст. 1 Устава Совета Европы[5] целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Уставом предусмотрено, что эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.
К таким вопросам относится информационный обмен, его различные аспекты.
В рамках Совета Европы закреплено право человека на информацию в его общей формулировке. Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. предусматривает, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. В развитие данного положения Конвенции Совет Европы принял целый ряд документов, касающихся информации.
Особый интерес представляет Декларация Комитета министров о правах человека и верховенстве права в информационном обществе от 13 мая 2005 г. В Декларации признано, что ИКТ являются движущей силой построения информационного общества, оказывают влияние на экономический рост и социальное развитие, а также производительность труда и могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на права человека. Раздел первый Декларации посвящен правам человека в информационном обществе. Это право на свободу выражения мнений, на информацию и коммуникацию, право уважения частной жизни и корреспонденции, право на образование, право на справедливое судебное разбирательство, защита собственности, право на свободный выбор, свобода собраний. Что касается права на свободу выражения мнений, то ИКТ создают беспрецедентные возможности для достижения этого. Свобода выражения мнений, информации и коммуникации должна уважаться в электронной среде так же, как в неэлектронной среде. Она не может быть предметом иных ограничений, чем те, которые предусмотрены ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Чтобы гарантировать свободу мнений, государства-члены должны обеспечить, чтобы содержащиеся в их законодательстве положения о незаконности отдельных видов информации, включая расизм, расовую дискриминацию, детскую порнографию, были распространены на использование ИКТ.
Государства-члены должны принять правовые и практические меры для предотвращения государственной и частной цензуры. В то же время они должны обеспечить применение Дополнительного протокола к Конвенции о киберпреступности и других применимых конвенций, которые объявляют уголовно наказуемыми акты расизма и ксенофобии, совершенные с использованием компьютерных систем.
Любое использование ИКТ должно быть совершено с уважением права на частную жизнь и частную корреспонденцию. При электронной передаче данных должны соблюдаться ограничения, установленные ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, должны соблюдаться положения Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматической передачи личных данных.
Право на образование тесно связано с всеобщим доступом к ИКТ и их использованием без дискриминации. Новые формы доступа к информации будут стимулировать распространение информации о социальных, экономических и культурных аспектах.
Любые регулятивные меры в сфере СМИ и новых коммуникаций должны применяться с учетом уважения к таким ценностям, как плюрализм, культурное и языковое разнообразие, недискриминационный доступ к различным средствам коммуникаций. В Декларации раскрываются и другие права человека. Основная идея Декларации состоит в том, что все права человека действуют при использовании ИКТ, и государства должны обеспечить меры по соблюдению прав человека в процессе использования ИКТ[6].
Среди множества документов можно выделить Декларацию о свободе мнений и информации в средствах массовой информации в контексте борьбы против терроризма от 2 марта 2005 г.[7] В Декларации содержится призыв к правительствам государств-членов не вводить новые ограничения свободы мнений и информации, за исключением крайней необходимости, при которой вводятся меры, соответствующие демократическому обществу после тщательной проверки; одобрить меры, которые отличают освещение терроризма в СМИ от поддержки терроризма; обеспечить доступ журналистов к информации; гарантировать право СМИ знать обвинения, выдвинутые судебной властью против лиц, которые являются субъектами антитеррористических судебных процедур, и право освещать такие процедуры и сообщать о них в соответствии с национальным законодательством и др.
Совет Европы принял также резолюции об услугах публичного доступа в области передачи данных, о свободе мнений в СМИ, об изображении женщин в СМИ, о расизме и ксенофобии в киберпространстве, об образовании в области СМИ, о СМИ и демократической культуре, об информационном обществе и электронном мире, о праве на неприкосновенность частной жизни, о научных и технических аспектах новых информационных и коммуникационных технологий и др.
Тематика резолюций Совета Европы отличается большим разнообразием. Разнообразие резолюций Совета Европы таково, что сложно дать их какую-либо классификацию. Резолюции затрагивают все аспекты передачи информации, освещая основные проблемы в этой сфере - создание информационного общества, доступ к ИКТ, соблюдение установленных запретов на распространение информации, включая запрет расизма и ксенофобии, приобщение отдельных слоев населения к услугам информационного общества.
Таким образом, очевидна значительная роль международных организаций общей компетенции в формировании условий сотрудничества государств в информационной сфере. Как правило, резолюции носят рекомендательный характер. Однако резолюциями предусматриваются конкретные меры по сотрудничеству государств в рамках международных организаций с целью расширения международного информационного обмена. Резолюции учитывают новые научно-технические достижения в информационной сфере. По своему содержанию резолюции охватывают все вопросы международного информационного обмена, начиная от создания информационного общества и заканчивая особенностями отдельных видов информации.
2. Право граждан на доступ к правовой информации
Правовая информация представляет собой сведения о форме и содержании правовых предписаний, которые с определенной долей условности могут быть сведены к нескольким группам:
- информации историко-теоретического характера - гносеологии, антологии, аксиологии, антропологии права;
- информации инструментального характера отраслевой теории права, информации, получаемой в процессе правотворчества и правореализации[1].
Нас в рамках данного исследования в первую очередь интересует функциональный аспект правовой информации. Выделенный аспект предполагает рассмотрение в качестве правовой информации сведений, позволяющих осуществлять результативные манипуляции поведением субъектов общественных отношений в сфере правового воздействия.
Правовая информация может быть систематизирована по различным критериям.
Так она может быть систематизирована по нормативности: нормативная и ненормативная правовая информация.
Нормативная информация предполагает закрепление в нормативных источниках права - законах, подзаконных актах, нормативных интерпретационных актах и т.п. Данный вид правовой информации содержит сведения обобщенного, неперсонифицированного характера и предполагает многократное применение субъектами. Ненормативная информация содержится в актах правоприменения и включает в себя сведения о конкретных юридически значимых поведенческих актах, совершенных конкретными лицами. Ненормативная информация значима только для тех лиц, к которым она адресована. Документы, содержащие ненормативную информацию, относятся к однократно применяемым;
Правовая информация может быть систематизирована по источнику выражения:
- правовая информация, содержащаяся в актах национального законодательства;
- правовая информация, содержащаяся в международных актах.
Правовая информация может быть систематизирована по форме носителя:
- документальная правовая информация - законы, подзаконные акты, интерпретационные акты, документальные акты правоприменения; конклюдентная правовая информация - сигналы регулировщика дорожного движения;
- правовая информация на машинных носителях - перфоленты, перфокарты и т.д.;
- правовая информация на электронных носителях - дискеты, диски, система Интернет и т.д.;
Правовая информация может быть систематизирована по форме допуска:
- открытого доступа - общедоступная;
Информация о работе Право граждан на доступ к правовой информации