Право граждан на доступ к правовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Из понятия свободы информации проистекают право на информацию, его трактовка и исполнение в современном обществе. Осуществляя свою деятельность, человек осуществляет выбор, он выбирает между известными ему видами деятельности, причем основывает он свой выбор на ранее полученной им информации. Можно сказать, что свобода человека всегда связана с выбором, выбор обязательно базируется на имеющейся у человека информации. Уже с детства человек делает свой выбор, предварительно получив информацию. Информация жизненно необходима человеку, так как без нее он не сможет сделать выбор и, следовательно, воспользоваться своей свободой.
Сегодня, по мнению многих ученых мы живем в информационном обществе, в котором доступ к определенным информационным ресурсам стал определяющим, а сама информация стала продуктом общественного производства. В этих условиях право на получение информации становится очень важным в системе прав и свобод индивида.

Содержание работы

Введение
1. Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию
1.1 Конституционное закрепление права граждан РФ на информацию
1.2 Конституционно-правовые гарантии свободы распространения информации в РФ
1.3 Международный опыт конституционно-правового регулирования доступа граждан к информации
2. Право граждан на доступ к правовой информации
Заключение

Файлы: 1 файл

конституционное право на информацию.docx

— 79.36 Кб (Скачать файл)

- ограниченного доступа конфиденциальная[2].

Восприятие права как информационного канала сочетается с представлением о праве как о системе оценочных критериев, при помощи которых осуществляется контроль за поведением участников информационных отношений. При этом, говоря о правовых критериях оценкиинформации, следует прежде всего назвать ее юридическую квалификацию. Ведь, как уже отмечалось, сами по себе сведения об объекте могут трактоваться по-разному. К примеру, если мы возьмем в качестве примера абстракцию - информацию о насильственной смерти, то в зависимости от обстоятельств эта информация может быть воспринята как позитивная, правомерная - уничтожение в ходе выполнения специальной силовой операции федеральных силовых структур одного из лидеров чеченских сепаратистов Ш. Басаева, так и как негативная, противоправная - убийство в СПб. агрессивно настроенными подростками таджикской девочки Х. Султановой.

Юридическая квалификация информации имеет основополагающее значение для определения формы доступа к тем или иным информационным ресурсам. В ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорится о том, что в зависимости от порядка представления или распространения информация подразделяется на свободно распространяемую, представляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях, информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит представлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- в наиболее общем смысле информация представляет собой субстанцию, возникающую в процессе информационного взаимодействия типа «субъект - объект - субъект»;

- анализ соотношения понятий «право» и «информация» позволяет выделить несколько аспектов:

- право несет в себе информативную нагрузку и выступает в качестве источника юридически значимой информации;

- в нормативно-правовых актах закрепляются легальные дефиниции информации и связанных с ней феноменов (документированная информация, информационные ресурсы, информационная система и т.п.);

- при помощи права осуществляется юридическая квалификация информации, а также закрепляются формы допуска к ней;

- в правовых актах закрепляются меры юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере;

- информация является предпосылкой юридизации общественных отношений, а также критерием эффективности юридических доктрин, законодательных актов, технико-юридических конструкций;

- правовая информация включает в себя сведения о праве как о теоретической модели и реальной регулятивно-охранительной системе.

Таким образом, получение правовой информации является важнейшим условием эффективного правового регулирования.

 

 

Заключение

 

В работе были рассмотрены аспекты реализации конституционного права граждан на доступ к информации, и в частности, к правовой информации.

В рамках развивающегося информационного общества и соответствующих отношений в информационной сфере, получивших сегодня название информационных, в значительной мере формирующихся в условиях широкого использования новых информационных технологий, проблема правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере приобретает совершенно иное содержание и обусловливает актуальность и своевременность решения задачи развития отрасли и законодательства информационного права.

Как видно из содержания работы, регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов.

Право на информацию - это совокупность норм, охраняемых публичной властью, которые закрепляют принцип равенства людей, устанавливают приоритет свободы человека и охраняют свободу человека в сфере получения, производства и передачи информации.

Закрепляя право на получение информации, законодатель при этом обеспечивает паритет интересов членов общества, ограждая их от получения нежелательной информации. Свобода в сфере информации означает право человека на получение только той информации, которую он желает получать. Поэтому очень важно создать систему, позволяющую получать гражданам только нужную информацию. Особенно это касается правовой информации и информации о деятельности органов власти Российской Федерации.

Правовая информация представляет собой сведения о форме и содержании правовых предписаний. Обладание этой информацией позволяет гражданам в максимальной степени реализовывать права как членов демократического общества.

Как видно из изложенного в работе, система законодательства о праве на получение правовой информации до конца не сформирована. Но необходимо учесть, что при её разработке учитываются положения международных нормативных актов.

Необходимо отметить, что базисом доступа к правовой информации является обязательность опубликования нормативных актов как необходимого условия вступления его в действие.

Поиск информации о деятельности органов государственной власти можно рассматривать как право обращения к обладателю, владеющему информацией на законных основаниях. Получить информацию о деятельности органов государственной власти означает стать ее законным обладателем (владельцем).

В основном законодательство регулирует право граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, а не органов местного самоуправления. Кроме того, в целом, несистематизированный характер законодательства о доступе граждан к информации не дает возможности в полной мере рассматривать его как достаточный инструмент в реализации субъективного права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Проблема доступа к информации о деятельности органов государственной власти имеет очень важное значение для современного демократического общества, в котором носителем суверенитета являются его граждане.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должны быть:

- открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- своевременность и достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- свобода поиска, получения и передачи информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- соблюдение прав и законных интересов третьих лиц при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Большие надежды на нормативное закрепление данных принципов возлагаются на федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который с учетом доработок и устранения, указанных в работе недостатков позволит реализовать право граждан на доступ к правовой информации и информации о деятельности органов государственной власти.

 

 

Список литературы

 

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005.

2. Азизов Р.Ф. Правовая информация: теоретические аспекты понимания и особенности законодательного закрепления // История государства и права. 2007. N 4. С. 31-35.

3. Артищев А.И. Право на распространение информации в виде телерадиовещания: проблемы механизма реализации // Российская юстиция. - М.: Юрид. мир, 2008, № 4. - С. 40-43

4. Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. М., 2001 г.

5. Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2009, № 12. - С. 15-17

6. Вдовин В.С. Право на информацию и его реализация в сфере избирательного процесса // Новеллизация избирательного законодательства и актуальные проблемы его применения. Материалы научно-практической конференции 12 октября 2006 года, Самара. - Самара: Самарский университет, 2006. - С. 45-50

7. Возчиков В.А. Медиакультура, телевидение и право на информацию // Философия права. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2005, № 3. - С. 68-74

8. Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. N 5. С. 23-29.

9. Гришаева Ю.И. Конституционно-правовые основы права граждан на информацию и на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Юрист. - М.: Юрист, 2008, № 6. - С. 33-36

10. Долматова О.Л. Конституционно-правовой аспект свободы массовой информации и права на информацию // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. - М.: «1К-Пресс», 2007, № 4. - С. 35-37

11. Иванов О.В. Осуществление гражданами права на информацию при направлении обращений в государственные органы // Право в вооруженных силах. - М., 2007, № 3. - С. 24-26

12. Ильгова Е.В. О праве на доступ к информации // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2009, № 2. - С. 193-194

13. Китайчик М.М. Право на защиту от информации // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2007, № 3. - С. 12-18

14. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред.: Тиунов О.И.; Редкол.: Архипова Н.И., Косякова Н.И., Минаев В.В., Эбзеев Б.С. - М.: Норма, 2005. - 608 c.

15. Конституционное право на доступ к информации в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Задков А.А. - М., 2006. - 180 c.

16. Конституционное права граждан Российской Федерации на доступ к информации: региональный аспект. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Тимербаев Т.А. - Волгоград, 2007. - 28 c.

17. Кретова Е.А. К вопросу об информации как объекте публичного права // Право и политика. - М., 2009. 11. - С. 107-109

18. Кротов А.В. Свобода информации и право на информацию человека // Адвокатская практика. - М.: Юрист, 2007, № 2. - С. 2-5

19. Куликова Е.Ю. Защита Конституционных прав человека - право на информацию // Норма. Закон. Законодательство. Право. Материалы и тезисы докладов студенческой межвузовской научно-практической конференции (Пермь, 3-4 мая 2007 г.). - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2007. - С. 70-72

20. Лебедева Н.Н., Федосеева Н.Н. Право граждан на информацию // Государство и право. - М.: Наука, 2006, № 5. - С. 98-105

21. Марзак Г.А. Власть и средства массовой информации: право на информацию // 35 лет Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации и ее роль в развитии юридического образования. Материалы международной научно-практической конференции: В 2-х т. (Москва, 13 октября 2005 г.): Сборник. - М.: РПА МЮ РФ, 2005, Т. 1. - С. 178-185

22. Международные акты о правах человека. Сборник документов. 2-е изд. М., 2002.

23. Нестеров А.В. О праве на доступ к информации о деятельности государственных органов // Информационное право. - М.: Юрист, 2007, № 2. - С. 16-21

24. Система конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере деятельности средств массовой информации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Башаратьян М.К. - М., 2007. - 21 c.

25. Стахова В. Конституционное право человека на информацию в зарубежных странах // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. - М.: Манускрипт, 2005, № 79. - С. 231-266

26. Федосеева Н.Н. Право граждан на доступ к информации в Российской Федерации // Гражданское право. - М.: Юрист, 2007, № 3. - С. 6-11

27. Федотов М.А. Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации // Информационное право. - М.: Юрист, 2010, № 2. - С. 12-15

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Право граждан на доступ к правовой информации