Право граждан на жилище: способы и юридические гарантии его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:17, реферат

Описание работы

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах2 также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.3 записано, что право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства (п. 1 ст. 12).

Файлы: 1 файл

Право граждан на жилище способы и юридические гарантии его осуществления.docx

— 43.68 Кб (Скачать файл)

      Министерство  образования и науки РФ

      МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права» 

      Юридический факультет

      Кафедра гражданско-правовых дисциплин

      Дисциплина: физическая культура 
 
 
 

      Реферат

      На  тему: «Право граждан на жилище: способы и юридические гарантии его осуществления» 
 
 
 

                        Работу выполнил:

                        Студент группы 2УЮ-1

                        Андреянов С.О.

                        Проверил:

                        Преподаватель кафедры

                        к.ю.н. Борисенко А.В. 
                   
                   

      Волжский 2011г.

      Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила  в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших  социально-экономических прав граждан  России, поскольку жилище относится  к основным материальным условиям жизни  человека.

      В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека1 "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи" (ст. 25).

      В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах2 также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.3 записано, что право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства (п. 1 ст. 12). Необходимость уважения жилища человека провозглашена также в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод4.

      Потребность человека в жилище возникает с  момента его рождения и сохраняется  на всем протяжении его жизни, т.е. имеет  постоянный характер. С возрастом, созданием семьи и т.п. изменяются лишь конкретные формы этой потребности.

      В российском законодательстве не дается общего понятия "жилище", оно обычно означает особое сооружение или помещение, специально предназначенное для  проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое помещение  вместе с соответствующей вспомогательной  площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование). Согласно ст. 15 ЖК РФ и ст. 673 ГК РФ жилое помещение как объект жилищных отношений должно отвечать установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, быть пригодным для проживания граждан.

      В то же время в юридической литературе отмечается, что "конституционное  понятие жилища гораздо шире понятия  жилого помещения. Важно отметить, что  жилище в этом аспекте - место на территории России, где каждому гражданину постоянно или временно обеспечивается некий "домашний очаг", защищающий его от неблагоприятных воздействий внешней окружающей среды"5. С этой точки зрения жилищем могут быть любые помещения, приспособленные для проживания граждан.

      Кроме того, следует обратить внимание на эволюцию понятия "право на жилище" в связи с произошедшими в  нашей стране изменениями.

      Статья 44 Конституции СССР 1977 г. закрепляла права граждан на жилище. С учетом этого положения в СССР основной формой удовлетворения жилищных потребностей граждан являлось бесплатное предоставление жилья за счет государства нуждающимся  в улучшении жилищных условий  лицам по установленным действовавшим  тогда законодательством нормам. Законодательство также предусматривало возможность привлечения личных средств граждан для решения жилищной проблемы. С учетом этих обстоятельств И.Б. Марткович определял право на жилище как гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным (обладать) постоянным жилищем, отвечающим по размеру и качеству установленным требованиям, выделяя в содержании конституционного права граждан на жилище два элемента: во-первых, юридическую возможность (право) стабильного обладания жильем; во-вторых, юридическую возможность (право) получения при определенных условиях другого жилища в домах государственного или общественного жилищного фонда, в домах жилищных (жилищно-строительных) кооперативов либо приобретения жилья в собственность6. Близкое к этому определение права на жилище давал и В.П. Грибанов7.

      С.М. Корнеев выделил в качестве двух основных элементов права на жилище: а) гарантированную государством возможность  пользования гражданином имеющимся у него жилищем; б) обязанность государства содействовать обеспечению каждого гражданина жильем8.

      И.И. Андрианов определял право на жилище как право получить в установленном  порядке жилое помещение в  домах государственного или общественного  жилищного фонда либо в домах  жилищно-строительных кооперативов, а  также иметь в собственности  дом в соответствии с действующим  законодательством9.

      При этом в советской юридической  литературе отмечалось, что хотя право  на жилище и означает гарантированную  возможность всех граждан удовлетворить  жилищные потребности (получение нового жилого помещения; улучшение жилищных условий, постройка или приобретение жилого дома; бессрочное пользование имеющейся жилой площадью), однако это право реализуется при соблюдении определенных условий, в зависимости от форм реализации права. Если речь шла о получении нового жилого помещения или улучшении жилищных условий, гражданин должен был быть признан нуждающимся в жилье в установленном государством в соответствующих законодательных и нормативных актах порядке. Эти акты устанавливали критерии нуждаемости граждан в жилье и порядок приема их на учет в качестве таковых, а также порядок предоставления жилых помещений10.

      Провозглашая  право каждого на жилище, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации  устанавливает и гарантию охраны этого права: "Никто не может  быть произвольно лишен жилища". Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища11.

      Конституция Российской Федерации в ст. 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия  для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья  бесплатно (или за доступную плату), то согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации такое жилье предоставляется  только малоимущим, иным указанным  в законе гражданам, нуждающимся  в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих (вставших на учет нуждающихся в  улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.12), лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция Российской Федерации, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного13 жилищных фондов.

      В Законе Российской Федерации "Об основах  федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. о праве на жилище говорилось следующее: "Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилищных фондов; создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развития частной собственности, обеспечения защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развития конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства" (ст. 2)14.

      Закрепление в Конституции Российской Федерации  права на жилище означает право каждого  иметь жилище, иметь гарантированную  возможность быть обеспеченным жилищем  и не опасаться того, что гражданин  может быть произвольно лишен  своего жилища.

      По  своей юридической природе конституционное  право на жилище является государственно-правовым институтом. Вместе с тем конституционные  положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой  для развития и совершенствования  жилищного законодательства, всей системы  жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п.

      Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции  Российской Федерации:

      1) возможность стабильного пользования  занимаемым жилым помещением  независимо от видов жилищных  фондов;

      2) возможность улучшения своих  жилищных условий, получения другого  жилого помещения разными способами:  малоимущими лицами, иными указанными  в законе гражданами, нуждающимися  в жилище, - путем получения жилья  бесплатно или за доступную  плату из государственного или  муниципального жилищного фонда  в соответствии с установленными  законом нормами; другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств или привлечения денежных субсидий государства;

      3) возможность использования жилого  помещения не только для проживания  гражданина и членов его семьи,  но и путем предоставления  для временного проживания временным  жильцам, передачи жилого помещения  для проживания другим гражданам  на основании договора (поднайма, коммерческого найма и др.); собственник  жилых помещений имеет также  возможность распорядиться жилым  помещением и в некоторых иных  формах, т.е. речь в данном случае  идет о возможности в установленных  законом случаях и порядке  распоряжаться принадлежащим на  том или ином праве жилым  помещением.

      В то же время в юридической литературе справедливо отмечается, что "жилище и право на него должны пониматься достаточно широко и не сводиться  к конкретному виду жилого помещения"15.

      Большое значение имеет положение ст. 40 Конституции  Российской Федерации о недопустимости произвольно лишать граждан права  на жилище.

      С конституционным правом на жилище тесно  и непосредственно связаны и  такие нормы Конституции Российской Федерации, которые предусматривают  неприкосновенность жилища и защиту от проникновения в него других лиц  помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

      Из  признания ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище одним  из основных, конституционных прав граждан вытекает и такая важная особенность этого права: оно  согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации принадлежит каждому  от рождения.

      Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции Российской Федерации, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции  Российской Федерации данному праву  свойственна не отчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

      Многоаспектность  конституционного права на жилище проявляется  в том, что оно является юридической  основой возникновения многочисленных и разнообразных форм и способов осуществления права на жилище в  тех или иных конкретных жилищных отношениях.

Информация о работе Право граждан на жилище: способы и юридические гарантии его осуществления