Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:17, реферат
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах2 также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.3 записано, что право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства (п. 1 ст. 12).
В
качестве одного из важнейших социально-
В этих целях органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия (создают предпосылки) для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ), в том числе:
1)
содействуют развитию рынка
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3)
в установленном порядке
4)
стимулируют жилищное
5)
обеспечивают защиту прав и
законных интересов граждан,
6)
обеспечивают контроль за
7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации конституционные нормы, в том числе о праве граждан на жилище, имеют прямое действие. Поэтому статьями Конституции Российской Федерации надлежит руководствоваться непосредственно и при разрешении конкретных вопросов, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 31 октября 1995 г. N 8 указал, что суд применяет Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения.
Поскольку право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации, не содержит бланкетной нормы, отсылающей к какому-либо закону, и его реализация не зависит от каких-либо условий, кроме указанных в Конституции, постольку не требуется дополнительной регламентации указанного права в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции Российской Федерации предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.
Так,
в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской
Федерации говорится о
В
связи с вышесказанным
В целях обеспечения устойчивости и повышения гарантии жилищных прав граждан в ч. 4 ст. 3 ЖК РФ закрепляется принцип, согласно которому никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.
Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище.
Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.
Статья
10 ЖК РФ перечисляет основания
1)
договоры и иные сделки, предусмотренные
федеральным законом, а также
договоры и иные сделки, хотя
и не предусмотренные
2)
акты государственных органов
и акты органов местного
3)
судебные решения,
4)
приобретение в собственность
жилых помещений по основаниям,
допускаемым федеральным
5)
членство в жилищных или
6)
действия (бездействие) участников
жилищных отношений или
В то же время только граждане Российской Федерации имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищных фондов. Причем жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. В целях обеспечения жилищных прав граждан ЖК РФ (а ранее также Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики") устанавливает материальные и юридические гарантии этого права путем предоставления малоимущим и некоторым другим категориям граждан жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищных фондов на условиях договора социального найма, а также иными способами.
Вышеназванные принципиальные положения выражены и в других нормах ЖК РФ, в частности в ст. 57, в которой говорится о требованиях, предъявляемых к жилым помещениям, и необходимости учета интересов граждан при предоставлении жилых помещений, в ст.ст. 58 и 59, из смысла которых следует, что жилые помещения предоставляются нуждающимся в них гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью и только в порядке исключения - в виде комнаты.
Важнейшее
значение имеет выделение в составе
жилищного фонда "жилищного фонда
социального использования", предназначенного
для предоставления жилых помещений
малоимущим и другим указанным в
законе гражданам в пользование
на основании договора социального
найма (ст. 49 ЖК РФ, ст. 672 ГК РФ). В соответствии
с этим договором жилые помещения
находятся у граждан в
Гражданам,
нуждающимся в жилых
Обеспечение жилищных прав граждан предполагает возложение на органы государственной власти, исполнительные органы и органы местного самоуправления соответствующих обязанностей.
Указанные органы обеспечивают:
-
порядок учета жилищного фонда,
-
доступность для населения
-
жилищное строительство за
-
предоставление, продажу в установленном
земельным законодательством
-
содержание и развитие
-
правовое регулирование
-
сохранение права пользования
жилищем, неприкосновенность
- контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере и др.
Следует отметить, что понятие "право на жилую площадь" и в нормативных актах, и на практике используется в различных значениях, в том числе как право на жилое помещение либо как понятие, охватывающее совокупность полномочий нанимателя. Нередко понятие "право на жилую площадь" отождествляется и с понятием "право на жилище", когда речь идет не о конкретном жилом помещении, а о возможном объекте каких-либо правоотношений. Конституционное право на жилище означает прежде всего абстрактное (объективное) право гражданина иметь жилище для проживания, как постоянного, так и временного. Право на жилую площадь говорит о наличии жилого помещения или притязании гражданина на конкретное жилое помещение, т.е. в этом случае речь идет о субъективном праве на жилое помещение.
Конституция Российской Федерации закрепила права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе и в жилищной сфере.
Наличие
надлежащего жилья
Право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов социального использования на условиях договора социального найма86 в пределах нормы жилой площади, а также на условиях договора найма жилого помещения (имеется в виду договор коммерческого найма жилого помещения) либо приобретения или строительства жилья как за собственные средства без ограничения размеров площади, так и с использованием финансовой помощи от государства (в этом случае государство определяет категории граждан, которым она оказывается, и порядок ее оказания).
Как
было отмечено ранее, в качестве одного
из важнейших социально-
Информация о работе Право граждан на жилище: способы и юридические гарантии его осуществления