Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:17, реферат
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах2 также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). В Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.3 записано, что право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства (п. 1 ст. 12).
В
современных условиях право на жилище
может обеспечиваться в следующих
основных формах: путем предоставления
гражданам жилых помещений в
домах государственного и муниципального
жилищных фондов на условиях договора
социального и коммерческого
найма, участия в кооперативном
жилищном строительстве, приобретения
или строительства жилья за собственные
средства без ограничения размеров
площади или с оказанием
Государство выделяет ряд категорий граждан, не являющихся малоимущими, которым оно гарантирует предоставление жилых помещений по договору социального найма. Правовым основанием для этого являются различные федеральные законы, например Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.), и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
Гарантии
жилищных прав указанных лиц обусловлены
особенностями статуса данных граждан,
т.е. совокупностью их прав, свобод,
гарантированных государством, а
также обязанностей и ответственности,
установленных
-
во-первых, обладание лицом,
-
во-вторых, исполнение лицом,
Особый
характер обязанностей отдельных групп
граждан (государственных служащих,
в том числе военнослужащих) и
связанные с ними ограничения
некоторых гражданских прав устанавливаются
федеральными законами и компенсируются
указанным гражданам
Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения гражданами законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).
"Иные" лица, отнесенные законодательством к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством, тем не менее не лишены возможности на приобретение жилья при желании и в других установленных законом формах.
Гарантии включают в себя льготы и компенсации. Компенсации призваны обеспечить восполнение каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.
Так, например, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в ст. 15 закрепляет следующие социальные гарантии в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:
-
регистрация по просьбе
-
предоставление военнослужащим, имеющим
в собственности квартиры, при
переводе к новому месту
-
обеспечение федеральными
- предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании полковника и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам (п. 8);
-
безвозмездное получение в
-
предоставление
- выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения (п. 3);
-
обеспечение жильем
Как справедливо отмечает Л.М. Пчелинцева, особенность правового механизма реализации права военнослужащих на жилище заключается в постепенном переходе от предоставления постоянного жилья в натуральной форме (т.е. в виде квартиры по договору социального найма) к его денежному эквиваленту (выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов)16, а также внедрение накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих). Указанный подход применяется не только в отношении военнослужащих, но и в отношении других категорий граждан (по смыслу ст. 40 Конституции Российской Федерации отнесенных к "иным" категориям, которым жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату), в отношении которых государство берет на себя обязательства по реализации их права на жилище с его финансовым участием (в форме оказания финансовой помощи) или предоставлением в натуральной форме (в виде отдельной квартиры). Следовательно, право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом, а также распоряжаться им в установленных законом случаях и порядке.
С
учетом изложенного право граждан
на жилище можно определить как правовую
возможность каждого в выбранном им месте
жительства иметь жилое помещение (во
владении и пользовании или в собственности),
т.е. иметь гарантированную государством
возможность быть им обеспеченным по установленным
законом основаниям, стабильно им пользоваться,
не опасаясь возможности его произвольного
лишения и нарушения его неприкосновенности.
Библиография:
Нормативно правовые акты:
Учебная литература:
Информация о работе Право граждан на жилище: способы и юридические гарантии его осуществления