Право на жилище как конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление содержания конституционного права граждан на жилище на современном этапе его конституционно-правового регулирования в Российской Федерации, определение основных проблем механизма реализации данного права и путей их решения.

Содержание работы

Введение 3
1 Конституционное право на жилище: теоретические аспекты 5
1.1 Понятие о жилище, его признаки 5
1.2 Объекты и субъекты права на жилище 8
1.3 Конституционное право на жилище и его законодательное закрепление 11
2 Судебная практика по вопросам нарушения права на жилище 19
2.1 Анализ казусов 19
2.2 Судебная практика по вопросам нарушения неприкосновенности жилища 22
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

жилище.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 4 ст. 16 ЖК РФ).

Жилое помещение должно использоваться только по целевому назначению, а именно для проживания граждан. В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ не допускается размещение в жилых домах промышленных производств. Схожее положение содержится в п. 1 ст. 17 ЖК РФ, согласно которому жилое помещение предназначено для проживания граждан. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств (п. 3 ст. 17). Только в отличие от ГК РФ, в п. 2 ст. 17 ЖК РФ допускается возможность использования жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Жилые помещения также классифицируются в зависимости от оснований нахождения их в пользовании граждан. По этому признаку различаются:

1) жилые помещения, находящиеся в собственности граждан;

2) жилые помещения, предоставленные по договору социального найма;

3) специализированные жилые помещения;

4) жилые помещения, предоставляемые по договору коммерческого найма;

5) жилые помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

6) жилые помещения, предоставляемые гражданам по иным основаниям6.

Право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Жилищным Кодексом7.

Праву на жилище и правоотношениям, элементом которого оно является, присущи весьма специфические свойства.

Во-первых, правом наделены все граждане без строгой их индивидуализации, а обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище приняло на себя государство, а соответственно и органы местного самоуправления. Поэтому правоотношение носит не конкретный характер типа "кредитор - должник", а более общий - "гражданин - государство".

Во-вторых, право на жилище возникает у граждан непосредственно из закона, и поэтому оно прекращается только в связи со смертью конкретного лица или отменой закона. Следовательно, право на жилище является постоянным правом граждан, а правоотношение - длящимся8.

Субъектами права собственности на жилье могут быть граждане России, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица,  и,  наконец,  государство.

Право собственности субъекта на недвижимость фиксируется учреждениями юстиции в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С момента государственной регистрации в этом реестре возникает право собственности на приобретенное жилье, в том числе и при приобретении жилья в процессе его приватизации. Закон не содержит каких-либо запретов на обладание правом собственности на жилище для какой-либо категории лиц из числа тех, кто вправе быть собственником. Обязательным приложением к документам для государственной регистрации прав является план земельного участка, удостоверенный органом, ответственным за проведение кадастровых работ, а также поэтажный план и экспликация к нему, определяющие расположение жилого дома (или части его), квартиры (или части ее), жилого помещения (или части его) на соответствующем земельном участке либо квартиры (жилого помещения) в составе жилого дома. Поскольку земельный участок следует судьбе главной вещи, которой является жилище, то права на земельный участок сопровождают право собственности и другие вещные права на жилище. 

Если собственниками государственного и муниципального жилищных фондов являются соответственно государство в лице Российской Федерации и ее субъектов и муниципальные образования, то вещными правами относительно закрепленных за ними жилищных объектов наделены федеральные и субъектов Федерации государственные унитарные предприятия, которым они переданы и закреплены собственниками в хозяйственное ведение (ст. 294, 295 ГК) или соответственно казенные предприятия и государственные (муниципальные) учреждения, которым они переданы ими и закреплены собственниками в оперативное управление (ст. 296-298 ГК). 

При этом федеральный жилищный фонд подлежит передаче в муниципальный, что постепенно реализуется. 

Федеральный жилищный фонд резко сокращается не только в связи с неизбежной передачей его объектов в собственность муниципальных образований, но и в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, их акционирования, ликвидации.

Также стоит уделить внимание субъектам права при договоре найма жилого помещения. К субъектам договорных отношений относятся наймодатель и наниматель как представители обязательственного права. В связи с появлением двух разновидностей жилищного найма - социального и коммерческого - законодателем было дано разное определение субъектов правоотношений.

Контрагентом наймодателя в жилищных правоотношениях является наниматель, которым по договорам коммерческого или социального найма может быть только дееспособный гражданин. Наниматель выступает в качестве представителя членов семьи перед другой стороной - наймодателем.

В Жилищном кодексе РСФСР не содержатся определения понятий "семья" и "член семьи". В семейном праве семьей считается основанная на родстве и браке ячейка общества, построенная на взаимной любви, на равноправии мужчины и женщины, на единстве интересов личности и общества и выполняющая функции продолжения рода, воспитания и взаимопомощи.

В жилищном праве семья является определенной группой лиц, общностью людей, построенной (основанной) на браке, родстве или свойстве, совместном проживании по общему правилу в одном жилище и ведущей с собственником (нанимателем) этого помещения совместное хозяйство (общий бюджет, общие расходы по оплате жилища и другие).

При определении лиц, относящихся к супругам, их детям и родителям супругов подлежит руководствоваться нормами семейно-брачного законодательства. К супругам относятся:

- лица, брак которых зарегистрирован  в органах загса;

- лица, совершившие религиозный  брак, приравниваемый к гражданскому  браку;

- лица, фактические брачные  отношения которых признаны судом.

Основанием возникновения взаимных прав и обязанностей родителей детей является происхождение детей, удостоверенное в установленном законом порядке.

Жилищные права усыновленных и усыновителей приравниваются к жилищным правам детей и родителей. Членами семьи в жилищных правоотношениях могут быть признаны другие родственники (независимо от степени родства), нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица. К нетрудоспособным относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 23 лет), женщины, достигшие 55 лет, мужчины - 60 лет, а также инвалиды I, II, III групп, в том числе инвалиды с детства. Помимо родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя в исключительных случаях могут быть признаны и иные лица. Это, в частности, лица, фактические брачные отношения которых не признаны судом: лица, брак которых признан недействительным: лица, родившиеся вне брака, при отсутствии оснований для признания отцовства.

Таким образом, закон связывает жилищные права и обязанности только с фактом совместного проживания членов семьи, ведения ими общего хозяйства, но не с регистрацией, которая в жилищном законодательстве как категория вообще не проявляется. Правовые последствия регистрации и фактов, являющихся основанием возникновения права на жилое помещение, различны. 
Если члены семьи нанимателя перестали быть таковыми (семья полностью или частично распалась), но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи9.

 

1.3 Конституционное право на жилище и его законодательное закрепление

 

Конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого.

Государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. Некоторые авторы сводят право на жилище к трем юридическим возможностям:

а) стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;

б) содействие государства в улучшении жилищных условий;

в) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды.

Как видно, в первую очередь обращается внимание на «постоянное», «устойчивое» пользование имеющимся жилым помещением, т.е. на то, что «жилье неприкосновенно». Обоснованны суждения относительно содействия государства в улучшении жилищных условий.

Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность приобретения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища. По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 Конституции РФ и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.

Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции РФ:

1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;

2) возможность улучшения  своих жилищных условий, получения  другого жилого помещения разными способами: для малоимущих лиц, иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; для остальных граждан - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств, с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;

3) возможность использования  жилого помещения не только  для проживания гражданина — собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);

4) обеспечение для жителей  жилых домов (жилых помещений) здоровой  среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;

5) обеспечение недопустимости  произвольно лишать граждан права  на жилище.

С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции РФ о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.

Право на жилище согласно ст. 17 Конституции РФ принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.

Право на жилище входит в конституционно-правовой статус гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.

Информация о работе Право на жилище как конституционное право