Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 15:47, курсовая работа
Целью работы является выявление содержания конституционного права граждан на жилище на современном этапе его конституционно-правового регулирования в Российской Федерации, определение основных проблем механизма реализации данного права и путей их решения.
Введение 3
1 Конституционное право на жилище: теоретические аспекты 5
1.1 Понятие о жилище, его признаки 5
1.2 Объекты и субъекты права на жилище 8
1.3 Конституционное право на жилище и его законодательное закрепление 11
2 Судебная практика по вопросам нарушения права на жилище 19
2.1 Анализ казусов 19
2.2 Судебная практика по вопросам нарушения неприкосновенности жилища 22
Заключение 25
Список литературы 26
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 4 ст. 16 ЖК РФ).
Жилое помещение должно использоваться только по целевому назначению, а именно для проживания граждан. В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ не допускается размещение в жилых домах промышленных производств. Схожее положение содержится в п. 1 ст. 17 ЖК РФ, согласно которому жилое помещение предназначено для проживания граждан. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств (п. 3 ст. 17). Только в отличие от ГК РФ, в п. 2 ст. 17 ЖК РФ допускается возможность использования жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Жилые помещения также классифицируются в зависимости от оснований нахождения их в пользовании граждан. По этому признаку различаются:
1) жилые помещения, находящиеся в собственности граждан;
2) жилые помещения, предоставленные по договору социального найма;
3) специализированные жилые помещения;
4) жилые помещения, предоставляемые по договору коммерческого найма;
5) жилые помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
6) жилые помещения, предоставляемые гражданам по иным основаниям6.
Право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Жилищным Кодексом7.
Во-первых, правом наделены все граждане без строгой их индивидуализации, а обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище приняло на себя государство, а соответственно и органы местного самоуправления. Поэтому правоотношение носит не конкретный характер типа "кредитор - должник", а более общий - "гражданин - государство".
Во-вторых, право на жилище возникает у граждан непосредственно из закона, и поэтому оно прекращается только в связи со смертью конкретного лица или отменой закона. Следовательно, право на жилище является постоянным правом граждан, а правоотношение - длящимся8.
Субъектами права собственности на жилье могут быть граждане России, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, и, наконец, государство.
Право собственности субъекта на недвижимость фиксируется учреждениями юстиции в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С момента государственной регистрации в этом реестре возникает право собственности на приобретенное жилье, в том числе и при приобретении жилья в процессе его приватизации. Закон не содержит каких-либо запретов на обладание правом собственности на жилище для какой-либо категории лиц из числа тех, кто вправе быть собственником. Обязательным приложением к документам для государственной регистрации прав является план земельного участка, удостоверенный органом, ответственным за проведение кадастровых работ, а также поэтажный план и экспликация к нему, определяющие расположение жилого дома (или части его), квартиры (или части ее), жилого помещения (или части его) на соответствующем земельном участке либо квартиры (жилого помещения) в составе жилого дома. Поскольку земельный участок следует судьбе главной вещи, которой является жилище, то права на земельный участок сопровождают право собственности и другие вещные права на жилище.
Если собственниками государственного и муниципального жилищных фондов являются соответственно государство в лице Российской Федерации и ее субъектов и муниципальные образования, то вещными правами относительно закрепленных за ними жилищных объектов наделены федеральные и субъектов Федерации государственные унитарные предприятия, которым они переданы и закреплены собственниками в хозяйственное ведение (ст. 294, 295 ГК) или соответственно казенные предприятия и государственные (муниципальные) учреждения, которым они переданы ими и закреплены собственниками в оперативное управление (ст. 296-298 ГК).
При этом федеральный жилищный фонд подлежит передаче в муниципальный, что постепенно реализуется.
Федеральный жилищный фонд резко сокращается не только в связи с неизбежной передачей его объектов в собственность муниципальных образований, но и в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, их акционирования, ликвидации.
Также стоит уделить внимание субъектам права при договоре найма жилого помещения. К субъектам договорных отношений относятся наймодатель и наниматель как представители обязательственного права. В связи с появлением двух разновидностей жилищного найма - социального и коммерческого - законодателем было дано разное определение субъектов правоотношений.
Контрагентом наймодателя в жилищных правоотношениях является наниматель, которым по договорам коммерческого или социального найма может быть только дееспособный гражданин. Наниматель выступает в качестве представителя членов семьи перед другой стороной - наймодателем.
В Жилищном кодексе РСФСР не содержатся определения понятий "семья" и "член семьи". В семейном праве семьей считается основанная на родстве и браке ячейка общества, построенная на взаимной любви, на равноправии мужчины и женщины, на единстве интересов личности и общества и выполняющая функции продолжения рода, воспитания и взаимопомощи.
В жилищном праве семья является определенной группой лиц, общностью людей, построенной (основанной) на браке, родстве или свойстве, совместном проживании по общему правилу в одном жилище и ведущей с собственником (нанимателем) этого помещения совместное хозяйство (общий бюджет, общие расходы по оплате жилища и другие).
При определении лиц, относящихся к супругам, их детям и родителям супругов подлежит руководствоваться нормами семейно-брачного законодательства. К супругам относятся:
- лица, брак которых зарегистрирован в органах загса;
- лица, совершившие религиозный брак, приравниваемый к гражданскому браку;
- лица, фактические брачные
отношения которых признаны
Основанием возникновения взаимных прав и обязанностей родителей детей является происхождение детей, удостоверенное в установленном законом порядке.
Жилищные права усыновленных и усыновителей приравниваются к жилищным правам детей и родителей. Членами семьи в жилищных правоотношениях могут быть признаны другие родственники (независимо от степени родства), нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица. К нетрудоспособным относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 23 лет), женщины, достигшие 55 лет, мужчины - 60 лет, а также инвалиды I, II, III групп, в том числе инвалиды с детства. Помимо родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя в исключительных случаях могут быть признаны и иные лица. Это, в частности, лица, фактические брачные отношения которых не признаны судом: лица, брак которых признан недействительным: лица, родившиеся вне брака, при отсутствии оснований для признания отцовства.
Таким образом, закон связывает
жилищные права и обязанности только с
фактом совместного проживания членов
семьи, ведения ими общего хозяйства, но
не с регистрацией, которая в жилищном
законодательстве как категория вообще
не проявляется. Правовые последствия
регистрации и фактов, являющихся основанием
возникновения права на жилое помещение,
различны.
Если члены семьи нанимателя перестали
быть таковыми (семья полностью или частично
распалась), но продолжают проживать в
занимаемом жилом помещении, они имеют
такие же права и обязанности, как наниматель
и члены его семьи9.
Конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого.
Государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. Некоторые авторы сводят право на жилище к трем юридическим возможностям:
а) стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;
б) содействие государства в улучшении жилищных условий;
в) обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды.
Как видно, в первую очередь обращается внимание на «постоянное», «устойчивое» пользование имеющимся жилым помещением, т.е. на то, что «жилье неприкосновенно». Обоснованны суждения относительно содействия государства в улучшении жилищных условий.
Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.
Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность приобретения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища. По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 Конституции РФ и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.
Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции РФ:
1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов на условиях договора найма, участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, путем индивидуального жилищного строительства, приобретения жилых помещений (домов) по договорам купли-продажи, дарения, мены, а также наследования и по другим основаниям, предусмотренным законодательством;
2) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: для малоимущих лиц, иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; для остальных граждан - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств, с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка;
3) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина — собственника этого помещения и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (коммерческого найма и др.);
4) обеспечение для жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека;
5) обеспечение недопустимости
произвольно лишать граждан
С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны и нормы Конституции РФ о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.
Право на жилище согласно ст. 17 Конституции РФ принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы. Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции РФ, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.
Право на жилище входит в конституционно-правовой статус гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; с расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем; с обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.
Информация о работе Право на жилище как конституционное право