Право на жилище как конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление содержания конституционного права граждан на жилище на современном этапе его конституционно-правового регулирования в Российской Федерации, определение основных проблем механизма реализации данного права и путей их решения.

Содержание работы

Введение 3
1 Конституционное право на жилище: теоретические аспекты 5
1.1 Понятие о жилище, его признаки 5
1.2 Объекты и субъекты права на жилище 8
1.3 Конституционное право на жилище и его законодательное закрепление 11
2 Судебная практика по вопросам нарушения права на жилище 19
2.1 Анализ казусов 19
2.2 Судебная практика по вопросам нарушения неприкосновенности жилища 22
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

жилище.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность. В целях обеспечения жилищных прав граждан Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» устанавливает юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами.

Важнейшее значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения ст. 27 Конституции РФ о праве каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом Конституция РФ имеет в виду обе формы жительства: постоянное проживание (место, где гражданин постоянно проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает больше, чем в других местах). В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет важное значение для охраны его прав и исполнения им обязанностей.


Положение ст. 35 Конституции РФ о недопустимости лишения собственника его имущества иначе как по решению суда направлено на защиту права частной собственности, носит универсальный характер и подлежит применению во всех сферах жизни, в том числе и в жилищной сфере. По смыслу ст. 35 Конституции РФ это правило распространяется на всех граждан — будь то рядовой гражданин, либо гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо объединения граждан, включая юридических лиц как коллектив собственников10 .

Гарантии права на жилище, предусмотренные Конституцией РФ, имеют экономический характер и выступают в виде тех обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами (предоставлением жилых помещений из жилищного фонда социального использования, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, льгот и субсидий для приобретения жилья и т.д.).

С целью реализации конституционного права гражданина на жилище закон устанавливает те обстоятельства (юридические факты), при которых у него возникают субъективные права требования: предоставить жилое помещение из жилищного фонда социального использования, получить субсидию и т.д. Данные субъективные права возникают по воле самого гражданина, но реализуются при посредстве правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, различных организаций. Конституционное право на жилище в данном случае можно считать реализованным с момента вынесения решения о предоставлении лицу конкретного жилого помещения и выдачи ордера на его заселение, в результате чего у гражданина возникает субъективное право на конкретное жилое помещение.

Конституция РФ также гарантирует гражданам России беспрепятственное осуществление ими субъективного права на занимаемое ими жилое помещение (право пользования). Статья 40 Конституции РФ прямо определяет, что никто не может быть произвольно лишен жилища. Это означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни должностные лица не вправе осуществлять какие-либо действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Реализация права на жилище обеспечивается возможностью граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ). Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»  вместо прописки введен регистрационный учет граждан. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает (являясь его собственником либо пользуясь им по договору найма, или по иным основаниям, предусмотренным законом). Ограничения права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства могут быть установлены только федеральным законом11.


В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением и т.п.

Законодательством предусмотрены основания и порядок ограничения принципа неприкосновенности жилища. Согласно ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Обыск и выемка в жилище в соответствии с ч. 2 ст. 12 УПК РФ могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения.


Прекращение права собственности на жилое помещение предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ в случае, если жилое помещение (его части) для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, но при этом представляет собой предмет ипотеки. Определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений находится в компетенции органов государственной власти Российской Федерации. В частности, условия и порядок выселения гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением, предусмотрены ст. 35 ЖК РФ, поднанимателя и вселенных совместно с поднанимателем граждан - ч. 4 ст. 79 ЖК РФ, временных жильцов - ч. 5 ст. 80 ЖК РФ, нанимателя и членов его семьи, занимаемых помещение по договору социального найма, - ст. 84 - 91 ЖК РФ, выселение граждан из специализированных жилых помещений - ст. 103 ЖК РФ, выселение бывшего члена жилищного кооператива - ст. 133 Жилищного кодекса РФ12.

Важнейшим специальным законодательным актом, регулирующим жилищные отношения, является Жилищный кодекс. В новом ЖК, как и в ранее действовавшем, имеется разд. I «Общие положения». Однако его содержание значительно шире и приведено в соответствие с современным состоянием жилищных отношений. В нем содержатся основные положения, относящиеся к жилищным правам граждан; определены способы обеспечения условий для осуществления права на жилище; впервые наряду с нормами о недопустимости произвольного лишения жилища включены нормы о его неприкосновенности; также впервые законодательно решен ряд вопросов, не регламентировавшихся в прежнем ЖК РСФСР: о круге жилищных отношений, их участников; составе жилищного законодательства; основаниях возникновения жилищных прав и обязанностей; способах защиты жилищных прав; с учетом современной структуры органов управления в нашей стране решен вопрос о разграничении компетенции в области жилищных отношений. Кроме того, в этом разделе ЖК имеются положения об объектах жилищных прав и жилищном фонде, переводе жилого помещения в нежилое и наоборот, переустройстве и перепланировке жилого помещения.

В состав нового ЖК входят также разделы: о праве собственности и других вещных правах на жилые помещения; жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; специализированном жилищном фонде; жилищных и жилищно-строительных кооперативах; товариществе собственников жилья; плате за жилое помещение и коммунальные услуги; управлении многоквартирными домами.


Помимо ЖК, нормы, имеющие жилищно-правовое значение, содержатся и в ряде других федеральных законов. Ряд таких положений включает в себя, в частности, Градостроительный кодекс, в котором наряду с нормами, регламентирующими осуществление чисто градостроительной деятельности, имеются нормы, касающиеся реализации права граждан на жилище. К ним относятся, в частности, нормы обеспечения благоприятной среды проживания населения.

Осуществление жилищного строительства неразрывно связано с решением вопросов, регулируемых земельным законодательством. В частности, разрешаются вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; выбора земельных участков для строительства; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства; определяются нормы предоставления земельных участков, порядок организации и проведении аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также права на заключение аренды таких земельных участков для жилищного строительства (гл. V). В числе норм ЗК, которые должны учитываться при регулировании отношений, связанных с жилищными, следует также назвать положения о государственном земельном кадастре (ст. 70) и землях поселений, в том числе о составе земель поселений и зонировании территорий (гл. XV).

В сфере регулирования жилищных отношений значительное место отводится указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

В число источников жилищного права входят также нормативные правовые акты министерств и ведомств13.

Итоги реализации отдельных подпрограмм в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы далеки от прогнозируемых показателей. Помимо множества практических проблем, выявившихся в ходе реализации конкретных подпрограмм существенные коррективы внес мировой финансовый кризис, негативно повлиявший на многие индикаторы эффективности проводимых государством мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан и, как следствие, на обеспечение возможности граждан в полной мере реализовать провозглашенное в Конституции Российской Федерации право на жилище.

Основными проблемами механизма реализации конституционного права граждан на жилище в субъектах Российской Федерации являются: отсутствие эффективной системы доступного для граждан ипотечного кредитования; недостаточность объемов жилищного строительства; низкие темпы внедрения новых технологий создания строительных материалов, удешевляющих стоимость жилья; небольшие объемы строительства или приобретения социального жилья; отставание процесса нормативно-правового регулирования правоотношений в жилищной сфере на уровне субъектов Российской Федерации; значительные темпы роста цен на жилье, существенно опережающие рост доходов населения; низкая правовая грамотность населения рост числа случаев нарушения жилищных прав граждан и недостаточное освещение способов его защиты в средствах массовой информации14.


 



 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Судебная практика по вопросам нарушения права на жилище

2.1 Анализ казусов

 

1. Постановление КС РФ  по делу о проверке конституционности  абзаца второго статьи 1 Федерального  закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В.Воробьева от 30.06.2011


Вопрос заявителя:

Проверка конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявителем нормативное положение.

Аргументы заявителя:

Гражданин А.В. Воробьев оспаривает конституционность нормативного положения в части, исключающей возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами населенных пунктов- на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, чем, по мнению заявителя, нарушаются его права, гарантированные статьями 15 (часть 1), 18, 19, 27, 39 (часть 1), 40 и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свободе выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации коррелирует право каждого, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, на свободу выбора местожительства в пределах этого государства, которое провозглашено Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и признается Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола № 4), являющимися в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Информация о работе Право на жилище как конституционное право