Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 09:32, реферат
Основой законодательства о защите прав потребителей является Закон «О защите прав потребителей».
Роль этого закона чрезвычайно важна. Он впервые в российской действительности юридически закрепил права потребителей, ранее уже признанные международным сообществом: право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, право на полную и достоверную информацию, право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, право на возмещение ущерба, причиненного потребителю, право на судебную защиту его прав и интересов.
1. Право потребителей на информацию и защита прав потребителей в России и за рубежом….. 3
1.1 Право потребителя на информацию 3
1.2 Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) 6
1.3 Информации о товарах (работах, услугах). 7
1.4 Ответственность за ненадлежащую информацию 11
2. Структурная и функциональная организация автоматизированных информационных систем……. 13
2.1 Понятие автоматизированных информационных систем 13
2.2 Стадии и этапы создания АИС 14
2.3 Автоматизированные информационные системы для предприятий и организаций 17
2.4 Автоматизированные информационные системы в торговле 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. Право потребителей на информацию и защита прав потребителей в России и за рубежом….. 3
1.1 Право потребителя на информацию 3
1.2 Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) 6
1.3 Информации
о товарах (работах, услугах).
1.4 Ответственность за ненадлежащую информацию 11
2. Структурная и функциональная организация автоматизированных информационных систем……. 13
2.1 Понятие автоматизированных информационных систем 13
2.2 Стадии и этапы создания АИС 14
2.3 Автоматизированные информационные системы для предприятий и организаций 17
2.4 Автоматизированные
информационные системы в
В Российской Федерации потребительское движение основывается на действующем законодательстве о защите прав потребителей. Это законодательство включает не только нормы, направленные собственно на защиту прав потребителей, но и нормы, определяющие права потребителей и механизм их реализации.
На реализацию таких норм ориентированы как специальные акты, например Закон «О защите прав потребителей», так и иные нормативные документы, имеющие различную правоотраслевую принадлежность. Так, Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. и являющаяся основным законом государства, содержит ряд статей (17, 41, 42, 43, 45, 46), направленных на обеспечение гражданам их прав, в том числе прав на охрану здоровья, благоприятную среду, безопасность, образование, судебную защиту и др.[1].
С принятием и введением в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации граждане-потребители получили в свое распоряжение очень мощный правовой механизм по защите своих имущественных прав. При этом другие акты гражданского законодательства не должны противоречить Гражданскому кодексу, а, напротив, должны быть приведены по своему содержанию в соответствие с этим документом [2].
За нарушение прав потребителей
установлена административная и
уголовная ответственность, что
нашло отражение в таких
Во исполнение законов издаются другие нормативные акты в виде постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений государственных органов, которые после их регистрации в установленном порядке и опубликования являются обязательными для исполнения на всей территории государства.
Таким образом, законодательство
о защите прав потребителей представляет
собой комплексное
Основой законодательства о защите прав потребителей является Закон «О защите прав потребителей».
Роль этого закона чрезвычайно важна. Он впервые в российской действительности юридически закрепил права потребителей, ранее уже признанные международным сообществом: право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, право на полную и достоверную информацию, право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, право на возмещение ущерба, причиненного потребителю, право на судебную защиту его прав и интересов.
В законе был предусмотрен
механизм защиты потребителей, права
которых нарушены при продаже
недоброкачественных товаров
Ст. 1 этого закона устанавливает,
что закон регулирует отношения,
возникающие между
Очень важное значение для государственной политики защиты интересов потребителей играет право потребителя на предоставление ему необходимой и достоверной информации, на основе которой он может сделать компетентный выбор.
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.
Закон РФ «О защите прав потребителя» устанавливает общие требования к информации, предоставляемой потребителю. Согласно ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация об изготовителе (исполнителе, продавце), а режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Под необходимой информацией следует понимать ее полноту. Обычно потребитель не имеет достаточных знаний о товаре (работе, услуге), которые он желает приобрести. Поэтому продавец (изготовитель, исполнитель) должен предоставить потребителю информацию в таком объеме, который позволит потребителю оценить необходимость приобретения интересующего его товара, его свойства, его качество, правила пользования и хранения товара.
Под достоверной информацией понимается соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) реальной действительности, то есть точное соответствие действительным свойствам товара.
Информация должна быть предоставлена потребителю в наглядной и доступной форме изготовителем или продавцом при заключении договора купли-продажи, выполнении работ, оказании услуг.
В наше время одним из источников информации является реклама в печати, по радио, телевидению, Интернет.
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает объем сведений, которые в обязательном порядке предоставляются потребителю - это сведения об изготовителе (исполнителе, продавце) и сведения о товаре (работе, услуге). Способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но в любом случае, она доводится в наглядной и доступной форме [3].
Содержание необходимой информации об изготовителе (исполнителе, продавце) заключено в ст. 9 Закона. Согласно требованиям этой статьи Закона информация об изготовителе (исполнителе, продавце) должна отражать следующие сведения:
Фирменное наименование (наименование) организации. Оно дает возможность потребителю отличать одних изготовителей (исполнителей и продавцов) от других. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ «наименование и место нахождения юридического лица», наименование предприятия должно обязательно содержать указание на его организационно-правовую форму, так как от этой формы зависит объем имущественной ответственности предприятия, которую они несут в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Индивидуальный предприниматель с учетом специфики своей деятельности обязан предоставить информацию, подтверждающую факт государственной регистрации и позволяющую установить его местонахождение.
Место нахождения организации (юридический адрес). В соответствии с российским законодательством все предприятия, действующие на территории РФ, проходят государственную регистрацию. Таким образом, место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации, т. е. юридическим адресом. Значение юридического адреса велико, так как он определяет точное местонахождение организации, дает возможность потребителю предъявлять претензии и судебные иски, исполнять в отношении организации различные обязательства и решать многие другие проблемы.
Режим работы продавца (исполнителя). Продавцы, исполнители и индивидуальные предприниматели самостоятельно устанавливают режим функционирования своей организации (за исключением государственных (муниципальных) организаций. Организация обязана соблюдать установленный режим работы и предоставить потребителю информацию о нем. Режим работы предприятия должен соответствовать объявленному. Информация о продавцах (исполнителях), режиме их работы должна находиться на вывеске предприятия. Вывеска помещается на доступном для ознакомления с указанной на ней информацией месте.
Сведения о лицензии. Согласно п.2 ст.9 Закона "если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию [3].
Если у организации нет лицензии, то государственные органы имеют право остановить ее работу. Ст. 49 ГК РФ указывает, что перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом [2].
Кроме информации об изготовителе (исполнителе, продавце) потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах). Это право закреплено ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 495 Гражданского кодекса.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
обозначение (наименование, номер) стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), включая назначение товаров, потребительские характеристики товаров и др.;
цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
срок службы или срок годности товаров (работ услуг), установленный в соответствии с законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий;
место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранен недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Такие требования направлены на предупреждение возможной покупки товара, бывшего в употреблении, без согласия на это покупателя.
Если товары (работы, услуги) подлежат сертификации, то информация об этом должна представляться в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем). Например, обязательной сертификации подлежат все продукты питания, товары для детей, сложная бытовая техника, мебель и т.п. Сертификат подтверждает, что данный товар полностью удовлетворяет обязательным требованиям по обеспечению его безопасности для жизни и здоровья потребителей.
По товарам (работам, услугам), которые при определенных условиях могут представлять опасность для жизни и здоровья потребителей, должна даваться информация о видах и возможных последствиях их воздействия. Прежде всего это касается медикаментов, лекарственных препаратов, косметических товаров. Например, в аннотации на лекарственные препараты (на импортные – она должна быть обязательно на русском языке) должны быть указаны возможные побочные явления и противопоказания к применению.
Информация о продуктах питания, дополнительно к указанной выше, должна содержать сведения:
о составе (включая перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок);
о весе и объеме содержимого;
о калорийности;
о содержании вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов;
противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний.
Если потребительские свойства продуктов питания могут ухудшаться с течением времени или по прошествии определенного периода они могут представлять опасность жизни и здоровью потребителей, то на упаковке товара должны указываться срок годности и правила его хранения.
Срок годности исчисляется днями, месяцами, годами и определяется либо датой, до которой продукт питания пригоден к потреблению (годен до: число, месяц, год), либо периодом времени, в течение которого продукт питания пригоден к употреблению. В этом случае указывается дата изготовления товара и продолжительность срока годности.
Правила хранения продуктов питания определяются сроком, в течение которого они могут храниться без изменения потребительских свойств, и условиями хранения. Например, указано «срок хранения 3 месяца при температуре 0 – +2 градуса», или «хранить в сухом месте» и т.п.
На промышленные товары,
товары длительного пользования
информация должна содержать также
сведения о гарантийных обязательствах
изготовителя, сроке службы или годности,
о необходимых действиях
Право устанавливать сроки службы и гарантийные сроки на товары длительного пользования принадлежит изготовителю (исполнителю). При этом под сроком службы, согласно ст. 5 Закона «О защите прав потребителей», понимается период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникающие по его вине. Срок службы, установленный изготовителем (исполнителем), указывается в технической документации на товар (работу).