Право собственности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:25, дипломная работа

Описание работы

Проблема права собственности, ее форм разновидностей и способов защиты права собственности в настоящее время весьма актуальна и должна занимать особое место в российском гражданском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров об установлении права собственности, которые практически невозможно разрешить в досудебном порядке.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Право собственности. Общие положения. 5
§1. Понятие и виды вещных прав. 5
§2. Понятие собственности в экономическом смысле. Понятие права собственности. 16
§3 Содержание права собственности. 25
§4. Приобретение и прекращение права собственности. 29
Глава 2. Основные формы права собственности. 36
§1 Право собственности граждан. 36
§2 Право собственности юридических лиц. 45
§3. Право государственной и муниципальной собственности. 59
§4 Право общей собственности 73
Глава 3 Защита права собственности 82
§1 Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности 82
§2 Вещно-правовые способы защиты права собственности 83
§3 Иные гражданско-правовые способы защиты права собственности 88
§4 Защита прав владельца, не являющегося собственником 92
Заключение 95
Список использованной литературы 97
Нормативные правовые акты 97
Научная литература и материалы периодической печати 99
Приложение 1 100
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 107
Приложение 5 109

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 225.46 Кб (Скачать файл)

Это послужило бы гарантией  от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов  и их должностных лиц. Отношения, связанные с принудительным выкупом, изъятием имущества, должны быть детально регламентированы.

Данная позиция связана  с намерением рассматривать государственную  собственность и частную собственность  не как противостоящие друг другу  формы собственности, а как две  составляющие экономических отношений  собственности, не имеющих политической окраски. Не стоит доказывать, что  развитие частной собственности  в разумных пределах, под государственным  контролем, так же как и приумножение государственной собственности, может  и должно быть выгодно всему обществу.

Как экономическая категория  государственная собственность  является основной формой общенародного  присвоения. С учетом многоуровневого  характера государственной собственности  экономические отношения общенародной собственности могут выражать принадлежность материальных благ народу, объединенному  в рамках Российской Федерации либо в рамках субъектов Российской Федерации.

В сложной системе экономических  отношений общественной собственности  государственная собственность  представляет собой экономическую  категорию, тождественную общенародному  присвоению имущества, обособленного  от имущества других организаций  и граждан. Совпадение общенародного  и государственного присвоения как  экономических категорий должно иметь место в демократическом  государстве и возможно, если государство  выражает интересы всего народа и  использует государственное имущество  по целевому назначению, не допуская его  трансформации в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных  законом.

С этой точки зрения право  государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу соответствующих  территорий в лице Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным (общенародным) имуществом.

В субъективном смысле право  государственной собственности  состоит из принадлежащих государству, субъектам РФ правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и юридических лиц они должны использовать государственную собственность  по целевому назначению.

Находящееся в государственной  собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства — этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреждениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответственность по долгам государства) (ст. 56, п. 5 ст. 113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК).

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной именно «нераспределенное» государственное имущество, а не орган государства (казначейство). Это имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте и названы бюджетные средства, которые реально составляют объект такого взыскания. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства (публично-правового образования) по долгам его казенных предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами.

В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную (публичную) собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством.

Следует подчеркнуть, что  субъектами права государственной  собственности выступают именно соответствующие государственные  публично правовые образования в  целом, то есть Российская Федерация  и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти и управления п.3 ст. 214 ГК. Последние выступают в  имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника ст. 125 ГК.

Подобно праву собственности  юридических и физических лиц  право государственной собственности  в субъективном смысле включает в  себя три правомочия: владение, пользование  и распоряжение.

Право владения государства, субъектов РФ означает, что в их охраняемом законом обладании находятся  принадлежащие им материальные ценности независимо от того, ведают ли имуществом государственные органы или части  его переданы государственным предприятиям или учреждениям в хозяйственное  ведение или оперативное управление. Право владения связано с возможностью осуществлять учет общенародного имущества  и его охрану. Предоставив право  владения имуществом своим организациям (учреждениям и предприятиям), государство, субъект РФ сохраняют за собой  право владения этим имуществом, поскольку  правомочие владения государственной  организации не исчерпывает право  владения субъекта права государственной  собственности, оно не совпадает  с ним ни по объему, ни по назначению. Правомочие владения государственной  организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению  к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само государственное  предприятие, а также казенное унитарное  предприятие, государственное учреждение как определенный имущественный  комплекс (ст. 132 ГК), являются объектом государственной собственности, а следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ.

Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом  РФ возможность целенаправленно  извлекать из общенародных имущественных  ценностей максимальную выгоду в  интересах всего народа, народа субъекта РФ в целях удовлетворения его  материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

В науке гражданского права  существовала точка зрения, в соответствии с которой право распоряжения государства состояло «в установлении им порядка владения и пользования  народным достоянием, распределении  имущества, определении наилучших  правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной  собственностью»66, т. е. по существу сводилось к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника н пределы их осуществления.

Нельзя не учитывать, что  государство, субъекты РФ как политические суверены не могут не оказывать воздействия  на установление границ содержания права  собственности. Однако с установлением  равенства всех форм собственности  и утратой государевом преимуществ  перед другими участниками гражданских  правоотношений положение изменилось. Признавая, что хотя государство, субъекты РФ распоряжаются своим имуществом в пределах, установленных ими  же самими, однако их правомочия по распоряжению все же не беспредельны, а имеют  свои, очерченные в законодательном порядке границы. Следует признать, что гражданско-правовое регулирование отношений по распоряжению государственной собственностью находится не на должном уровне: не учитывается принцип целевого использования государственного имущества, отсутствуют гарантии т превышения пределов предоставленных государству, субъектам РФ властных полномочий при осуществлении ими правомочий по распоряжению имуществом. Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу общенародного имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

Объекты права государственной  собственности

Круг объектов права государственной  собственности неограничен. В собственности  государства может находиться любое  имущество, в том числе н то, которое не входит в круг объектов права частной собственности. Таковым  является имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это  имущество, которое находится в  исключительном обладании общества и используется исключительно в  интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд. Объекты  исключительной государственной собственности  функционирует в особом правовом режиме, установленном законодательством. Режим имущества, составляющего  исключительную государственную собственность, связан с монополией государства  на это имущество, ограничением его  оборотоспособности и, как правило, с наложением законодательных запретов на обращение его в частную  собственность. Так, в случае обнаружения  клада, содержащего вещи, относящиеся  в памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную  собственность (ст. 233 ГК).

Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно. Перечень таких объектов содержится, в частности, в ст. 71 Конституции Российской Федерации, в Приложении № 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»67. В Российской Федерации к ним отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод н морской экономической зоны, а также иные природные объекты, объекты историческо-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны; имущество Вооруженных Сил; объекты оборонного производства; объекты ядерной энергетики; расщепляющие материалы; ядовитые и наркотические вещества, другие объекты и имущества.

Данный перечень объектов исключительной государственной собственности  не является исчерпывающим. Он может  дополняться, конкретизироваться, из него могут исключаться те или иные объекты. Стремление к сохранению устойчивого  статуса объектов с режимом исключительной государственной собственности  не должно противоречить основным принципам  осуществления права собственности: максимального использования полезных свойств имущества и извлечения наибольшей прибыли. Намерением достичь  наибольшего экономического эффекта  от их использования продиктованы изменения  отношений собственности на природные  ресурсы. Однако расширение сферы частной  собственности на природные ресурсы  нуждается в глубоком анализе  возможных негативных экономических, экологических последствий. Решение  вопроса об отнесении природных  объектов к объектам частной собственности  возможно в том случае, когда прибыль, доход от использования объекта  прежде всего зависит от наиболее эффективного и рационального его  использования. Данная зависимость  наблюдается при использовании  земли. Что же касается других объектов природных ресурсов (вод, недр, лесов), то передача их в частную собственность  не оправдана (по крайней мере сегодня, когда механизм государственного контроля является недейственным), хотя использование  данных объектов частными лицами в  режиме иных прав не исключается (например, на условиях аренды).

Наряду с категорией «исключительная  государственная собственность» имеет  место и другая категория объектов государственной собственности, отнесенных к «неотъемлемому достоянию народов». По мнению некоторых ученых, имущество, объявленное достоянием народов, является разновидностью объектов, составляющих исключительную государственную собственность68. Согласно точки зрения других ученых, категория «достояние народов» употребляется по отношению к имуществу, установление права собственности на которое вообще исключается (оно не может быть объектом права собственности). Государство как юридический собственник (фактическим собственником государственного имущества является народ) в отношении имущества, объявленного достоянием народов, обладает лишь компетенцией управлять в общенародных интересах, использовать в ограниченных пределах и передавать в ограниченное пользование другим лицам (юридическим или физическим)69.

Иными словами, на правомочие распоряжаться этим имуществом налагаются строжайшие запреты. Право распоряжаться  имуществом, объявленным достоянием народов, настолько ограничено, что  позволяет сравнить его с правомочиями распоряжения в иных ограниченных вещных правах. Отсюда делается вывод, что  данное имущество не имеет собственника. Оно находится в ведении избранных  народом органов государственной  власти. Именно такой смысл заложен  в категорию «достояние народов», используемую в Указе Президента РСФСР от18 декабря 1991 г. «Об особо ценных объектах национального наследия России», в котором ряд объектов является «достоянием народов России», а государство гарантирует «их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений россиян»70, т. е. исключает возможность их выбытия за пределы российского государства.

Информация о работе Право собственности граждан