Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:25, дипломная работа
Проблема права собственности, ее форм разновидностей и способов защиты права собственности в настоящее время весьма актуальна и должна занимать особое место в российском гражданском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров об установлении права собственности, которые практически невозможно разрешить в досудебном порядке.
Введение 2
Глава 1. Право собственности. Общие положения. 5
§1. Понятие и виды вещных прав. 5
§2. Понятие собственности в экономическом смысле. Понятие права собственности. 16
§3 Содержание права собственности. 25
§4. Приобретение и прекращение права собственности. 29
Глава 2. Основные формы права собственности. 36
§1 Право собственности граждан. 36
§2 Право собственности юридических лиц. 45
§3. Право государственной и муниципальной собственности. 59
§4 Право общей собственности 73
Глава 3 Защита права собственности 82
§1 Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности 82
§2 Вещно-правовые способы защиты права собственности 83
§3 Иные гражданско-правовые способы защиты права собственности 88
§4 Защита прав владельца, не являющегося собственником 92
Заключение 95
Список использованной литературы 97
Нормативные правовые акты 97
Научная литература и материалы периодической печати 99
Приложение 1 100
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 107
Приложение 5 109
Это послужило бы гарантией от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. Отношения, связанные с принудительным выкупом, изъятием имущества, должны быть детально регламентированы.
Данная позиция связана
с намерением рассматривать государственную
собственность и частную
Как экономическая категория
государственная собственность
является основной формой общенародного
присвоения. С учетом многоуровневого
характера государственной
В сложной системе экономических
отношений общественной собственности
государственная собственность
представляет собой экономическую
категорию, тождественную общенародному
присвоению имущества, обособленного
от имущества других организаций
и граждан. Совпадение общенародного
и государственного присвоения как
экономических категорий должно
иметь место в демократическом
государстве и возможно, если государство
выражает интересы всего народа и
использует государственное имущество
по целевому назначению, не допуская его
трансформации в частную
С этой точки зрения право
государственной собственности
в объективном смысле представляет
собой совокупность правовых норм,
закрепляющих и охраняющих принадлежность
материальных благ народу соответствующих
территорий в лице Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации
и устанавливающих порядок
В субъективном смысле право государственной собственности состоит из принадлежащих государству, субъектам РФ правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и юридических лиц они должны использовать государственную собственность по целевому назначению.
Находящееся в государственной
собственности имущество
Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной именно «нераспределенное» государственное имущество, а не орган государства (казначейство). Это имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте и названы бюджетные средства, которые реально составляют объект такого взыскания. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства (публично-правового образования) по долгам его казенных предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами.
В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную (публичную) собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством.
Следует подчеркнуть, что
субъектами права государственной
собственности выступают именно
соответствующие
Подобно праву собственности
юридических и физических лиц
право государственной
Право владения государства,
субъектов РФ означает, что в их
охраняемом законом обладании находятся
принадлежащие им материальные ценности
независимо от того, ведают ли имуществом
государственные органы или части
его переданы государственным предприятиям
или учреждениям в
Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из общенародных имущественных ценностей максимальную выгоду в интересах всего народа, народа субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В науке гражданского права существовала точка зрения, в соответствии с которой право распоряжения государства состояло «в установлении им порядка владения и пользования народным достоянием, распределении имущества, определении наилучших правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной собственностью»66, т. е. по существу сводилось к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника н пределы их осуществления.
Нельзя не учитывать, что
государство, субъекты РФ как политические
суверены не могут не оказывать воздействия
на установление границ содержания права
собственности. Однако с установлением
равенства всех форм собственности
и утратой государевом
Объекты права государственной собственности
Круг объектов права государственной
собственности неограничен. В собственности
государства может находиться любое
имущество, в том числе н то,
которое не входит в круг объектов
права частной собственности. Таковым
является имущество, составляющее исключительную
собственность государства. Это
имущество, которое находится в
исключительном обладании общества
и используется исключительно в
интересах народа или для обслуживания
особых государственных нужд. Объекты
исключительной государственной собственности
функционирует в особом правовом
режиме, установленном
Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определен законодательно. Перечень таких объектов содержится, в частности, в ст. 71 Конституции Российской Федерации, в Приложении № 1 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»67. В Российской Федерации к ним отнесены: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод н морской экономической зоны, а также иные природные объекты, объекты историческо-культурного наследия и некоторые художественные ценности общенационального значения; имущество государственной казны; имущество Вооруженных Сил; объекты оборонного производства; объекты ядерной энергетики; расщепляющие материалы; ядовитые и наркотические вещества, другие объекты и имущества.
Данный перечень объектов
исключительной государственной собственности
не является исчерпывающим. Он может
дополняться, конкретизироваться, из него
могут исключаться те или иные
объекты. Стремление к сохранению устойчивого
статуса объектов с режимом исключительной
государственной собственности
не должно противоречить основным принципам
осуществления права
Наряду с категорией «исключительная
государственная собственность» имеет
место и другая категория объектов
государственной собственности, отнесенных
к «неотъемлемому достоянию народов».
По мнению некоторых ученых, имущество,
объявленное достоянием народов, является
разновидностью объектов, составляющих
исключительную государственную собственность6
Иными словами, на правомочие
распоряжаться этим имуществом налагаются
строжайшие запреты. Право распоряжаться
имуществом, объявленным достоянием
народов, настолько ограничено, что
позволяет сравнить его с правомочиями
распоряжения в иных ограниченных вещных
правах. Отсюда делается вывод, что
данное имущество не имеет собственника.
Оно находится в ведении