Право собственности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:25, дипломная работа

Описание работы

Проблема права собственности, ее форм разновидностей и способов защиты права собственности в настоящее время весьма актуальна и должна занимать особое место в российском гражданском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров об установлении права собственности, которые практически невозможно разрешить в досудебном порядке.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Право собственности. Общие положения. 5
§1. Понятие и виды вещных прав. 5
§2. Понятие собственности в экономическом смысле. Понятие права собственности. 16
§3 Содержание права собственности. 25
§4. Приобретение и прекращение права собственности. 29
Глава 2. Основные формы права собственности. 36
§1 Право собственности граждан. 36
§2 Право собственности юридических лиц. 45
§3. Право государственной и муниципальной собственности. 59
§4 Право общей собственности 73
Глава 3 Защита права собственности 82
§1 Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности 82
§2 Вещно-правовые способы защиты права собственности 83
§3 Иные гражданско-правовые способы защиты права собственности 88
§4 Защита прав владельца, не являющегося собственником 92
Заключение 95
Список использованной литературы 97
Нормативные правовые акты 97
Научная литература и материалы периодической печати 99
Приложение 1 100
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 107
Приложение 5 109

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 225.46 Кб (Скачать файл)

В связи с отсутствием  правового определения категории  «достояние народов» используемый в  некоторых нормативных актах  термин «достояние народов» имеет подчас иное содержание. Например, в преамбуле  Федерального закона о природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах от27 января 1995 г. 71 говорится, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, а в ст. 9 Закона провозглашается право государственной собственности на те же объекты. В другом Федеральном законе об особо охраняемых природных территориях от 15 февраля 1995 г.72 такие территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Закона). В то же время в п. 6 ст. 2 Закона говорится, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и зависимости от этого особо охраняемые природные территории являются федеральной собственностью, собственностью субъектов Российской Федерации или муниципальной собственностью.

В названных Законах заложенный в Указе Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. «Об особо ценных объектах национального наследия России» смысл категории «достояние народов» утрачивается. Термин «достояние народов», проживающих на соответствующей территории, отождествляется с государственной собственностью и употребляется для обозначения принадлежности соответствующего имущества {и частности, природных ресурсов) Российской Федерации либо ее субъектам.

Надо полагать, что объявление общенародным достоянием тех пли  иных объектов, в том числе и  объектов, относящихся к природным  ресурсам, должно происходить в индивидуальном порядке на основе законодательного определения. Что же касается вопросов отнесения государственной собственности  либо к федеральной собственности, либо к собственности субъектов  Федерации, то в соответствии с п. «г» ст. 72 конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Статус объектов государственной собственности, касающийся их субъектной принадлежности, определяется согласно Федеративному договору по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Определение субъектной принадлежности государственного имущества на основании  взаимной договоренности органов государственной  власти РФ и субъектов РФ касается не только объектов, находящихся в  федеральной собственности, которые  могут передаваться в собственность  субъектов Российской Федерации, указанных  в Приложении № 2 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Возможен и обратный процесс перехода государственной собственности из собственности субъектов Федерации в Федеральную собственность, так же как и в первом случае находящийся за пределами гражданско-правового регулирования. Особенно часто возникают проблемы установления субъектной принадлежности земли и других природных ресурсов, которые следует особо выделить среди других объектов государственной собственности.

В Конституции РФ (ст. 9) устанавливается, что земля и природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В п. 2 ст. 214 ГК определен особый режим земли и природных ресурсов, который заключается в том, что государственной собственностью признается вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную либо муниципальную собственность. Таким образом, устанавливается своеобразная презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст.225 ГК).

Особо следует сказать  о правовом режиме государственного имущества, находящегося за рубежом. Правовой статус этого имущества определяется прежде всего требованием об иммунитете государственного имущества, находящегося за рубежом. Этот принцип закреплен  в ст. 435 ГПК, которая исходит из концепции судебного иммунитета имущества иностранного государства и требует соответствующего подхода к имуществу нашего государства. Иммунитет имущества государства означает, что без согласия компетентных органов соответствующего государства не может быть обращено взыскание на имущество, обеспечен иск за счет имущества, находящегося за рубежом, либо предприняты иные меры, действия, связанные с ограничением права собственности. Государственное имущество, находящееся за рубежом, находится под особым контролем государственных органов. Особенности управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, определены постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом»73. В соответствии с этим постановлением решения о продаже, мене, залоге, дарении, изъятии недвижимого имущества, находящегося за рубежом и являющегося федеральной собственностью, принимаются Правительством на основании совместного представления Госкомимущества России и федерального органа исполнительной власти, па который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Председатель Госкомимущества России имеет право выдавать от имени Правительства РФ доверенности на производство с учетом законодательства государства местонахождения имущества всех необходимых действий по организации поиска, надлежащему оформлению и защите прав собственности, управлению государственным имуществом, находящимся за рубежом. При приватизации государственных предприятий РФ закрепленное на их балансе имущество, в том числе ценные бумаги, доли, паи в находящихся за рубежом юридических лицах, приобретенное за счет средств федерального бюджета, не подлежит включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий, и продаже на конкурсах и аукционах.

Находящееся в собственности  РФ, а также в собственности  субъектов РФ имущество подразделяется на две части. Одна часть государственного имущества закрепляется за государственными юридическими лицами на ограниченных вещных правах: праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное  имущество является базой для  участия этих организации в гражданском  обороте и основой их имущественной  самостоятельности. Оно не может  служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, поскольку  предприятия и учреждения как  юридические лица не отвечают своим  имуществом по долгам учредившего их собственника — государства.

Другая часть имущества, принадлежащего РФ, субъектам РФ на праве собственности, не закрепленного  за государственными предприятиями  и учреждениями, образует соответственно государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе  РФ, казну края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения. Казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации состоит из средств  соответствующего бюджета и иного  государственного имущества. В Приложении № 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. перечисляется имущество, составляющее казну Российской Федерации: это средства федерального бюджета. Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, золотом запас, алмазный и валютный фонды.

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество) и не относящееся к объектам исключительной государственной собственности, может  быть объектом взыскания кредиторов государства — собственника по его обязательствам. Реальным объектом взыскания являются прежде всего бюджетные средства. Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности государства по долгам его казенных предприятии и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами, а также по долгам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в случае его банкротства, если несостоятельность юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица пли другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (п. 3 ст. 56 ГК).

Имущество, составляющее государственную  собственность, подлежит пообъектной  регистрации в соответствующем  реестре федеральной государственной  собственности (собственности субъекта РФ), который ведется Государственным  комитетом Российской Федерации  по управлению государственным имуществом.

Среди различных оснований  возникновения права государственной  собственности необходимо выделить общегражданские и специальные  способы приобретения государственной  собственности. К первой группе способов относятся основания, по которым  собственникам может стать не только государство, но и любой другой субъект гражданского права. Вторую группу составляют основания, по которым  только государство может стать  собственником соответствующего имущества. Здесь рассматриваются только специальные  способы приобретения права государственной  собственности. К ним относятся: национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия  государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.); переход по праву наследования выморочного имущества. В свою очередь каждый из названных способов в соответствии с общепринятой классификацией оснований возникновения права собственности может быть отнесен к первоначальным либо производным способам возникновения нрава собственности.

Национализация представляет собой принудительное изъятие имущества  из частной собственности в собственность  государства на основании специальных  законодательных актов. Она может  проводиться безвозмездно, в форме  прямой экспроприации, либо с выплатой бывшим собственникам определенной компенсации.

Реквизиция ст. 242 ГК является принудительным изъятием имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемого при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

«Конфискация ст. 243 ГК. Под ней понимается принудительное безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение»74.

Иные случаи принудительного  изъятия имущества из частной  собственности. К ним относятся  выкуп (продажа с публичных торгов) недвижимого имущества в связи  с изъятием земельного участка, на котором  оно находится (ст. 239 ГК), выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 239 ГК), приобретение в государственную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК). Указанные случаи принудительного изъятия имущества не только в государственную муниципальную, но и частную собственность посредством продажи с публичных торгов.

Налоги и иные обязательные платежи. Это основание возникновения  права собственности характеризуется  тем, что для его возникновения  необходимо действие обязанных лиц  во исполнение предписаний налогового законодательства об изъятии средств  отдельных собственников для  общегосударственных нужд.

Переход к государству  по праву наследования вышеперечисленного имущества. Согласно российскому законодательству вымороченное имущество, у которого не оказалось наследников, переходит  к государству как к наследнику.

Основания прекращения права  государственной собственности. Государственная  собственность осуществляется и  прекращается как в результате общегражданских  способов например, в результате осуществления  сделок об отчуждении государственного имущества, так и в результате специальных способов прекращения  права государственной собственности. Таким специальным способом прекращения  права государственной собственности  является приватизация.

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной  собственности государственной  или муниципальной в частную  собственность граждан и юридических  лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством  о приватизации.

Основными нормативными актами, регламентирующими приватизацию, являются Закон о приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РФ от 3.07.91г.75, Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.93г.76, Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июня 1994г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июня 1994г.77 и др.

«Режим управления муниципальной  собственностью зависит и от характера  самих объектов собственности. Так, средства местного бюджета в виде финансовых ресурсов, хранящихся на счетах муниципального образования в учреждениях  барка, имеют строго целевое назначение и распределяются в порядке, установленном  представительным органом местного самоуправления. Особым режимом управления и использования обладают принадлежащие  муниципальным образованиям акции  и другие ценные бумаги, удостоверяющие право требования на долю в уставных капиталах немуниципальных предприятий. Указанные ценные бумаги позволяют  муниципальным органам управлять  не принадлежащим им на праве собственности  имуществом муниципальных предприятий  и получать за владение ими дивиденды  и другие отчисления от прибыли этих предприятий»78.

Понятие муниципальной собственности  давно известно отечественному гражданскому праву. Оно было введено еще в  Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. За последнее время это понятие было развито и закреплено в Законе «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990г79., Законе «О местном самоуправлении в РФ»80, Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.81, в новой Конституции Российской Федерации 1993 г. и в новом Гражданском кодексе 1994 г.

Информация о работе Право собственности граждан