Право собственности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:25, дипломная работа

Описание работы

Проблема права собственности, ее форм разновидностей и способов защиты права собственности в настоящее время весьма актуальна и должна занимать особое место в российском гражданском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров об установлении права собственности, которые практически невозможно разрешить в досудебном порядке.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Право собственности. Общие положения. 5
§1. Понятие и виды вещных прав. 5
§2. Понятие собственности в экономическом смысле. Понятие права собственности. 16
§3 Содержание права собственности. 25
§4. Приобретение и прекращение права собственности. 29
Глава 2. Основные формы права собственности. 36
§1 Право собственности граждан. 36
§2 Право собственности юридических лиц. 45
§3. Право государственной и муниципальной собственности. 59
§4 Право общей собственности 73
Глава 3 Защита права собственности 82
§1 Понятие и система гражданско-правовых способов защиты права собственности 82
§2 Вещно-правовые способы защиты права собственности 83
§3 Иные гражданско-правовые способы защиты права собственности 88
§4 Защита прав владельца, не являющегося собственником 92
Заключение 95
Список использованной литературы 97
Нормативные правовые акты 97
Научная литература и материалы периодической печати 99
Приложение 1 100
Приложение 2 101
Приложение 3 102
Приложение 4 107
Приложение 5 109

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 225.46 Кб (Скачать файл)

Законодательное определение  места и значения муниципальной  собственности среди других форм собственности менялось. Так, в Гражданском  кодексе 1922 г. муниципальная собственность рассматривалась как разновидность государственной собственности и не имела самостоятельного значения. В Законе о собственности муниципальная собственность представлялась как соединение собственности административно-территориальных образований низшего уровня (городов, районов, поселков и т.д.) и собственности органов территориального общественного самоуправления, например, советов микрорайонов или других общественных образований, признанных юридическими лицами, в результате чего был сделан вывод о том, что муниципальная собственность в Законе представлена как переходная форма от государственной собственности к собственности отдельных юридических лиц82.

В Конституции РФ 1993 г. и Гражданском кодексе РФ 1994 г. муниципальная собственность наряду с государственной отнесена к публичной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями, и выступает как самостоятельная форма собственности. Законодательное закрепление муниципальной собственности наряду с государственной в качестве самостоятельной формы собственности имеет целью приблизить к реальному обладанию материальными благами тех, кому они по праву принадлежат, — народа. Преимущество муниципальной собственности перед государственной заключается в том, что многие вопросы относительно владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью могут решаться не только представительными органами, но и населением непосредственно в соответствии с его волей и в его интересах.

К субъектам муниципальной  собственности согласно п. 1 ст. 215 ГК относятся городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Местное самоуправление заключает в себе право и действительную способность самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.

Управление такой собственностью должно находиться в ведении представительных (выборных) органов. Однако не исключается  участие в управлении муниципальной  собственностью иных органов местного самоуправления, структура которых  определяется населением самостоятельно (п. 1 ст. 131 Конституции РФ). Важным является соблюдение принципа, в силу которого распределение полномочий по управлению муниципальной собственностью между органами местного самоуправления должно способствовать эффективному использованию муниципальной собственности в соответствии с волей и интересами населения, по целевому назначению.

Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования — собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся при этом собственниками вверенного им имущества (ст. 125, 215 ГК). Совершенно очевидно, что действующие в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены ч. 3 п. 2, п. 3 ст.48 ГК.

Кроме того, осуществлять права  собственника и выступать в имущественном  обороте муниципальные образования  могут также через юридических  лиц — муниципальные предприятия и учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) или оперативного управления (ст. 296 ГК).

В состав объектов муниципальной  собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли  и другие природные ресурсы, которые  находятся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки, другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые  помещения, другие объекты.

Муниципальное имущество, подобно  государственному, делится на две  части. Одну его часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или  оперативного управления. Другую часть  составляет муниципальная казна  соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Общим для объектов государственной  и муниципальной собственности  является также наличие среди  них объектов, составляющих соответственно исключительную государственную и  муниципальную собственность. Закон  определяет виды имущества, находящегося только в муниципальной собственности, т. е. изъятого из оборота (например, муниципальные  учреждения образования, культуры, спорта).

Специфика муниципальной  собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой  характер, т. е. предназначены для  решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и  иных потребностей населения соответствующих  территорий.

Основания возникновения  муниципальной собственности, источники  ее формирования различны. Их можно  условно разделить на две группы: общегражданские способы и способы, на основании которых может возникнуть только муниципальная собственность, т. е. специальные способы возникновения  муниципальной собственности.

Надо заметить, что, являясь  специальными способами возникновения  по отношению к частной собственности, некоторые способы возникновения  муниципальной собственности будут  общими по отношению к государственной  собственности, например: поступления  от приватизации имущества; местные  налоги и штрафы; плата, в том числе  в натуральной форме, от пользователей  природными ресурсами, которые добываются на территории данного образования; передача объектов государственной  собственности в муниципальную  собственность (возможна передача объектов из собственности Российской Федерации  или из собственности субъекта РФ) н другие способы.

Специальными основаниями  возникновения, присущими только муниципальной  собственности, являются: отчисления от федеральных налогов и налогов  субъектов Российской Федерации; финансовые средства, переданные органами государственной  власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных  полномочий.

Специальные способы, носящие  характер частного случая, названы  в Гражданском кодексе РФ. К  ним, в частности, относится. поступление  в муниципальную собственность  имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК). В муниципальную собственность может перейти недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд (ст. 239 ГК); в том числе в связи с изъятием земельного участка. Изъятию недвижимости у собственника должно предшествовать принятие недвижимых вещей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, па территории которого они находятся, и (или) решение суда.

Общими для всех форм собственности, в том числе и для муниципальной, являются такие основания, как прибыль  муниципальных предприятий, учреждений и организаций, имущество, полученное по сделкам, в том числе поступления  от сдачи муниципального имущества  в аренду, и многие другие способы.

Муниципальное имущество  подлежит пообъектной регистрации  в реестре муниципальной собственности, который ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.

Осуществляя права собственника в отношении имущества, входящего  в состав муниципальной собственности, органы местного самоуправления имеют  право передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим н юридическим лицам, сдавать  в аренду, отчуждать в установленном  порядке, а также совершать с  имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, иные сделки.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом  создавать предприятия, учреждения для осуществления хозяйственной  и иной деятельности. Наделенные властными  полномочиями, органы местного самоуправления определяют цели, условия, порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной  собственности. Что касается предприятий, учреждений, организаций, не находящихся  в муниципальной собственности  действующих на территории муниципалитета в качестве частных юридических  лиц, то их взаимоотношения с органами местного самоуправления строятся на основе договора. Органы местного самоуправления вправе координировать их участие в  комплексном социально-экономическом  развитии территории муниципального образования, но не вправе устанавливать ограничения  их хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных  бюджетов по результатам отчетного  года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, что  подтверждает положение о том, что  Муниципальная собственность наряду с государственной является самостоятельной  формой собственности.

Допускается приватизация муниципального недвижимого имущества. Порядок  и условия приватизации муниципальной  собственности определяются населением непосредственно или представительными  органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной  собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

 

§4 Право общей собственности

Общая собственность представляет собой принадлежность одного и того же имущества одновременно нескольким лицам (сособственникам). При этом они  же являются и субъектами права собственности  на данное имущество. Таким образом, участники отношений общей собственности  сообща являются собственниками одного и того же имущества.

Здесь не происходит «объединения имущества собственниками», не возникает  ни «коллективной», ни «смешанной»  собственности, о чем неудачно говорилось в прежнем законодательстве (ст. 3 Закона о собственности). В такой ситуации не создается никакого нового субъекта права («коллектива»), не происходит ни объединения, ни «смешения» имущества, не появляется никакой новой «формы собственности», а возникает лишь множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество.

Право общей собственности  возникает на неделимые вещи (ч. 1 ст. 133 ГК), если они поступают в собственность нескольких лиц: например, при наследовании детьми умершего гражданина принадлежавшего ему жилого дома, который не может быть разделен на части в силу своих технических (конструктивных) особенностей. Имущество может не подлежать разделу в силу указаний закона: например, неделимыми согласно указаниям законодательства являются многие ценные бумаги. Делимые вещи также способны быть объектами общей собственности, когда это предусматривают либо закон, либо соглашение участников, например договор о совместной деятельности (ст. 124 Основ).

Общая собственность может  быть как долевой, так и бездолевой (совместной). В первом случае законом  или договором определяются точные доли участников в праве на общее  имущество. В п. 2 ст. 244 ГК прямо отмечено, что речь при этом идет о долях не в имуществе, а в праве на имущество. При разделе имущественного объекта, например жилого дома, никакой юридической общности не сохраняется и каждый из бывших сособственников становится собственником конкретного имущества (в данном случае — части дома). Общая долевая собственность означает поэтому раздел между участниками принадлежащего им сообща права собственности, а не имущества.

Совместная (бездолевая) собственность  означает, что право собственности  на конкретный объект не делится между  собственниками, а принадлежит им сообща, совместно. Никто из участников таких отношений не знает заранее  своей конкретной доли, которая может  быть определена лишь на случай раздела  или выдела. Очевидно, что такая  ситуация возможна только в качестве исключения, обусловленного наличием между сособственниками особых, лично-доверительных  отношений, которые не предполагают и не требуют полной определенности в объеме соответствующих правомочий их участников. По действующему законодательству такие отношения могут возникнуть в двух случаях: между супругами  либо между членами крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть только между гражданами, связанными близкими семейными узами и в силу этого  находящимися в лично-доверительных  отношениях друг с другом.

Согласно п. 3 ст. 244 ГК долевая общая собственность является правилом, а образование совместной (бездолевой) собственности исключением, прямо предусмотренным законом. В силу этого возникновение совместной собственности по договору исключается как противоречащее требованиям закона (ст. 168).

Допустима и обратная ситуация — участники отношений совместной (бездолевой) собственности, возникающей только в силу закона, вправе по своему соглашению заменить их отношениями долевой собственности (п. 5 ст. 244). Например, супруги могут заключить так называемый «брачный контракт», оговорив в нем конкретные доли каждого в общем имуществе (либо вообще установив в нем режим раздельной, а не общей собственности на принадлежащее каждому из них имущество). Участники крестьянского (фермерского) хозяйства также могут договориться друг с другом о конкретных долях в праве на имущество такого хозяйства. Иначе говоря, отношения совместной собственности могут быть заменены отношениями долевой собственности по воле их участников, тогда как наоборот сделать невозможно.

Информация о работе Право собственности граждан