Право собственности на земельные участки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Право собственности и его важнейшие объекты - земля и природные ресурсы - нашли свое отражение как в основах конституционного строя Российской Федерации, так и в основах правового статуса личности в Российской Федерации, и, несмотря на лаконичность, порой нечеткость и неоднозначность соответствующих конституционных формулировок, анализ норм Конституции РФ1 и правовых позиций Конституционного Суда РФ, направленных на их понимание, приводит к выводу о том, что право собственности (несмотря на признание его «естественного» характера в нормах Конституции Российской Федерации) является также и позитивным и в связи с этим объем правомочий собственника регулируется государством.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Земельный участок как объект права собственности
5
Глава 2. Основания возникновения права собственности на земельные участки
10
Глава 3. Прекращение права собственности на земельные участки
17
Заключение
27
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Право_собственности_на_земельные_участки.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

С точки зрения защиты интересов собственника представляется самым важным при применении положений о принудительном изъятии имущества является закрепление четких оснований для такого изъятия. Между тем применительно к изъятию земельных участков для государственных (муниципальных) нужд ГК РФ не содержит оснований для такого изъятия и исходя исключительно из закрепленного в нем определения ограничений для изъятия государством имущества у частного собственника в законодательстве не имеется.

Далее остановимся подробнее на добровольных способах прекращения права собственности на земельные участки. В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ отказ лица от права собственности на имущество, так же как и отчуждение имущества, является одним из добровольных оснований прекращения права собственности. В гражданско-правовой науке отказ лица от права собственности на имущество и отчуждение имущества принято рассматривать как различные категории, однако есть ученые, которые придерживаются иного мнения и рассматривают данные категории как тождественные.21

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что отчуждение имущества как право представляет собой закрепленную за собственником или иным уполномоченным лицом юридически обеспеченную возможность совершить действие по распоряжению имуществом, направленное на смену собственника этого имущества. Под сменой собственника имущества, как представляется, следует понимать переход субъективного права собственности на имущество от одного лица к другому. Отчуждение имущества в силу своей направленности на смену собственника этого имущества не в состоянии достичь своего результата, пока кто-либо не приобретет право собственности на него. В силу чего при отчуждении имущества наряду с фигурой отчуждателя всегда присутствует другое лицо - правоприобретатель (см. п. 1 ст. 235, абз. 1 п. 2 ст. 218 ГК РФ). При этом следует обратить внимание на то, что при отчуждении имущества право собственности не просто прекращается у отчуждателя и затем возникает у правоприобретателя, а переходит от отчуждателя к правоприобретателю. Одновременное прекращение права собственности у одного лица и его возникновение у другого лица выступает как необходимое условие такого перехода (п. 2 ст. 223 ГК РФ), а также сохранения существующих ограничений и обременений (п. 1 ст. 275, п. 1 ст. 586, п. 1 ст. 617 ГК РФ). Сказанное позволяет сделать вывод о том, что отчуждение имущества является производным способом приобретения права собственности.

В свою очередь, отказ лица от права собственности на имущество как право представляет собой закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность совершить действие по распоряжению имуществом, направленное на прекращение принадлежащего ему права собственности на это имущество. Собственник выражает волю на прекращение права собственности без указания правоприобретателя. То есть в отличие от отчуждения имущества, которое предполагает одновременное определение нового собственника, при отказе от права собственности подобного не происходит. Для того чтобы отказаться от имущества, собственнику необходимо либо объявить о своем отказе, либо совершить другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (абз. 1 ст. 236 ГК РФ). Отказ от права собственности не влечет за собой для собственника прекращения права на соответствующее имущество до приобретения права собственности на него другим лицом (абз. 2 ст. 236 ГК РФ). Приобретение права собственности на имущество, от которого отказался его прежний собственник, является первоначальным способом приобретения права собственности.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что отчуждение имущества и отказ от него являются различными основаниями прекращения права собственности на имущество.

Вместе с тем законодатель применительно к земельному участку в отличие от иных видов имущества установил особый порядок отказа собственника от своего права, который позволил некоторым судам сделать вывод о том, что следствием такого отказа является переход права собственности на земельный участок в силу закона к публичному образованию, что фактически, по их мнению, означает отчуждение земельного участка.22 Для того чтобы установить, так ли это, следует подробно рассмотреть данный порядок.

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в Росреест, который должен произвести государственную регистрацию прекращения права собственности на этот участок не позднее чем через месяц с момента подачи заявления, а затем в течение пяти дней направить собственнику уведомление об этом (п. 2 ст. 53 ЗК РФ, п. 4 ст. 30.2 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»23). Данное уведомление также должно быть направлено либо в орган государственный власти субъекта РФ, либо в орган местного самоуправления, в зависимости от того, в собственность какого публичного образования поступил этот земельный участок. В силу ст. 18, 19 ЗК РФ земельный участок, от права собственности на который отказался его прежний собственник, с момента государственной регистрации прекращения права собственности на него по месту своего расположения является муниципальной собственностью или собственностью субъекта РФ - города федерального назначения Москвы или Санкт-Петербурга, если только законами указанных субъектов не установлено иное. Именно положения ст. 18, 19 ЗК РФ и послужили основанием для вывода судов о том, что при отказе собственника от земельного участка имеет место переход права собственности на этот участок к публичному образованию. Однако содержание и буквальное толкование указанных норм свидетельствует лишь о закреплении правила об автоматическом возникновении у соответствующих публичных образований права собственности на земельные участки, от которых отказались их прежние собственники. Для того чтобы установить, имеет ли место в таких случаях переход права собственности на земельные участки, необходимо в том числе определить, сохраняются ли обременения (ограничения) земельных участков, от права собственности на которые отказались их прежние собственники, при поступлении таких участков в публичную собственность.

Действующее законодательство не содержит каких-либо указаний относительно того, возможен ли отказ собственника от земельного участка, обремененного правами третьих лиц. Кроме этого, не упоминает отказ лица от права собственности на земельный участок в качестве одного из оснований прекращения обременений (ограничений) этого участка (см. ст. 276, 352, 586, 617 ГК РФ). Одним из основополагающих принципов гражданского права является принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. В силу данного принципа содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права сформулированы на базе общего правила «Разрешено все, что не запрещено законом». В соответствии с этим правилом субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, а значит, лица могут отказываться от права собственности на земельные участки, обремененные правами третьих лиц, поскольку это не запрещено законом. В силу чего ограничения (обременения) земельного участка сохраняются и переходят вместе с участком в публичную собственность. Их сохранение, в свою очередь, подтверждает вывод судов в том, что отказ собственника от земельного участка влечет переход права собственности на этот участок от одного лица другому. Однако является ли такой отказ собственника отчуждением?

Как уже отмечалось выше, при отчуждении земельного участка наряду с фигурой отчуждателя всегда присутствует другое лицо - правоприобретатель, к которому переходит право собственности на этот участок, т.е. происходит правопреемство. Изложенное свидетельствует о неразрывной связи понятия «отчуждение земельного участка» с таким понятием, как «приобретение права собственности на земельный участок».

Понятие «приобретение права собственности» в гражданско-правовой науке принято рассматривать в сопряжении с действиями приобретателя волевого характера или, иными словами, как волевое явление.24

При отказе собственника от земельного участка принимает участие лишь одно лицо - собственник земельного участка, волеизъявления которого достаточно для прекращения принадлежащего ему права на земельный участок. С момента государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок этот участок становится собственностью соответствующего публичного образования в силу прямого указания закона, т.е. независимо от воли субъекта, в собственность которого поступает такой участок. О том, что публичное образование стало собственником земельного участка, оно узнает лишь в момент получения соответствующего уведомления. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что при отказе собственника от земельного участка публичное образование не совершает каких-либо действий волевого характера по приобретению в свою собственность земельного участка, от права собственности на который отказался его прежний собственник.

Как мы выяснили выше, в некоторых случаях в силу прямого указания закона возможно приобретение права собственности помимо воли и действий приобретателя.

В свою очередь, из того, что отказ лица от права собственности на земельный участок в силу закона влечет переход права собственности на этот участок к публичному образованию и данный переход сопровождается одновременным прекращением права собственности у одного лица и его возникновением у другого, не следует вывод о том, что такой отказ является отчуждением. При отчуждении земельного участка воля отчуждателя направлена на передачу права собственности на этот участок другому лицу. Вследствие чего целью и результатом действий отчуждателя является смена собственника земельного участка. Иными словами, отчуждателя земельного участка всегда будет интересовать фигура нового собственника его участка.

Основной причиной отказа собственника от земельного участка является его желание освободиться от бремени содержания этого участка, в силу чего воля такого собственника направлена на прекращение принадлежащего ему права, а не на его передачу другому лицу. Можно сказать, что в последнем случае судьба земельного участка безразлична для собственника, так же как ему безразлична фигура нового собственника участка. Безразличие к судьбе участка и к тому, кто станет его новым собственником, как представляется, послужило основной причиной для закрепления законодателем правила об автоматическом возникновении публичной собственности на земельные участки, от права частной собственности на которые отказались их прежние собственники. Ведь земельный участок является не просто вещью, но и природным объектом, природным ресурсом одновременно, кроме этого, частью территории государства, составляющей вместе с другими земельными участками основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.25

Итак, мы установили, что прекращение земельных правоотношений собственности включает в себя ряд разновидностей: 1) добровольное отчуждение собственником своего имущества; 2) прекращение правоотношений собственности лица, не совершившего никаких противоправных деяний, в публичных (общественных) интересах; 3) прекращение права собственности на земельный участок как санкция за земельные правонарушения. Особо мы обратили внимание на изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд, здесь мы установили, что ГК РФ не содержит оснований для такого изъятия и исходя исключительно из закрепленного в нем определения ограничений для изъятия государством имущества у частного собственника в законодательстве не имеется. Также мы обратились к вопросу о соотношении отчуждения земельного участка и отказа лица от права собственности на земельный участок и выяснили, что они являются различными основаниями прекращения права собственности на землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги работы, скажем следующее.

Гражданское законодательство не содержит определения земельного участка как объекта права собственности. Легальная дефиниция рассматриваемого понятия содержится в земельном законодательстве, которая включает единственный родовой признак, присущий только земельному участку, - границы. Отметили мы и тот факт, что часть земельного участка не может быть объектом права собственности.

Перечень оснований возникновения права собственности на земельные участки зависит от того, какой вид права собственности возникает: частная или публичная собственность. Среди оснований возникновения права частность собственности мы особо выделили договор купли-продажи земельного участка, который в настоящее время подлежит заключению в простой письменной форме и не требует государственной регистрации (однако государственная регистрация перехода права собственности необходима). Также мы остановились на проблеме наличия принудительных оснований возникновения права собственности.

Прекращение земельных правоотношений собственности включает в себя ряд разновидностей: 1) добровольное отчуждение; 2) прекращение правоотношений собственности лица, не совершившего никаких противоправных деяний, в общественных интересах; 3) прекращение права собственности на земельный участок как санкция за земельные правонарушения. Особо мы обратили внимание на изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд, здесь мы установили, что ГК РФ не содержит оснований для такого изъятия и исходя исключительно из закрепленного в нем определения ограничений для изъятия государством имущества у частного собственника в законодательстве не имеется. Также мы обратились к вопросу о соотношении  отчуждения земельного участка и отказа лица от права собственности на земельный участок и выяснили, что они являются различными основаниями прекращения права собственности на землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16
  6. Федеральный закон от 26.06.2007 № 118-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.07.2007, № 27, ст. 3213
  7. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3018.
  8. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.09.2013) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4148
  9. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ, 28.01.2002, № 4, ст. 251.
  10. Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О гидрометеорологической службе» // Собрание законодательства РФ, 27.07.1998, № 30, ст. 3609
  11. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3594
  12. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ, № 11, ноябрь, 2009

Информация о работе Право собственности на земельные участки