Право собственности: общая характеристика по законодательству КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что собственность – это довольно таки актуальный вопрос на сегодняшний день. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей.
Итак, понятие права собственности формируется и развивается уже давно, древние источники оказали большое влияние на современное право, и фактически лежат в его основе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава Общие положения о праве собственности
1.1. Собственность как экономическая категория……………………….….4
1.2. Понятие права собственности........................…………………………... 6
1.3.Содержание права собственности..……………………………………...7

Глава Формы права собственности
2.1. Право частной собственности ..............………………...……………….9
2.2. Право публичной собственности .........................……………..………..12
2.3 Право общей собственности: понятие, признаки, сущность...................16

Глава Защита права собственности.
3.1. Общие способы защиты права собственности.……………………….18
3.2.Специальные вещно-правовые иски..…………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………21
Список использованных источников..............................................................…22

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 Курс.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

    

 

  1. Формы права собственности

2.1.    Право частной собственности

 

Граждане являются собственниками принадлежащего им имущества. Конституция КР провозгласила возможность иметь в частной собственности землю (земельные участки), а также другие природные ресурсы. Действующие законодательство пока не предусматривает возможности иметь в частной собственности участки недр или лесов

     Граждане могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая предприятия как имущественные комплексы, жилые дома и квартиры. Они могут иметь в собственности и различные виды движимого имущества, включая оборудование, транспортные средства и другие “средства производства”, а также деньги и ценные бумаги. Граждане являются собственниками имущества созданных ими учреждений (некоммерческих организаций).

     В состав имущества граждан, принадлежащего им на праве собственности, могут входить:

Обязательственные права (вклады в  банках, права требования, права  пользования чужим имуществом);

Корпоративные права (право участие  в акционерных и других хозяйственных  обществах, кооперативах);

Исключительные права (некоторые  правомочия, которые не приобретают режима вещных прав, но находятся в составе принадлежащего гражданину имущества как единого комплекса).

     Объектом права собственности  граждан не может быть только  имущество, изъятое из оборота,  поскольку оно составляет объект исключительной собственности государства.

     Действующие законодательство  допускает возможность нахождения  на праве собственности у граждан  земельных участков:

под индивидуальное жилищное строительство;

для садоводства или ведения  личного подсобного и дачного хозяйства;

для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

     Вопрос о том, какие  земли и в каком объеме могут  быть объектами частной собственности,  решается не гражданским, а  земельным законодательством.

     Также граждане могут  обладать правом собственности на жилые помещения. Жилые помещения имеют теперь строго целевое назначение, они предназначены исключительно для проживания граждан, а осуществление прав собственника по владению, пользованию и распоряжению такими объектами недвижимости должно производиться в соответствии с целевым назначением этих вещей. Гражданин – собственник жилого дома, приватизированной квартиры или иного жилого помещения в праве использовать их для личного проживания и проживания членов семьи, а также отчуждать эти вещи и сдавать их во временное пользование другим лицам лишь для аналогичных целей.

      Граждане – наниматели  жилых помещений в домах государственного  и муниципального  (в  т.ч.  ведомственного)  жилищного фонда  получили право на бесплатную  приватизацию занимаемых ими жилых помещений путем заключения договора о безвозмездной передаче жилого помещения в их собственность. 

      Граждане, осуществляющие  предпринимательскую деятельность  без создания юридического лица (индивидуальные предприниматели), в праве иметь в собственности различные “средства производства”, в том числе используемые ими с привлечением наемных работников. Индивидуальный предприниматель по всем своим обязательствам, в том числе и перед наемными работниками, отвечает всем своим имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание.

     Индивидуальные предприниматели  как физические лица в праве  иметь в собственности любое  иное имущество, которое может  составлять объект права собственности  граждан. Они не обособляют, юридически, имущество, используемое ими для предпринимательской деятельности, от другого своего имущества. Также в состав имущества индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве участника полного товарищества (или полного товарищества в товариществе на вере), включается также его доля в капитале такого товарищества.

 

Юридические лица являются едиными  и единственными собственниками своего имущества, в том числе  имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) участников (членов). Никакой долевой, коллективной или иной собственности учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица не возникает. Юридическое лицо – субъект, специально созданный для самостоятельного участия в имущественном обороте. По этому учредителями за ним должно быть закреплено обособленное имущество, основное назначение которого – служить материальной базой, гарантией удовлетворения возможных требований кредиторов. Закон устанавливает специальные правила, направленные на создание и поддержание в наличии определенного имущества (или его стоимости), находящегося в собственности юридического лица.

     Задача защиты интересов  кредиторов (третьих лиц) является  одной из основных при определении  статуса юридических лиц как  собственников. В связи с этим  объектами права собственности юридических лиц может быть как недвижимое, так и движимое имущество, не изъятое из оборота. В состав имущества юридических лиц могут входить различные здания, сооружения и другие недвижимости, а также оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и предметы потребительского (бытового) назначения.

     В состав собственного  имущества юридических лиц включаются  и различные права требования  и пользования обязательственно-правового  характера (безналичные денежные  средства и “бездокументарные ценные бумаги”), корпоративные (членские) права, а также некоторые исключительные (“промышленные”) права (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания). Всё имущество юридического лица в стоимостной (денежной) оценке подлежит отражению в его бухгалтерском балансе, по содержанию которого можно судить о реальном имущественном положении соответствующей организации.

     В гражданском кодексе  КР также выделяются права собственности хозяйственных товариществ, производственных и потребительских кооперативов и некоммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Право публичной собственности.

 

Право частной и право публичной  собственности следует рассматривать  не в качестве “разновидности права  собственности” (с различными возможностями для соответствующих собственников), а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности. При этом следует иметь в виду, что принадлежность материальных благ гражданам и юридическим лицам – обычным субъектам гражданского (частного) права, то есть частная собственность, представляет собой нормальную ситуацию, преобладающую в обычном правопорядке, тогда как принадлежность этих благ государственным и муниципальным образования (публичная собственность) является особым случаем, на котором базируется участие в имущественных отношениях таких своеобразных субъектов как публично-правовые образования. Поэтому гражданско-правовые нормы о праве собственности по общему правилу рассчитаны на частных собственников, определяя режим принадлежащего им имущества, хотя и содержат необходимые исключения и особенности для имущества публичных собственников2.

     В нашем законодательстве  государство (публично-правовое  образование) традиционно считается  особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственника).

     Особенности  правового положения субъектов  публичной собственности:

наличие у них особых, властных полномочий, позволяющих им принимать  нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им право собственности;

осуществление данного права в  публичных (общественных) интересах.

     Публичная собственность в соответствии с кыргызским законодательством имеет две разновидности – государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Кыргызская Республика в целом. Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные образования в целом, то есть Кыргызская Республика, но не её органы власти или управления (п.3 ст.225 ГК КР). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст.169 ГК КР).

     Муниципальная собственность  относится к публичной, а не  частной собственности. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованьями. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

    Субъектами права муниципальной  собственности в соответствии с ГК КР объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы, что не делает их собственниками соответствующего имущества. Компетенция этого органа устанавливается законодательством, но в тех или иных конкретных случаях стороной правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

     В качестве объектов  как государственной, так и  муниципальной собственности могут  выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия  и другие имущественные комплексы,  жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные “средства производства” и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованьям ценные бумаги (акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами), вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.

     Находящиеся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части:

  1. Распределенное публичное имущество. Закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления и составляет базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц.
  2. Нераспределенное публичное имущество, незакрепленное за предприятиями и учреждениями. Это, прежде всего средства соответствующего бюджета (казна публично-правового образования).

     Закон специально  оговаривает, что находящиеся  в публичной собственности земля  и другие природные ресурсы  могут стать объектом взыскания  кредиторов только в случаях,  прямо предусмотренных специальным законом.

     В государственной  собственности могут находиться  любые виды имущества, в т.ч.  вещи, изъятые из оборота или  ограниченные в обороте. Данное  положение не относится к муниципальной  собственности. В этом проявляется  различие правового режима двух видов публичной собственности.

          Некоторые  виды недвижимостей, прежде всего  природные ресурсы, могут находиться  в государственной собственности, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы. В соответствии с п.2 ст.225 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, данные природные объекты не могут стать бесхозяйными, ибо установлена законная презумпция нахождения их в государственной собственности. Эти виды имущества могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Все это связанно не с особой, повышенной правовой охраной государственной собственности, а с особым публичным интересом к использованию такого рода объектов.

     Имущество может поступать  в публичную собственность не  только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация, которая служит, в свою очередь, особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности.

 Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней,  огосударствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота.  Этим, в частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в ГК и в других общих актах гражданского законодательства.

Информация о работе Право собственности: общая характеристика по законодательству КР