Правое регулирование грузовых перевозок различным видом транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, в согласованное место.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Источники правового регулирования, особенности договора перевозки грузов, права, обязательства и ответственность сторон
Источники правового регулирования…………………………………4
Особенности договора перевозки грузов……………………………..5
Права, обязательства и ответственность сторон
Глава 2. Особенности регулирование грузовых перевозок на отдельных видах транспорта
2.1 Автомобильная перевозка
2.2 Железнодорожная перевозка
2.3 Воздушная перевозка
Глава 3. Совершенствования законодательства в части грузовых перевозок. Правоприменительная практика
3.1 Совершенствования законодательства в части грузовых перевозок.
3.2 Правоприменительная практика
Заключение
Список используемых сокращений
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

 

Юрьев-Польский финансово-экономический колледж-филиал Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине : « Гражданское право »

На тему : « Правовое регулирование грузовых перевозок на отдельных видах транспорта »

 

 

 

 

Работу выполнила:

Борисова Виктория Александровна

                                                                                                3 курс, 30 «Г» группа

Преподаватель:

Голубева  Татьяна

Анатольевна

 

 

 

 

2012-2013  учебный год

Содержание

Введение

Глава 1. Источники правового  регулирования, особенности договора перевозки грузов, права, обязательства и ответственность сторон

    1. Источники правового регулирования…………………………………4
    2. Особенности договора перевозки грузов……………………………..5
    3. Права, обязательства и ответственность сторон

Глава 2. Особенности регулирование грузовых перевозок на отдельных видах транспорта

2.1 Автомобильная перевозка

2.2 Железнодорожная перевозка

2.3 Воздушная перевозка

Глава 3. Совершенствования законодательства в части грузовых перевозок. Правоприменительная практика

3.1 Совершенствования законодательства в части грузовых перевозок.

3.2 Правоприменительная  практика

Заключение

Список используемых сокращений

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в необходимости осуществления грузоперевозок, различным видом  транспорта никто не сомневается. Огромный грузооборот, осуществляемый транспортом, обеспечивает поддержку значительной части экономики России.

 Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Однако не всякое территориальное перемещение объектов с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу перевозки грузов различным видом транспорта.

Целью исследования является рассмотрение и актуализация вопросов, касающихся понятия обязательств по перевозке грузов отдельными видами транспорта и выявление проблем при этом возникающих.  

Предмет исследования составляют:     

- нормы Гражданского кодекса РФ и федеральных законов предусматривающие возникновение обязательств по перевозке грузов на отдельных видах транспорта;     

- научные публикации и материалы периодической печати, относящиеся к теме исследования;     

-материалы судебной практики арбитражного суда применительно теме исследования.  

Соответственно с учетом характера и специфики темы, а  также степени разработки затрагиваемых в ней проблем, построена и структура курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1.  История развития грузовых правоотношений, особенности договора перевозки грузов, права, обязательства и ответственность сторон

1.1 История  развития грузовых правоотношений

Все, как известно, имеет  свою историю. Грузовые перевозки не являются исключением. Всю их историю отследить невозможно, но можно проследить за появлением и развитием такой их немаловажной части, как договор о грузовой перевозке.

В России начала 20-го века все  было совсем не так, как сейчас. Это "не так" касалось практически  всех сфер нашей с вами жизни. Но так как мы говорим о грузовых перевозках, стоит отметить, что и такого понятия как "договор о грузовой перевозке" вообще не существовало. Конечно, какие-то отдельные элементы современного договора можно было встретить в договорах по грузовой перевозке, которые заключались с частными обществами транспортировки кладей, но эта сфера предоставления услуг была крайне неразвита. Так продолжалось достаточно долгое время.1

Ситуация начала меняться только к восьмидесятым годам  прошлого века, когда постановлением Совета министров было установлено, что предоставлять услуги по грузовым перевозкам могут только зарегистрированные предприятия. Услуги по грузовой перевозке, предоставляемые этими компаниями, делились на юридические (заключение договоров о перевозке, определение прав и обязанностей экспедитора, расчет за транспортно-экспедиционное обслуживание), а так же на производственные операции (осуществление погрузочных и разгрузочных работ, упаковка, взвешивание, хранение и т.д.).

Однако если раньше договоры составлялись скорее на основе доверия  друг к другу, то сейчас все изменилось. Это, конечно, не означает полного отсутствия доверия между грузоперевозчиком  и заказчиком, но договор о грузовой перевозке на сегодняшний день - неотъемлемая часть перевозки.

Договор о грузовой перевозке  надо составлять очень тщательно, так  как грамотно составленный договор  поможет избежать множества проблем, связанных с ответственностью за грузовую перевозку и обеспечит  защиту прав и интересов обеих  сторон. Процесс грузовой перевозки  не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он включает в себя множество разнообразных функций. Ведь нужно не только перевезти товар, но и запаковать, загрузить и выгрузить его, а так же состыковать транспортные средства по времени. Для всего этого требуется большой и опытный коллектив работников (логистики, грузчики, водители, оценщики и др.).2

 

    1. Особенности договора перевозки грузов

Договор перевозки является единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве (п. 1 ст. 784 ГК РФ).

Договор перевозки грузов является реальным, публичным, взаимным и возмездным . Обязанности по предоставлению транспорта (у перевозчика) и по передаче груза (у грузоотправителя) обычно возникают из договора об организации работ по обеспечению перевозок грузов.3

Стороны договора: перевозчик и отправитель грузов. Перевозчик - коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязанная осуществлять перевозки  по требованию всякого, кто к ней  обратится. Отправитель - любой субъект гражданского права.

В договоре перевозки может  быть третье лицо (получатель груза), которое не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор.

Существенное условие  договора - его предмет: услуги по доставке, хранению, выдаче, погрузке-выгрузке грузов и др.

Форма договора - простая  письменная. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей отправителю груза перевозчиком транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз - ст. 785 ГК). Оформление договорных отношений в этом случае происходит по одной из трех систем: системе накладных, системе актов замера (взвешивания) и системе коносамента:

а) система накладных используется для оформления договоров перевозки грузов. Накладная содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и т.д.), характеристику иных условий перевозки (скорости перевозки, времени принятия груза и т.д.). Накладная, а также дорожная ведомость следуют с грузом. Подтверждением факта заключения договора и условий перевозки является выдаваемая грузоотправителю квитанция. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Накладная выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом, а дорожная ведомость после выдачи груза остается у перевозчика. Накладные используются на всех видах транспорта, особенно на железной дороге.

б) система актов замера (взвешивания) используется в качестве самостоятельной для оформления договора перевозки только на автомобильном транспорте в случаях, когда груз не имеет товарного характера (грунт, снег и т.д.). По таким грузам не ведется складской учет, а автотранспортные организации освобождены от обязанности сдавать груз грузополучателям;

в) система коносамента  применяется для оформления договоров  морской перевозки груза в том случае, если груз не оформляется накладными либо грузополучателю не предоставляется часть судна или все судно. Коносамент является ценной товарораспорядительной бумагой, а поэтому имеет строго формальный характер. Несоблюдение формы заполнения коносамента лишает его силы ценной бумаги. Коносамент может быть именным, ордерным и предъявительским. Один экземпляр коносамента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом.

Провозная плата часто  жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами. Законом в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате за перевозку груза, пассажиров и багажа. Расходы, которые несут транспортные организации в связи с такими льготами, возмещаются им за счет средств соответствующих бюджетов.4

Сроки исполнения договора подразделяются на: сроки погрузки, сроки доставки и сроки окончания  перевозки грузов5 (приложение 1):

а) сроки погрузки (выгрузки) устанавливаются транспортными  уставами (кодексами) и правилами, либо, если они не установлены транспортным законодательством, договором. В тех случаях, когда обязанности по погрузке (выгрузке) возлагаются на перевозчика, то срок погрузки (выгрузки) включается в срок доставки;

б) срок доставки груза также  устанавливается транспортным законодательством либо договором. Если срок доставки не установлен, то перевозчик должен доставить груз в разумный срок (ст. 792 ГК);

в) окончание срока перевозки  определяется моментом, когда выдача груза считается завершенной. В  случаях, когда выгрузка груза является обязанностью грузополучателя, выдача груза завершается подачей вагона на соответствующий путь и росписью грузополучателя в приемке груза. При поступлении грузов в порты, на пристани, пути общего пользования выдача груза завершается передачей груза представителю получателя и его росписью в транспортных документах. На автомобильном транспорте выдача груза в контейнерах завершается во время передачи его на складе грузополучателю. Определение момента, с которого груз считается переданным перевозчику, зависит от того, чьими средствами и силами осуществляется погрузка - грузоотправителя или перевозчика. Какая из сторон исполняет данную обязанность, а также порядок осуществления погрузки предусматриваются договором, транспортными уставами, кодексами и соответствующими правилами.6

 

1.3 Права, обязательства  и ответственность сторон7

 

Обязанности перевозчика

 

1. Предоставить транспортное  средство, исправное технически  и исправное в коммерческом отношении, т.е. пригодное для перевозки данного груза в данных конкретных условиях.

2. Доставить вверенный  груз в целости и сохранности  в пункт назначения.

3. Доставить груз по  кратчайшему маршруту в срок, определяемый правилами перевозок  в зависимости от вида груза  и расстояния перевозки.

4. В случае возникновения  в ходе перевозки груза препятствий  к дальнейшей его перевозке известить грузовладельца и поступить с грузом в соответствии с его указаниями.8

5. Уведомить получателя  о прибывшем в его адрес  грузе.

6. Выдать груз в пункте  назначения указанному в транспортных  документах грузополучателю.

7. В случае различного  рода происшествий при перевозке  морским транспортом перевозчик  должен совершить морской протест  по правилам, установленным кодексом  торгового мореплавания.

Информация о работе Правое регулирование грузовых перевозок различным видом транспорта