Правое регулирование грузовых перевозок различным видом транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, в согласованное место.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Источники правового регулирования, особенности договора перевозки грузов, права, обязательства и ответственность сторон
Источники правового регулирования…………………………………4
Особенности договора перевозки грузов……………………………..5
Права, обязательства и ответственность сторон
Глава 2. Особенности регулирование грузовых перевозок на отдельных видах транспорта
2.1 Автомобильная перевозка
2.2 Железнодорожная перевозка
2.3 Воздушная перевозка
Глава 3. Совершенствования законодательства в части грузовых перевозок. Правоприменительная практика
3.1 Совершенствования законодательства в части грузовых перевозок.
3.2 Правоприменительная практика
Заключение
Список используемых сокращений
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

Права перевозчика

Удерживать переданный для  перевозки груз в обеспечение  причитающихся платежей, если перевозчик обнаруживает, что провозная плата либо ее часть внесены не полностью, либо неоплаченными оказываются иные работы и услуги по перевозке груза.

Обязанности грузоотправителя9

1. Соблюдать сроки погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства, если обязанность по погрузке (выгрузке) возложена на грузоотправителя (грузополучателя).

2. Предоставить груз в  упаковке и таре, обеспечивающих его полную сохранность при перевозке.

3. Предоставить удостоверение  о качестве скоропортящихся грузов. Транспортными уставами и кодексами  устанавливаются специальные условия перевозки отдельных видов грузов (опасных, наливных, в контейнерах).

4. Внести провозную плату.  Размер платы определяется в  договоре, если иное не предусмотрено законом. При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов. В том случае, когда перевозчик по требованию грузоотправителя выполняет работы, не предусмотренные тарифами, они подлежат оплате дополнительно по соглашению сторон.

Права грузоотправителя10

1. Отказаться от поданных  транспортных средств, не пригодных  для перевозки соответствующего  груза.

2. Заменить ранее согласованные  грузы иными, если это не  потребует изменения условий  провозки.

3. Давать в отношении  перевозимого груза обязательные  для перевозчика указания, допускаемые транспортными уставами и кодексами (изменение грузополучателя, станции назначения и др.).

Обязанности грузополучателя

1. Принять поступивший  в его адрес груз.

2. В случае прибытия не заказанного груза принять его на ответственное хранение, выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться им в соответствии с полученными указаниями его собственника с отнесением на него всех расходов, понесенных в связи с принятием, хранением и транспортировкой этого груза.

3. Проверить состояние  груза. В случае обнаружения  не сохранности груза составить коммерческий акт.

4. Доплатить недостающие  провозные платежи.

Права грузополучателя

Отказаться от прибывшего в его адрес груза в случае, если качество груза вследствие его  порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования. На морском транспорте это исключение не применяется.11

Ответственность за нарушение  обязательств по перевозке

Ответственность устанавливается  ГК, транспортным законодательством, а также соглашением сторон, если закон это допускает.

Соглашения об ограничении  или устранении установленной законом  ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, предусмотренных  транспортными уставами и кодексами.

Основаниями ответственности  являются: неподача транспорта или  его неиспользование; не сохранность груза; просрочка доставки груза; нарушение иных обязательств по договору перевозки груза.12

1. Неподача транспорта  или его неиспользование.

Ответственность сторон в  данном случае возникает в соответствии с транспортным законодательством. Соглашением сторон может быть установлена только дополнительная ответственность по сравнению с той, что установлена транспортным законодательством.(Продолжение приложения 1)

2. Не сохранность груза.

Перевозчик несет ответственность  за не сохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или уполномоченному им лицу.

Размер возмещаемого ущерба при утрате груза устанавливается  равным стоимости утраченного груза, которая определяется исхода из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии этих сведений исхода из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. (Продолжение приложения 2 )

3. Просрочка доставки  груза.

Перевозчик несет ответственность  за нарушение сроков перевозки грузов, которые устанавливаются транспортным законодательством, а при отсутствии таковых - в разумный срок. Ответственность устанавливается в виде неустойки, исчисляемой в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности допущенной перевозчиком просрочки в доставке груза.

Согласно ст. 97 УЖТ перевозчик в аналогичном случае уплачивает пени в размере девяти процентов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.13

На воздушном транспорте перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом  минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВК) (Воздушный кодекс).14

На автомобильном транспорте за просрочку в доставке груза  при междугородных перевозках автотранспортные предприятия и организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 15 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке не может превышать 90 процентов провозной платы (ст. 137 УАТ).15

Такая неустойка носит  исключительный характер, и убытки сверх нее не взыскиваются.

Ответственность за просрочку  доставки груза перевозчик несет  только при наличии вины, которая  предполагается. Бремя доказывания  своей невиновности лежит на перевозчике.

Если груз не прибывает  в пункт назначения в течение  определенного транспортными уставами и кодексами срока, то он считается  утраченным и у перевозчика возникает  обязанность уплатить грузовладельцу возмещение за груз. При последующем прибытии груза получатель обязан принять груз и возвратить перевозчику полученное за груз возмещение.

Например, при перевозке  грузов автотранспортом грузоотправитель и грузополучатель вправе считать  груз утраченным и потребовать возмещение за утрату груза, если этот груз не был  выдан грузополучателю по его  требованию:16

при городской и пригородной  перевозке в течение 10 дней со дня  приема груза;

при междугородной перевозке  в течение 30 дней по истечении срока  доставки;

при перевозке в прямом смешанном сообщении по истечении  четырех месяцев со дня приема груза к перевозке (ст. 139 УАТ) (Устав автомобильного транспорта).

4. Нарушение иных обязательств  по договору перевозки груза.

Ответственность перевозчика  наступает:

за невыполнение обязательных для него указаний грузовладельца;

за выдачу груза не в  пункте его назначения;

за утрату перевозочных документов.

Ответственность грузоотправителя (грузополучателя) наступает:

за неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе;

за использование транспортных средств без разрешения их владельца;

за повреждение транспортных средств перевозчика;

за просрочку погрузки и выгрузки груза;

за превышение грузоподъемности транспортных средств;

за несвоевременный вывоз  груза со станции (порта) назначения;

другие нарушения.17

 

Глава 2. Особенности регулирование грузовых перевозок на отдельных видах транспорта

2.1 Автомобильная перевозка

На автомобильном транспорте перевозки различаются, прежде всего, по территориальному признаку, а именно:

 а) городские (в пределах черты города, другого населенного пункта);

б) пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние до 50 км включительно);

 в) междугородные (за  пределы указанных выше населенных  пунктов на расстояние более  50 км);

 г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов  Федерации);

д) международные (ст. 5 УАТ).18

Перевозки автомобильным  транспортом принято также разделять  на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отправителем (поставщиком либо грузообразующим пунктом — станцией, портом и пр.), по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие договора (Приложение 3) о том, кем будут экспедироваться грузы — отправителем или получателем.

Сдача груза к перевозке  оформляется товарно-транспортной накладной, которая является формой договора и выполняет те же функции, что и железнодорожная накладная. Перевозка однородных грузов от одного отправителя в адрес одного получателя на одно и то же расстояние может оформляться актом замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных автомобилем в течение смены. Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется обычно записями отправителя (получателя) в путевом листе.

Плата за перевозку определяется соглашением сторон договора (в том  числе годовым договором) по тарифам  или иным установленным способом. Все расчеты за перевозку производятся заказчиками автотранспорта, в качестве которых могут выступать как отправители, так и получатели. За указанными в законе изъятиями провозная плата должна быть внесена до сдачи груза к перевозке. В противном случае автотранспортные предприятия не принимают груз к перевозке .19

Сроки доставки грузов установлены  только для перевозок в международном сообщении и исчисляются с 24 часов дня приема грузов и оплаты, а по срочным заказам—с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему расстоянию, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. В этих случаях автотранспортное предприятие должно поставить в известность заказчика об увеличении расстояния перевозки.

Выдача груза производится на складе получателя или в ином указанном в заказе на перевозку месте. Обязанность получателя востребовать доставленный в его адрес груз основана на законе. Он может отказаться от принятия груза лишь в том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые отвечает автотранспортное предприятие, изменилось настолько, что исключена возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению. О причине отказа получатель должен указать в накладной (ст. 72 УАТ)20.

2.2 Железнодорожная  перевозка

Будучи естественной монополией, железная дорога остается единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной собственности. Железные дороги выступают в качестве государственных унитарных предприятий (ст. 2 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Управление ими осуществляется исполнительными федеральными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в централизованном порядке, но с использованием рыночных принципов (ст. 11 указанного Закона). Это определяет специфику договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.21

Договор (Приложение 4) оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название — грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что: а) она является обязательной письменной формой договора, б) доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность этих сведений (ст. 39 УЖД).

Договор считается  заключенным с момента, когда  груз сдан к перевозке вместе с накладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую отметку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправителю грузовую квитанцию. Последняя имеет доказательственное значение в отношении факта заключения договора перевозки и служит основанием для предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К числу иных перевозочных документов также относятся дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при перевозках прямым смешанным сообщением. Все они являются документами первичного учета и имеют доказательственное значение.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 10 Закона о федеральном железнодорожном транспорте)22. Дополнительные работы и услуги, железных дорог могут оплачиваться по договорным ценам. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся грузоотправителем на станции отправления. Нарушение этой обязанности влечет взыскание с него штрафа в размере, определенном УЖД, а отправление груза до внесения платежей может быть задержано. Кроме того, дорога вообще освобождается от ответственности за неподачу транспортных средств до момента внесения отправителем платежей за предыдущую перевозку8. За сверхнормативное хранение взыскивается пеня. Окончательные расчеты за перевозку груза осуществляются с получателем, если иное не установлено договором.

Информация о работе Правое регулирование грузовых перевозок различным видом транспорта