Правое регулирование грузовых перевозок различным видом транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, в согласованное место.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Источники правового регулирования, особенности договора перевозки грузов, права, обязательства и ответственность сторон
Источники правового регулирования…………………………………4
Особенности договора перевозки грузов……………………………..5
Права, обязательства и ответственность сторон
Глава 2. Особенности регулирование грузовых перевозок на отдельных видах транспорта
2.1 Автомобильная перевозка
2.2 Железнодорожная перевозка
2.3 Воздушная перевозка
Глава 3. Совершенствования законодательства в части грузовых перевозок. Правоприменительная практика
3.1 Совершенствования законодательства в части грузовых перевозок.
3.2 Правоприменительная практика
Заключение
Список используемых сокращений
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 70.60 Кб (Скачать файл)

Железная дорога обязана доставить груз в пункт  назначения в установленный срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий. Различаются перевозки грузовой и более высокой скоростью (ст. 40 УЖД), а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки (ст. 57 УЖД). При различных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться.23

Если в районе станции  назначения груза не окажется получателя, дорога поступает с грузом по указанию отправителя. При неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения груза последний как невостребованный передастся для реализации в установленном порядке. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются получателю при оплате им стоимости груза и отправителю в остальных случаях.

2.3 Воздушная  перевозка

Воздушный кодекс разграничивает воздушную внутреннюю перевозку, когда  все пункты посадок расположены  на территории России, и воздушную  международную перевозку, при которой  хотя бы один из пунктов посадки  находится на территории другого государства.24 Кроме того, выделяются местные, прямые и воздушные транзитные перевозки.

В законодательстве о воздушной перевозке выделяются фигуры авиационных предприятий, эксплуатантов и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК). Авиационное предприятие — это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполнением авиационных работ на основании лицензии. Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и пр.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен обладать особым сертификатом для совершения полетов. Наконец, перевозчик — это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании соответствующих договоров.

Договор (Приложение 5) оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая составляется отправителем. Он отвечает за правильность и полноту сведений, представленных перевозчику в накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой активно используется также договор воздушного чартера, при котором фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов (ст. 104 ВК). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.25

Провозная плата  рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон в порядке, установленном ст. 790 ГК. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определяется договором перевозки и правилами воздушных перевозок (расписанием движения самолетов). Отправитель вправе получить обратно сданный к воздушной перевозке груз, изменить в накладной получателя до выдачи груза управомоченному лицу, а также распорядиться невостребованным грузом. В случае перерыва или прекращения полетов перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя и грузополучателя. Перевозчик обязан информировать получателя о времени отправки груза, о его прибытии в аэропорт назначения или о месте его нахождения, если срок доставки истек.

Груз обычно выдается получателю на складе аэропорта назначения.26 Грузополучатель вправе отказаться от приемки поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность его полного или частичного использования в соответствии с первоначальным назначением. Если получатель не востребовал груз в срок, установленный правилами перевозок или договором, либо отказался от его приемки, перевозчик должен уведомить отправителя. При этом он оставляет груз у себя за счет средств отправителя и на его риск. Груз, не полученный в течение установленных правилами и договором перевозки сроков хранения, считается невостребованным и подлежит реализации.27

Глава 3. Совершенствования законодательства в части грузовых перевозок. Правоприменительная практика

3.1 Совершенствования законодательства в части грузовых перевозок

Транспорт, наряду с другими  инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния.

Положения транспортной стратегии  Российской Федерации на период до 2020 года и Приоритеты военной безопасности в Транспортной стратегии Российской Федерации являются базой для  единого понимания роли транспортной системы и перспектив ее развития органами государственной власти, военного управления, мобилизационными органами, органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, хозяйствующими субъектами различных форм собственности и организационно правовых форм, в том числе выполняющих мобилизационные планы, пользователями транспортных услуг.

Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

3.2 Правоприменительная практика

Кто-то из американцев удивительно  точно сказал: "Закон - это то, что о нем скажут судьи".

Это утверждение становится все более применимым и к российской правовой системе. При подготовке сделок, разработке исковых документов, консультировании - в общем, в любой правовой работе - невозможно не учитывать практику судов.28

Ситуация:

ЗАО Домодедовский завод  металлоконструкций "Метако" (далее - ЗАО ДЗМК "Метако") обратилось в суд с иском к ФГУП " Железная дорога" МПС РФ (далее - ФГУП ЖД) о взыскании стоимости поврежденного груза.

Решением от 17.11.2003 исковые  требования удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Как следует из материалов дела, в адрес ОАО "Дальэлектросетьстрой" по железнодорожной накладной и квитанции о приемке груза ЗАО ДЗМК "Метако" отправлен груз - металлоконструкции из черных металлов (разборные) в количестве 48 листов общим весом 65000 кг.

При перевозке груза в  полувагоне N 63317895 в сутках 24.02.2003 на перегоне произошло крушение поезда, в результате повреждения вагона его содержимое перегружено в  вагон N 66443510, о чем составлен акт  от 10.03.2003 на станции  № 1 железной дороги. При поступлении груза на станцию №2  железной дороги в дополнение к этому акту составлен коммерческий акт от 27.03.2003 о повреждении груза.

Истец, полагая, что перевозчик обязан возместить стоимость поврежденного груза, обратился с претензией к ФГУП ЖД.

ЗАО ДЗМК "Метако", не согласившись с фактом частичного признания претензии, а также неисполнением последней, обратился в суд.

Решение:

 

Согласно ст. 108 ТУЖД РФ железная дорога несет имущественную ответственность за не сохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело. Такой же принцип ответственности перевозчика закреплен п. 1 ст. 796 ГК РФ.

Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности  железной дороги, удостоверяются на основании ст. 134 ТУЖД РФ коммерческим актом, актами общей формы и иными актами.

В материалах дела имеются  коммерческий акт от 27.03.2003 и акт  экспертизы от 28.03.2003, выполненный торгово-промышленной палатой г.N , свидетельствующие о непригодности и не качественности груза, следовавшего в адрес ОАО "Дальэлектросетьстрой".

При таких обстоятельствах  суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований  для возложения ответственности  за не сохранность груза на перевозчика - ФГУП  ЖД, определив размер ущерба по правилам, предусмотренным ст. 110 ТУЖД РФ.

Согласно ст. 110 ТУЖД РФ железная дорога возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в следующих размерах: в размере стоимости утраченного или недостающего груза в случае его утраты или недостачи. При этом стоимость груза определяется из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, либо при отсутствии счета продавца или цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за оплаченные товары.

Согласно представленному  в деле договору поставки от 22.01.2003 поставщик (ЗАО ДЗМК "Метако") поставляет товар в соответствии с заявками покупателя и спецификациями, в которых указываются, в том числе, цена за единицу товара и общая цена товара. Согласно утвержденной спецификации установлены цены товара на 1 квартал 2003 года, которые соответствуют предъявленному истцом счету-фактуре от 17.02.2003. Кроме того, в материалах дела имеется акт зачета от 24.06.2003, согласно которому принята к зачету оплата, в том числе по вышеназванному счету-фактуре.

Суд кассационной инстанции  оставил решение суда первой инстанции  без изменения.

Заключение

 В настоящее время  в связи с развитием российской и мировой экономики, интеграцией российской экономики в мировую, ростом обмена материальными и людскими ресурсами между странами и регионами, роль транспортной отрасли еще более возрастает.

«Удешевление и ускорение  перевозок позволяет сблизить удаленные  регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень  деловой активности, укрепить территориальное единство страны», подчеркивается в утвержденной в конце 2008 года председателем Правительства РФ Путиным В.В. «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года». Одним из путей повышения эффективности транспорта является тщательное правовое регулирование перевозок, позволяющее гарантировать соблюдение прав и законных интересов участников складывающихся в данной отрасли хозяйства правоотношений. Инструментом этого выступает договор перевозки - один из важнейших и распространенных хозяйственных договоров.29

На данном этапе договорные обязательства регулируются как  Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами. Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона.30

 

Список используемых сокращений

ГК РФ – Гражданский  кодекс Российской Федерации

ТУЖД РФ – Транспортный устав железных дорог Российской Федерации

ВК РФ – Воздушный кодекс Российской Федерации

УАТ РФ – Устав автомобильного транспорта Российской Федерации

ФЗ- Федеральный закон

Ст.- статья

Ч.- часть

Т.д.- так далее

Кг.- килограмм

П. – пункт

Абц.- абзац

Гл.- глава

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ  (в редакции от 27.10.2012);
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 № 14- ФЗ (в редакции от 17.07.2012г.);
  4. Воздушный кодекс Российской Федерации: от 19 марта 1997 г. № 60 -ФЗ ;
  5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: от 08 ноября 2007г. № 259-ФЗ ;
  6. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

 

 

  1. Александров Л.А. и др. «Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок», изд. «Высшая школа», 2012 г.
  2. Белякова А.М. Ответственность железных дорог за срочность доставки и сохранность перевозимых грузов по российскому праву. - М., 2012;
  3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 4. - М.: Статут, 2012;
  4. Геронимус Б.Л. «Совершенствование планирования на автомобильном транспорте», изд. «Транспорт», 2012г;
  5. Гражданское право. Том II. Полутом 2 / Под ред. Е.А.Суханова М.: БЕК, 2012;
  6. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. (3-е изд., стер.) - М.: ЗАО Юстицинформ, 2011;.
  7. Егоров Н.Д., Елисеев И.В. и др. Гражданское право: Учебник. - Т.2 ( 6-е изд., перераб. и доп.) / Отв.ред. А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. - М.: ТК Велби, Проспект, 2012;.
  8. Изволенский В.Н. Правовые вопросы железнодорожных перевозок. - М., 2012;
  9. Теплинская Н.П. Железнодорожные перевозки грузов по России: взгляд юриста,изд. Логистик – 2012;
  10. Терешина Н.П. « Экономика железнодорожного транспорта»,изд. Проспект,2012;
  11. Ходош  М.С., Б.А. Дасковский «Организация и управление перевозками грузов автомобильным транспортом», изд. «Транспорт», 2012.

Информация о работе Правое регулирование грузовых перевозок различным видом транспорта