Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:39, реферат
Государство управляется с помощью различных методов и средств, среди которых важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
Законы и их соблюдение - древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало
Введение
1. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком
2. Гарантии правопорядка
3. Пути укрепления правопорядка в современных условиях
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком
2. Гарантии правопорядка
3. Пути укрепления правопорядка в современных условиях
Заключение
Список литературы
Введение
Государство управляется с помощью различных методов и средств, среди которых важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
Законы и их соблюдение - древнейший
и наиболее цивилизованный способ управления
людьми. Сегодня он общепринят во всех
развитых демократических странах,
в мировом сообществе. Ничего лучшего,
более разумного и
В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решить стоящие перед обществом задачи, как то: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий; четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц; борьба с преступностью, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом; обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане - управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.
Для претворения в жизнь всех этих и других задач требуются организованность, порядок, дисциплина.
Поэтому цель настоящей работы - исследовать понятие, содержание правопорядка, гарантии его соблюдения, а на основе проведённого исследования - установить пути его укрепления на современном этапе развития российского общества.
1. Понятие правопорядка,
его соотношение с
Общепризнанно, что порядок - это
форма упрочения отношений, которые
поддерживаются как стабильные, отвечающие
интересам всего
Отсюда следует, что характер, уровень,
содержание, функционирование и обеспечение
правопорядка в значительной мере зависят
от того, как трактуется право. Если
под правом понимать лишь высокие, но
абстрактные идеи справедливости, свободы,
нравственности, гуманизма, общедемократические
принципы («неписаное право»), то и понятие
правопорядка окажется расплывчатым,
аморфным и неустойчивым. В этом
случае создается иллюзия
Если же под правом подразумевать исходящие от публичной власти четкие, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности («писаное право»), то появляется реальная возможность установления в обществе твердого порядка и стабильности, их обеспечения, гарантирования. Когда все субъекты общественных отношений сообразуют свое поведение с требованиями правовых норм, мы получаем правопорядок.
Большинство правоведов - теоретиков и практиков - склоняется ко второму варианту интерпретации права, поскольку при всех различиях во мнениях понятие права упирается в конечном счете в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов. Впрочем, оба подхода вполне сопрягаемы и вовсе не противоречат друг другу. Основой правопорядка является правопослушное поведение граждан и их объединений.
Правопорядок - внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т.д. затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка. Не случайно Россия в связи с вступлением в Совет Европы дала "Пояснения к состоянию и планам совершенствования правового порядка", заверила, что усилит борьбу с коррупцией, преступностью. Да и сейчас западные страны бдительно следят за положением дел в нашей стране, в частности за наведением порядка в Чечне и других регионах, за ликвидацией криминальной ситуации. Они видят для себя угрозу в российской организованной преступности, коррупции.
Следует различать понятия «правовой порядок» и «общественный порядок». Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовуюБорисов В.В. Правовой порядок / Общая теория государства и права: Академический курс. В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 1998.-С. 348.
.
В этой связи необходимо подчеркнуть,
что правопорядок и общественный
порядок не совпадают лишь частично.
Правопорядок является ядром, центральным
элементом общественного
Так что правовое поле тоже достаточно
широкое, за его пределами находятся
лишь морально-этические, личные, интимные,
дружеские и некоторые иные отношения,
не требующие юридической
Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:
1) они не совпадают по своему
генезису, происхождению, эволюции;
если общественный порядок
2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;
3) они по-разному обеспечиваются;
если правопорядок опирается
на особый аппарат принуждения,
4) при нарушении правопорядка
и общественного порядка
5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.
Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах - на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их частиМатузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2004..
Рассуждая о правопорядке, нельзя
не остановиться на его соотношении
с таким понятием, как законность.
Названные понятия тесно
И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.
Законность логически
Подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности быть не может. Демократия в любой ее трактовке имеет правовое измерение, «правовые одежды» и, следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Перед нами - единство конституционности и власти. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок - тем более. Перед нами - единство трех указанных категорий.
Однако (и это обратная связь), законность
и правопорядок немыслимы вне
демократии, ибо в этом случае будут
отсутствовать необходимые
2. Гарантии правопорядка
Как отмечалось выше, законность и
правопорядок стоят рядом, связь
между ними жёсткая. И поскольку
законность предшествует правопорядку,
то рассуждая о гарантиях
Гарантии - это совокупность условий
и способов, позволяющих беспрепятственно
реализовать правовые нормы, пользоваться
субъективными правами и
Под гарантиями в данном случае понимаются объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой все это не происходит. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.
В соответствии с этим гарантии законности и правопорядка принято делить на общие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др. Рассмотрим каждую из этих групп гарантий.
Суть экономических гарантий заключается
в том, что общее состояние
экономики страны (многообразие форм
собственности, экономическая свобода,
уровень жизни населения, рыночные
отношения, деловая активность, предприимчивость,
рентабельность производства и т.д.)
существенным образом влияет на положение
дел в правовой сфере, и в частности
на состояние законности и правопорядка.
Причем воздействие экономических
факторов может быть как позитивным,
так и негативным. Благополучие в
экономике соответственно создает
благоприятные условия и
Под политическими гарантиями понимается
степень политической стабильности
в обществе, четкая работа всех ветвей
и структур власти, институтов демократии,
органов государства (федеральных
и региональных), нахождение их в
конституционном поле. Все это
создает необходимый