Правопорядок и закон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Государство управляется с помощью различных методов и средств, среди которых важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
Законы и их соблюдение - древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало

Содержание работы

Введение
1. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком
2. Гарантии правопорядка
3. Пути укрепления правопорядка в современных условиях
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 36.17 Кб (Скачать файл)

Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая  идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.

Говоря об общественных гарантиях, имеется в виду деятельность различных  общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований  и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных  действий, коррупции, привлечение к  ним внимания общественности, а также  официальных инстанций в целях  устранения указанных аномалий. И  хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.

Под организационными гарантиями разумеется повседневная оперативно-организационная  работа правоохранительных органов  и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

Что касается специальных, или юридических, гарантий, то они более конкретны  и самоочевидны, чем общие, и поэтому  вряд ли нуждаются в пространных  объяснениях. Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих  случаях уголовные дела, опротестовывает  противозаконные акты.

Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают  справедливость. Органы государственной  власти и управления создают необходимые  условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов.

Контрольные структуры следят за исполнением  соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые  должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

Наконец, существенной гарантией законности и правопорядка является возможность  любого гражданина обратиться в суд  либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его  трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

С учётом сказанного и исходя из общего анализа существующей ситуации в стране можно отметить, что установление твердого порядка и управляемости на всех уровнях властной вертикали является насущной задачей современной России, задачей, без решения которой невозможно дальнейшее продвижение реформ. Одно из президентских посланий Федеральному Собранию так и называется: «Порядок во власти - порядок в стране». В нем, в частности, говорится, что России нужен порядок, однако необходимо при этом ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны, пренебрежением к правовым нормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя: правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок - начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления страной, начиная с верхних эшелоновРоссийская газета. 1997. 7 февраля..

Мысль сформулирована ясно - нужен  не полицейский порядок, а демократический. И методы его достижения должны быть не тоталитарными, а опять-таки демократическими. Иными словами, не любой правопорядок может устроить общество. Наш выбор - это порядок, основанный на праве.

Какими же видятся пути укрепления правопорядка?

3. Пути укрепления правопорядка  в современных условиях

На основе анализа имеющейся  научной литературы следует отметить, что решение проблем укрепления правопорядка рассматриваются в  разных аспектах, что является положительным, поскольку внимание уделяется не только различным сферам общественной жизни, но и различным возможным  путям решения обозначенной проблемы. Укрепление правопорядка, рассматривается, таким образом, в разных аспектах.

О.П. Сауляк утверждает - и с этим вполне можно согласиться, что обеспечить должный правопорядок раз и навсегда - принципиально невозможная задачаСауляк О.П. Нравственный потенциал и правопорядок в современной России // Юридический мир. 2007. N 5. . Его образ, который еще недавно представлялся безупречным, сегодня уже может не отвечать потребностям текущего момента. Достижение правопорядка - эта вечная головоломка, за разрешение которой каждое очередное поколение, живущее в специфичной для него сетке пространственно-временных и социально-культурных координат, вынуждено браться снова и снова.

Реальный уровень правопорядка, сложившегося в конкретном социуме, обусловлен сложным характером взаимодействия множества факторов, хитросплетениями разнообразных детерминант. Методология  требует учитывать в процессе правовых преобразований не только объективные  закономерности общественного реформирования, работающие подобно часовому механизму, но и социально-культурные реалии и  традиции, господствующие в рамках конкретного социума. Правопорядок всегда имеет конкретно-исторический смысл. Отсюда правильным представляется тезис: «Каково общество - таков и  правопорядок». В известной мере верно и обратное утверждение: «Каков правопорядок - таково и общество».

Такое видение правопорядка позволяет  преодолеть юридический романтизм, получивший в последние годы широкое  распространение в теории и практике государственно-правового строительства, согласно которому можно изменить характеристики правопорядка, опираясь лишь на систему  юридических методов и средств. В действительности же его качественные параметры во многом определяются метаправовыми причинами и условиями. Одним из таких факторов является нравственный потенциал общества - показатель морального состояния последнего социума, определяющий способности людей к общению и коллективным действиям.

Исследование роли нравственного  потенциала общества в совершенствовании  правопорядка позволяет в определенной мере прогнозировать динамику последнего, определить наиболее уязвимые места, выработать меры, необходимые для его защиты и укрепления. Эти проблемы представляются особенно значимыми для нашей  страны. Идеология рыночного фундаментализма, основанная на свойственных ей ценностях, постулирует веру в безграничные возможности механизмов рынка, способных  разрешить все проблемы, с которыми сталкивается общество, включая и  обеспечение подлинно демократического правопорядка, согласование интересов  различных социальных групп, торжество  закона и социальной справедливости. Но новые нравственные нормы и  ориентиры не настолько реалистичны  и жизнеспособны.

Не будет преувеличением сказать, что сегодня деньги правят жизнью людей в большей степени, чем  когда-либо раньше. Конкуренция - это  движущая сила, заставляющая рыночную экономику работать. Однако для того, чтобы она оказывала положительное воздействие на развитие социально-экономических процессов, необходимо наличие целого ряда других условий.

Прежде всего развитая система государственного регулирования, включая прогнозирование экономики, определение приоритетов в научно-техническом развитии и образовании, проведение жесткой антимонопольной политики. Кроме того, позитивный эффект конкуренции возможен только там, где хозяйствующие субъекты готовы соблюдать юридические правила экономической игры и накладывать нравственные цепи на собственные аппетиты, где побеждает мораль честной наживы, стремление к справедливости оказывается сильнее жадности, а здравое мышление выше тщеславия и самонадеянности. В противном случае, когда правовые и нравственные аксиомы, принципы и нормы участниками конкурентной борьбы предаются забвению, ее результаты могут быть губительны для правового и социального порядков.

Результаты радикальных преобразований, с которыми многие связывали надежды  на подъем национальной экономики и  улучшение уровня жизни, вследствие отсутствия четкой государственной  стратегии и низкого качества управления в начальный период реформ оказались крайне далеки от первоначальных ожиданий. Провал шоковой терапии  обернулся не только падением экономического потенциала страны, вынужденной догонять свои прежние достижения, но и резким снижением качества жизни населения. Низкий уровень дохода лишает человека возможности полноценно питаться, лечиться и получать образование. Увеличение масштабов бедности, отбрасывающей  все более широкие слои населения  на обочину жизни, провоцирует устойчивый рост противоправного поведения  и ситуативной преступности. Следовательно, преодоление этих явлений - одно из первейших условий укрепления правопорядка.

Таким образом, устойчивый правопорядок недостижим без определенных изменений  в духовно-нравственных, идейно-правовых устоях социальных групп, в ценностных установках и уровне правовой культуры граждан, без осознания и добровольного  выполнения абсолютным их большинством своих обязанностей перед обществом  и государством. Для создания такого состояния общества необходима планомерная  и целенаправленная работа государственных  институтов, и прежде всего правоохранительных, по формированию и развитию определенной правовой политики, соответствующей  идеологии с четко выраженными, реально достижимыми и конкретно  реализуемыми задачами в области  правовой культуры как российского социума, так и его граждан. Ведь в конечном итоге не государство, а именно общество является носителем и основным субъектом правопорядка.

Фактор единения социальных сил  вокруг идей права проявил себя в  ходе принятия и введения в действие новой Конституции РФ. Утверждение  принципа господства права предполагает законодательное признание, закрепление  и защиту всех юридически значимых аспектов свободы человека как независимого и автономного субъекта во всех сферах общественной жизни. Меру реализации согласия между государством и обществом  определяют концептуальные основы права, на фундаменте которых строится конституционный  порядок.

Идеи верховенства правового закона и требования правовой законности и  правопорядка нашли свое закрепление  в Конституции РФ. Прежде всего закрепление в Основном Законе прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека означает, что все действующее в России позитивное право (закон) должно соответствовать этим естественным человеческим правам (т.е. праву). Актуальнейшая задача современного российского общества - воплощение конституционных положений в реальную жизнь.

В современный период в российском праве на первый план выходит концепция, согласно которой человек, его права  и свободы - высшая ценность не «на  бумаге», а на практике. Права и  свободы человека и гражданина определяют всю правовую систему общества, основы конституционного строя государства, характер административного управления, независимость судебной власти, разветвленность  и работоспособность системы  органов местного самоуправления, гарантирующих  эти права и свободы.

Вместе с тем без соответствующих  гарантий провозглашенные в конституции  права и свободы - пустой звук. Вопрос о гарантиях возникает всякий раз, когда осуществляется переход  от должного к сущему. Наибольшую необходимость в гарантиях права и свободы испытывают потому, что их реализация требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности как государства, его органов, общественных объединений, так и самих гражданЧухвичев Д.В. Убеждение как форма государственного обеспечения нормы права // Правоведение. 1996. N 2.. Вот почему в Конституции РФ, наряду с закреплением неотчуждаемых и прирожденных прав и свобод человека и их характеристикой в качестве высшей ценности, одновременно подчеркивается обязанность государства в области действия и реализации этих прав и свобод.

Некоторые ученые считают, что для  того, чтобы основные принципы организации  и деятельности государства были осуществлены на деле, необходимо, чтобы  в конституции содержались положения, регламентирующие не только структуру  и компетенцию органов государственной  власти, но также гражданские права  и свободы, которые являются целью демократически устроенного государстваКондратенко В.И. Правовые конфликты в контексте теории правопорядка // История государства и права. 2007. N 9.. Кроме того, конституция должна устанавливать пределы посягательств государства на свободу и самостоятельность личности, определять границы свободы человека и надежно гарантировать эти свободы.

Информация о работе Правопорядок и закон