Правоспособность юридических .лиц и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 05:23, контрольная работа

Описание работы

Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в гражданском обороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.
Известно, что появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права, т.е. усложнением социальной организации общества, развитием производственных отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Файлы: 1 файл

право КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

В предусмотренных  законом случаях юридическое  лицо может приобретать гражданские  права и принимать на себя гражданские  обязанности через своих участников.

Юридическое лицо может быть реорганизовано, ликвидировано, быть признано несостоятельным (банкротом).

Реорганизация является способом как прекращения  деятельности юридических лиц, так  и возникновения новых. При слиянии  прекращается самостоятельное существование  сливающихся организаций, и на их базе образуется новое юридическое лицо. При присоединении одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое, а это "другое" продолжает свое существование. При разделении на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. При выделении возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование. При преобразовании юридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое. Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них - при разделении, слиянии и преобразовании - наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также в случаях, установленных законом, в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его  учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами, в  том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда в случаях, предусмотренных в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса.

Юридическое лицо, за исключением  казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

В следующем разделе мною будет рассмотрен порядок государственной  регистрации юридического лица более подробно.

1.2 Государственная регистрация  юридического лица, учредительные  документы юридического лица

Государственная регистрация юридических лиц  является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов  его участников. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 19.07.2009) и издаваемых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актам Российской Федерации.

В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением  установленного законом порядка  образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях. Именно содержание учредительных документов, в которых отражаются цели создания юридического лица, отражает все его критерии правосубъектности.

Государственная регистрация  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом "О Правительстве  Российской Федерации". В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", таким органом является Федеральная налоговая служба, подчиненная Министерству финансов Российской Федерации. Регистрацией общественных объединений и политических партий как юридических лиц занимается Федеральная регистрационная служба.

Для регистрации  юридического лица в соответствии со статьей 12 вышеназванного Федерального закона представляют следующие документы:

а) подписанное  заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти;

б) решение о  создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные  документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в  нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических  лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются ценным почтовым отправлением с описью вложения. Но Правительством Российской Федерации могут быть определены и иные способы представления документов в регистрирующий орган. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются также Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно  действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В Российской Федерации  ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации и  ликвидации. Данные государственной  регистрации юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который, в свою очередь, открыт для всеобщего ознакомления. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий  орган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица только в случаях, установленных законом, а это в случае:

а) непредставления  определенных Федеральным законом "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления  документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) при регистрации  юридических лиц, учредителем которых  выступает юридическое лицо, находящееся  в процессе ликвидации или реорганизации  при внесении соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая  форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Наличие судебного  спора о размере доли или части  доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации  должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на установленные  нарушения. Оно должно быть принято  не позднее 5 дней после подачи документов на регистрацию.

В случае отказа юридическому лицу в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации уполномоченным государственным органом, данные действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

Лишь с момента государственной  регистрации и внесения в государственный  реестр юридических лиц, юридическое лицо считается созданным.

Осуществление предпринимательской  деятельности без государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя или без государственной  регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размерах, установленных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, завершающим  этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. Государственная регистрация юридического лица является юридическим фактом, в результате которого юридическое лицо приобретает правоспособность.

1.3 Классификация юридических  лиц по различным основаниям

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и  различий юридических лиц можно  классифицировать всё их множество  по различным критериям.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).

В зависимости от формы  собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные  интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

Состав учредителей также  можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или  иное вещное право (государственные  и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

В зависимости  от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические  лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и  казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).

По составу  учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица - хозяйственные  товарищества, договорно-уставные общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические  лица.

И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором - личные.

Информация о работе Правоспособность юридических .лиц и её виды