Правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

Право в практической жизни людей - явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических работников.

Содержание работы

Ведение…………………………………………….......................3
Правотворчество…………………………………………………5
Принципы правотворчества…………………………………….7
Виды………………………………………………………………12
Законодательная техника……………………………………….16
Правотворчество должностных лиц…………….……………..20
Заключение……………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

актуальные проблемы ТГП.docx

— 49.67 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО  Российский Новый Университет (РосНОУ)

Воскресенский филиал

Кафедра юридических  дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Теория  Государства и Права»

Тема:«Правотворчество»

 

 

 

Выполнил студент 6 курса

Группы Ю-07

Артёмов Дмитрий  Сергеевич

Научный руководитель:

Кожуханов Николай  Михайлович

 

 

 

 

 

 

Дата, подпись руководителя





Оценка________ 

 

 

Воскресенск 2012г.

 

Оглавление.

 

Ведение…………………………………………….......................3

Правотворчество…………………………………………………5

Принципы правотворчества…………………………………….7

Виды………………………………………………………………12

Законодательная техника……………………………………….16

Правотворчество должностных  лиц…………….……………..20

Заключение……………………………………………………….24

Список литературы……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Право в практической жизни людей - явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических  работников. 
Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Подобных норм и правил очень не хватало советскому обществу, однако эта нехватка была вызвана не недостаточной разработанностью теории и практики правотворческой деятельности, а другими, далекими от науки причинами.  
"Право создается государством, которое вместе с тем, должно быть им связано" . Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать. Оно связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного  доверия.  
Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы,  выдвигаемые  жизнью.  
Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.  
Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию новых общественных отношений. Это сказывается на качестве закона, его системности, стабильности правовой системы,  уровне  правовой  защищенности  граждан.  
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных - нормативных актов — постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. 
Правотворчество, создание или изменение существующих правовых норм — одно из важных направлений работы любого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правотворчество

Ведущее место среди источников современного российского права  занимают нормативно-правовые акты —  акты государственных органов, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворчества. Правотворчество  — составная часть более широкого процесса — правообразования.

Правообразование — относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости  ее правового урегулирования, общего представления о юридическом  предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой  и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и  есть правотворчество.

Правотворчество - это процесс целенаправленного  формирования и юридического закрепления  государственной воли в источниках права.

Правотворчество — это  деятельность государственных органов (в случае референдума — всего  народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

К правотворческой деятельности, наряду с принятием новых юридических норм, относятся также отмена и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний. Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых  нормативно-правовых актов, — это  показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества  нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов  и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства.

Процедура возведения норм и принципов  естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон  составляет содержание правотворчества. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах — основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.

В результате правотворчества праву  придается качество формальной определенности.

Правотворчество включает деятельность по:

· изданию новых нормативно-правовых актов;

· их совершенствованию, изменению, переработке;

· отмене действующих нормативно-правовых актов.

Признаки правотворчества:

· Сознательно-волевой характер.

· Объективно-исторический характер.

Признаки правотворчества отражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право  создается людьми, наделенными волей  и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень. На правотворчество влияют личные и групповые интересы, задачи, потребности законодателя. Существует мощный политический институт лоббирования выгодных с позиций отдельных социальных групп нормативных актов.

Несмотря на влияние субъективных факторов, право не создается законодателем  произвольно, исключительно по собственному усмотрению.

Право отражает объективные закономерности общественных отношений. В нормах права  находят выражение потребности  общества на определенном историческом этапе.

Принципы правотворчества.

Принцип демократизма. Издание нормативно-правовых актов предполагает учет общественного мнения, публичное и гласное обсуждение законопроектов, социологический анализ реализации действующих норм. Последнее позволяет оценить эффективность и качество правотворческого процесса. Демократизм правотворчества предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений.

Принцип актуальности и своевременности. Правотворчество должно быть оперативным. С одной стороны, законодатель должен чутко реагировать на изменения ситуации в стране, не позволяя нормам права устаревать, переставать адекватно отражать потребности общества. Законодателю необходимо создавать правовые нормы на перспективу, действовать на опережение, задавая обществу нормативные программы развития, стимулируя позитивные изменения в различных сферах жизни. Именно с такой целью в Конституции России закреплены определения Российской Федерации как правового, социального, демократического государства.

Принцип научности правотворческого процесса. Правотворчество - специализированная деятельность, требующая особых знаний и навыков, прежде всего юридических. Она требует высокой квалификации в сфере правоведения, знания приемов и принципов юридической техники, правовой терминологии, умения их использовать в правотворческом процессе. Правотворчество должно опираться на научный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации юридической науки. Последствия несоблюдения данного принципа являются тяжелейшими.

Принцип соблюдения баланса публичных  и частных интересов.

Регулируя общественные отношения, правовые нормы должны обеспечивать баланс публичных  и частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны, с одной стороны, гарантировать  наполнение доходной части бюджета, а с другой - сохранить для налогоплательщика  стимулы к приобретению имущества, получению прибыли, осуществлению  предпринимательской деятельности.

Государство, стремящееся  стать правовым, в своей законодательной  деятельности должно быть тесно связано  со своим народом, с самыми широкими слоями населения. «К основным законам  демократии принадлежит и тот, в  силу которого власть издавать законы должна принадлежать народу», — заметил  еще в середине восемнадцатого века французский просветитель, правовед, философ и писатель Ш. Монтескье.

Народный характер правотворчества  проявляется в том, что, во-первых, законодательные органы состоят  из народных депутатов, представляющих население; во-вторых, все субъекты правотворческой деятельности в своих нормативно-правовых актах выражают интересы граждан.

Является ли народным по своему характеру правотворчество  в современном российском государстве? Вряд ли. Этому пока препятствовало «удвоение» высших представительных органов, занимавшихся законотворчеством (Съезд  народных депутатов и Верховный  Совет), громадный по численности  депутатский корпус, некомпетентность депутатов, нередко предпринимающих  «кавалерийские атаки» на законопроекты, фиктивность (в связи с организационно-техническими трудностями) права отзыва депутата. Нельзя упускать из виду и особенности  переходного к новому состоянию  общества периода, когда для достижения перспективных целей издаются нормативно-правовые акты не улучшающие, а ухудшающие нынешнее социальное положение людей.

Демократизм правотворчества  проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности. Парламент Российской Федерации, в отличие от высшего представительного органа бывшего Союза, стал постоянно действующим законодательным органом. Иной стала также процедура разработки и принятия законопроектов: она стала более обстоятельной и гласной.

Получает распространение  практика всенародного обсуждения законопроектов. Они обсуждаются в трудовых коллективах, на конференциях, семинарах, к этому  широко привлекаются печать, телевидение, радио. Многие граждане, в том числе  юристы-ученые и практики, высказывают  свои личные суждения по законопроектам и адресуют их правотворческим органам. Публикуются законопроекты в  центральных и местных периодических  изданиях. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения  анализируются правотворческим органом, и в подготавливаемый акт вносятся необходимые изменения. Исправленный и дополненный законопроект выносится на рассмотрение правотворческого органа.

Наиболее важные законопроекты  могут выноситься на всенародное  голосование (референдум), что является наиболее ярким проявлением демократизма правотворчества.

 Научный характер правотворчества  и его связь с правоприменительной  практикой.

Правотворческие органы при  разработке и издании юридических  норм изучают социально-экономическую  и иную ситуацию, объективные потребности  развития, необходимость и целесообразность юридического урегулирования общественных отношений. Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными.

Требование научности  к правотворчеству особенно возрастает в наши дни, когда перспективы  развития рыночных, национальных, государственных, социально-бытовых отношений четко  не определены и в правовом урегулировании их приходится идти на ощупь. В этих условиях исключительно большую  пользу могли бы принести социально-правовой эксперимент и планирование законотворческой деятельности.

Социально-правовой эксперимент  — это создание определенной социальной ситуации локального масштаба, в которой  анализируется действие специально разработанного для нее нормативно-правового  акта (или их совокупности). Его цель — определить, какие юридические  нормы необходимы для новых условий  и как они будут действовать.

Социально-правовой эксперимент  позволяет своевременно выявить  недостатки юридических норм, скорректировать  их и тем самым избежать просчетов в процессе дальнейшего правового регулирования общественных отношений. Нынешний законодатель, к сожалению, не пользуется социально-правовым экспериментом. Экспериментальным полигоном стала вся Россия. Отсюда столь болезненны и допускаемые органами власти и управления ошибки в процессе перехода к рыночным отношениям.

Значительно повысило бы научный  характер право-творчества и планирование законодательной работы. Не может  быть научно обоснованным и продуманным  законодательный акт, решение о  принятии которого созрело скоропалительно, например, при утверждении повестки работы представительного органа.

Правотворчество должно быть тесно связано с правоприменительной  практикой. Именно она дает возможность  судить о качестве и эффективности  принятых нормативно-правовых актов, информирует  о необходимости их изменения  или отмены. Тем самым корректируется и совершенствуется работа правотворческих  органов.

Законность правотворчества выражается в том, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и прежде всего на Конституции. Законность правотворчества предполагает скрупулезное соблюдение регламента законодательных органов, процедуры обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов.

Информация о работе Правотворчество