Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:28, контрольная работа
Право в практической жизни людей - явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических работников.
Ведение…………………………………………….......................3
Правотворчество…………………………………………………5
Принципы правотворчества…………………………………….7
Виды………………………………………………………………12
Законодательная техника……………………………………….16
Правотворчество должностных лиц…………….……………..20
Заключение……………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………...25
Законность правотворчества
проявляется также в строгой
иерархии принимаемых нормативно-
Субъектами правотворчества
выступают: народ, государственные
органы (органы власти и управления),
должностные лица. В зависимости
от этого следует различать
Виды
Непосредственное
Наиболее ярким его проявлением является референдум — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление народа по установлению правовых норм. Именно поэтому результаты референдума не подлежат какому-либо утверждению органами государственной власти и вступают в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок (ст. 36 российского Закона о референдуме). Нормативные акты, принятые путем референдума, обладают, как и законы, высшей юридической силой.
Референдум может быть
эффективной разновидностью правотворчества.
Он позволяет прямо и
Правотворчество государственных органов.
Это основной вид правотворчества.
Им занимаются практически все
Государственное правотворчество представляет собой формализованный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий:
Можно выделить так же следующие виды правотворчества:
1) принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;
2) непосредственное
3) санкционирование
4) создание судебного прецедента.
Принятие нормативных актов
является наиболее распространенным видом
правотворчества. Круг государственных
органов, имеющих право на такой
вид деятельности, исчерпывающим
образом закреплен в
Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Одним из способов правотворчества
является санкционирование государством
обычаев. Это могут быть нормы, признанные
населением данной местности (местные
обычаи) или сложившиеся в практике
деятельности некоторых организаций
(например, обычаи морского порта).
В ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской
правовой семье, правотворчеством могут
заниматься судебные органы, создающие
судебные прецеденты в процессе рассмотрения
конкретного дела. В российской практике
правотворчества судебные прецеденты
не признаются.
Процесс создания нормативного правового
акта представляет собой совокупность
последовательных стадий, каждая из которых
регулируется соответствующими юридическими
предписаниями.
Принято выделять два основных этапа в
процессе правотворчества, - этап подготовки
нормативного правового акта и этап его
принятия. Каждый из этапов в свою очередь
делится на стадии.
Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно.
1. Обычно первый этап начинается
с принятия решения
2. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство.
3. Подготовленный проект
Второй этап - официальный, поскольку
процедура рассмотрения проекта
нормативного правового акта в правотворческом
органе строго регламентирована законодательством
и в регламенте этого органа.
Начинается второй этап со стадии реализации
права законодательной инициативы. Оно
принадлежит далеко не всем субъектам
права. В законодательстве строго очерчен
круг таких субъектов. Право законодательной
инициативы не только в праве субъекта
внести законопроект в правотворческий
орган, но и обязанность последнего принять
его к рассмотрению. Данная стадия заканчивается
официальным включением проекта в повестку
дня правотворческого органа.
Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания ( по каждой идет голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта.
Третья стадия - голосование. При голосовании применяется либо принцип простого большинства (50% голосов плюс один голос от списочного состава правотворческого органа), либо квалифицированного большинства, т.е. заранее установленного особого большинства (например, в российской Государственной Думе такое квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа депутатов).
Далее следует так называемая внепарламентская
стадия правотворческого процесса, когда
принятый нормативный правовой акт
направляется главе государства
для подписания и обнародования.
Глава государства может
Официальное опубликование - заключительная стадия процесса правотворчества. Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России, существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия. Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных официальных изданиях. Одним из них в России является "Российская газета".
Законодательная техника
Законодательная техника - это система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От неуклонного соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных правовых актов, высокий уровень учета и систематизации законодательства.
Основные требования, предъявляемые к форме готовящихся проектов нормативных правовых актов, следующие:
1) логическая последовательность
изложения, связь между собой
нормативных предписаний,
2) отсутствие противоречий
3) максимальная краткость и
4) ясность, простота и
5) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
6) сокращение до минимума
7) четкое разграничение между нормативными и ненормативными предписаниями, постоянными и временными нормами.
Необходимой предпосылкой высокой
культуры правотворчества является
выявление и тщательное изучение
всего предшествующего
Самая удачная форма внесения изменений
в нормативные правовые акты - оформление
новой редакции изменяемого предписания
и помещение его
Нормативные правовые акты снабжаются
официальными реквизитами, такими, как
указание места издания, даты, наименования
(вида) нормативного правового акта, его
заголовка, подписей официальных лиц,
а для ряда актов - и порядкового номера
издания. Без таких реквизитов не может
быть нормативного правового акта как
официального документа.
Крупные законодательные акты делятся на абзацы, пункты, статьи, главы и разделы. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями, переходными положениями, определениями употребляемых в них терминов.
Точность и лаконичность, строгость стиля - характерные черты языка нормативных правовых актов. Для законодательного текста не свойственны эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка, употребление эпитетов, гипербол и т.д. Очень важно единство употребления терминов в законодательстве. Один и тот же термин должен последовательно применяться во всем тексте акта при обозначении одного и того же понятия.
Это правило необходимо соблюдать и при внесении в нормативные правовые акты изменений и дополнений. Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления противоречий между ними и сделать их более доступными для потребителя. Систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.
Помимо указанной выше первичной
формы, существует два основных вида
систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация - эта такая деятельность
по систематизации, когда нормативные
правовые акты обобщаются в различные
сборники. Критерии, по которым в них подбирается
материал, могут быть различными: предмет
регулирования (труд, семья, молодежь),
хронология, когда акты располагаются
соответственно времени их принятия и
т.п.
Особенность инкорпорации как формы систематизации
в том, что при создании инкорпорированных
сборников, нормативные правовые акты
могут подвергаться только поверхностной
обработке, содержание их изменяться не
может. Вместе с тем, допускается публикация
в извлечениях, или если в текст нормативного
правового акта внесена поправка отдельным
актом, то в публикуемый текст можно включить
эту поправку, указав в ссылке на ее официальный
источник.
Инкорпорация может быть официальной
и неофициальной. Неофициальной
инкорпорацией могут заниматься
любые субъекты, результат этой деятельности
не является обязательной для потребителя,
т.е. на эти сборники нельзя ссылаться
как на официальные источники (например,
каждый студент-юрист в процессе
подготовки к занятиям пользуется хрестоматиями
по истории государства и права,
по истории политических и правовых
учений, по праву отдельных государств).
В некоторых случаях