Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:28, контрольная работа
Право в практической жизни людей - явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических работников.
Ведение…………………………………………….......................3
Правотворчество…………………………………………………5
Принципы правотворчества…………………………………….7
Виды………………………………………………………………12
Законодательная техника……………………………………….16
Правотворчество должностных лиц…………….……………..20
Заключение……………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………...25
Разновидностью инкорпорации является
консолидация. В этом случае происходит
объединение множества
Высшим уровнем систематизации является кодификация - она носит только официальный характер. В отличие от инкорпорации, кодификация осуществляется достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших сфер общественных отношений.
Суть кодификации заключается
в разработке и официальном принятии
сводного, единого акта, регулирующего
большую обособленную сферу общественных
отношений, с принятием этого
акта отменяется вся масса нормативных
актов, которые ранее действовали
в этой сфере.
Такой акт принимается только законодательным
органом государства.
Правотворчество должностных лиц.
В современном российском
законодательстве нет универсального
определения должностного лица, которое
бы в полной мере отражало правовой
статус руководящих работников государственных
и негосударственных
Представляется, что должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в негосударственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.
Полномочия руководителей негосударственных организаций (хозяйственных, коммерческих, творческих и пр.) по принятию и реализации правовых актов вытекают из трудового, гражданского, финансового и другого отраслевого законодательства.
Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.
Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, негосударственных организаций, депутаты и т.д. Высшим должностным лицом в нашем государстве является Президент (ст. 1 Закона о Президенте).
В процессе правотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативно-правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.
Факторы правотворчества можно разделить на 3 группы: определяющие предмет правового регулирования; выражающие позиции участников правотворческой деятельности; собственно юридические факторы.
Практика правотворчества в России и других государствах свидетельствует о серьезных трудностях и противоречиях. Возникает много правотворческих ошибок, среди которых: познавательные, порожденные неверной оценкой предмета будущего правового регулирования; содержательные, выражающиеся в недостатке средств и методов правового воздействия; информационные, означающие неверный выбор формы акта, слабое обоснование проекта; процедурные, связанные с нарушением процедур подготовки и принятия актов; социальные, означающие игнорирование общественного мнения и возможное восприятие актов гражданами, должностными лицами, госорганами, общественными объединениями и хозяйствующими субъектами.
Недостатки в правотворчестве на уровне субъектов Федерации объясняются отсутствием квалифицированных кадров, теоретической базы.
Растет объем и значение подзаконных актов по сравнению с законами. Имеет место так называемое мелкотемье (например, в Тверской области приняты законы о сходах граждан, о старосте, о главе местной администрации, не лучше было бы принять единый закон о местном самоуправлении), декларативный характер многих положений законов, отсутствие механизма их реализации, мер ответственности, поощрения.
Доходит и до того, что некоторые законы субъектов расходятся с Конституцией РФ (например, расширение их правового статуса: право выхода; ряд субъектов определяет права и свободы человека, но в соответствии с пунктом "в" ст. 71 Конституции РФ это ведение РФ).
Соответствие
законодательства субъектов
Необходимо создавать четкий правовой механизм устранения несоответствий и противоречий (создание добровольных согласительных органов). В РФ должна быть создана единая взаимоувязанная система нормативно-правовых актов, включающих в качестве составных блоков и федеральное законодательство, и законодательство субъектов Федерации.
Характерным для правотворчества является то, что оно всегда нацелено на образование единой внутренне согласованной системы норм права. В роли нормативных регуляторов общественных отношений нормы права призваны оказывать влияние на эволюцию этих отношений и их гармонизацию в интересах человека. Всякое цивилизованное общество стремится поэтому к изданию таких правовых решений, которые бы в первую очередь обеспечивали реальное действие прав и свобод граждан, нейтрализовали негативные факторы общественной жизни и усиливали действие факторов позитивных, способствовали прогрессивному развитию общества в целом. От уровня разработанности системы права, эффективности ее функционирования во многом зависит степень демократичности, цивилизованности самого государства.
Заключение
Процесс правотворчества - это сложный
социальный процесс, сочетающий в себе
действие законов объективной действительности
и субъективную волю законодателя. Только
принятие объективно обусловленных выражающих
общественные потребности законов может
служить основой эффективного законотворчества,
основным показателем которого является
реальное действие закона.
Жизнеспособность законов обеспечивается
множеством компонентов. Их необходимо
подвергнуть глубокому анализу, чтобы
определить наиболее уязвимые места в
процессе подготовки и реализации законов;
попытка проделать эту работу была сделана
в данном дипломном исследовании.
Среди всех проблем правотворчества наиболее
остро встает проблема исполнения законов.
Многие законы, которые создаются с огромными
интеллектуальными и психологическими
затратами не работают, парализуя всю
правовую систему, все три власти - законодательная,
исполнительная и судебная - должны сосредоточиться
именно на реализации принятых решений.
Наша обновленная Россия должна творчески
воспринять значительную часть юридической
техники и правового опыта, накопленного
за тысячилетия в демократических странах
мира. Будущее российского общества должно
базироваться на гражданском, а не только
административном праве, как это было
в России в царские и советские времена.
Важнейшим рычагом вхождения России в
мировое сообщество является совершенствование
ее законодательства, адаптация юридической
инфраструктуры к основополагающим европейским
и международным нормам и оправдавшим
себя на практике правилам.
Список литературы
1 Арзамасов Ю.Г., Певцова Е.А. Новое «указное» нормотворчество // Государство и право, № 1, 2010, с. 17.
2 Проблемы общей теории государства и права: Право. Учебник: В 2-х томах. Т. 2 / Марченко М.Н.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. с. 278.
3 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец», 2003.
4 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 342 - 343
5 Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007.
6 Роньжина О.В Уникальные стадии правотворческого процесса (к вопросу о форме публичных слушаний) // Государственная власть и местное самоуправление, 2008, № 1, с. 3.