Правовая установка гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Реализация права общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. ПРАВОСОЗНАНИЕ СТРУКТУРА И ВИДЫ
1. Понятие правосознания и основные черты…………………………...........5
2. Структура правосознания……………………………………………….......6
3. Функции и виды правосознания………………………………………........7
4. Взаимодействие права и правосознания……………………………….....10
Глава II. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
1. Основные подходы к пониманию правовой культуры…………………..13
2. Структура и типы правовой культуры………………………………........18
3. Функции правовой культуры………………………………………….......24
4. Понятие субъекта гражданских правоотношений…………………….....27
5. Граждане как субъекты гражданского права………………………….…28
Глава III. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК ЧЕРТА РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ……………………………………………………….…38
Заключение…………………………………………………………………....45
Список литературы…………………………………………………………...48

Файлы: 1 файл

Курсовая Правовая установка гражданина.docx

— 100.01 Кб (Скачать файл)

Познавательная  функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование – важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован.

 

Виды правосознания

Виды  правосознания. По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.

Массовое  – это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе.

Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится  на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное  правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений – в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание – это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым.

 

4. Взаимодействие права и правасознания

Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших  сторон жизни общества. Это более  высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует  уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства1.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так  и «материальные придатки» права  – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных  обществ, этапы цивилизованного  развития человечества.

Поскольку культура – выражение  специфически человеческого способа  деятельности, поскольку она по своей  природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут  совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в  себе одни и те же правила поведения2.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность  культуры обеспечивает координацию  и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность  как организационное и координационное  средство проявляется в форме  институционализации отношений  и поведения. Ее сутью является появление  объективных, от индивидов, не зависящих  правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно  выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную  систему. То, что культурные нормы  исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных  нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь  нормами культуры, они только приобретают  новые дополнительные качества3.

Обращаясь к праву, можно  утверждать, что все юридические  нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические  нормы. Осуществляемый обществом отбор  культурных норм, после чего они  оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило  поведения, входящее в культуру, имеет  значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных  коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а, следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь  могли институонализироваться лишь личностные (не общественные) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона, «момент».

В заключение данной главы  можно сделать вывод, что в  настоящее время отмечается невысокий  уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности, других правонарушений. Существует и  проблема правового нигилизма. Суть ее состоит в недооценке значения и роли права и законности, а  порой и в игнорировании требований законов.

Таким образом, повышение  уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление  правового нигилизма, с другой –  преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость  в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности  всех слоев населения, а также  по надлежащему кадровому обеспечению  государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

 

 

II. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

 

1. Основные подходы к пониманию правовой культуры.

В течение длительного  времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок  для развития правовой культуры, это  объяснялось, прежде всего, различными объективными и субъективными факторами. Итак, отечественной правовой системе  были свойственны не развитые институты  конституционализма, характерные для  западноевропейской правовой системы, а неуважительное отношение к  личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима советской  власти в течение 70 лет и т. д.

Правовая культура — чрезвычайно  емкое явление. Ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, так как, являясь составной  частью общечеловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. Не случайно, поэтому  к подавляющему большинству проблем  построения правового государства  и гражданского общества вопросы  формирования правовой культуры имеют  самое прямое отношение4.

Формулировка понятия  правовой культуры связана с определенными  теоретическими и методологическими  трудностями, которые вызваны многогранностью  данного феномена5.

В настоящее время в  юридической науке сложился ряд  методологических подходов к исследованию правовой культуры.

Аксиологический подход имеет  много сторонников. В данном подходе  правовая культура понимается как развивающаяся  система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных  и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые  достижения юридической культуры человечества. Такой подход обеспечивает характеристику правовой культуры как меры гуманизации человека и общества6. Это позволяет четко отграничить правовую культуру от других близких и взаимосвязанных с нею правовых категорий, обосновать ее преемственность и подчеркнуть, что к ней относятся лишь процессы и явления, которые отражают сущность правового государства и гражданского общества, его основные устои и принципы7.

Аксиологическое направление  в исследовании правовой культуры основывается на философском изучении именно ценностного  аспекта культуры и дает возможность определить социальные основы правовой культуры, объективные свойства ее нормативности, духовные и нравственные аспекты. В данном случае «прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна»8.

Существует также деятельностный подход к определению правовой культуры, который акцентирует внимание на различных сторонах или характеристиках  человеческой деятельности. В этом аспекте культура понимается как  синоним творческой деятельности, как  воплощение творческих сил общества, как специфический способ человеческой деятельности. Сторонники данного подхода  подчеркивают, что правовая культура возникает, развивается и преобразуется  с помощью деятельности. Причем речь идет именно о творческой деятельности.

Процесс деятельности и составляет ее содержание, а также результативную сторону. Одним из направлений деятельностного  подхода является технологический. Его представители9 особо отмечают, что систематизирующим принципом выступает специфический способ организации и развития общественно-человеческой деятельности.

В рамках деятельностного  подхода правовая культура определяется как деятельность «такого качества, при котором наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям, согласованность поведения с  правовыми нормами, включая в  себя использование, соблюдение и исполнение предписаний правовых норм, в результате чего происходит постоянное обогащение системы правовых культурных ценностей  и дальнейшее гармоническое развитие самого человека» 10.

Особый интерес представляет семиотическая концепция культуры, которую, в частности, разрабатывали  Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский и которая  является комплементарной ценностному  и деятельностному подходам. Ученые акцентировали внимание на том, что культура представляет собой знаковую систему, и определяли культуру как «непосредственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний»11.

Существуют и иные подходы  к пониманию правовой культуры. Ее определяют, с одной стороны, как правовую среду обитания людей, совокупность текстов, когда-либо легитимированных как правовые, и механизм по их созданию, хранению и трансляции,12 особый социальный механизм, с помощью которого обеспечивается в соответствии с достигнутым уровнем правового сознания производство, сохранение и передача правовых ценностей, информации, традиций, способствующих правомерному и социально активному поведению людей13; как постоянно совершенствующийся процесс поступательного развития правовой действительности, а с другой, как совокупность достигнутых результатов в сфере права в целом14; как выражение государственно-правового опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных процессах, продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение15.

Информация о работе Правовая установка гражданина