Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:20, курсовая работа
Реализация права общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. ПРАВОСОЗНАНИЕ СТРУКТУРА И ВИДЫ
1. Понятие правосознания и основные черты…………………………...........5
2. Структура правосознания……………………………………………….......6
3. Функции и виды правосознания………………………………………........7
4. Взаимодействие права и правосознания……………………………….....10
Глава II. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
1. Основные подходы к пониманию правовой культуры…………………..13
2. Структура и типы правовой культуры………………………………........18
3. Функции правовой культуры………………………………………….......24
4. Понятие субъекта гражданских правоотношений…………………….....27
5. Граждане как субъекты гражданского права………………………….…28
Глава III. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК ЧЕРТА РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ……………………………………………………….…38
Заключение…………………………………………………………………....45
Список литературы…………………………………………………………...48
Правовой нигилизм – сформировавшееся в общественном сознании или психике определенного человека устойчивое пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в обеспечении приоритетов личности и общества, в установке на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами или на предельно минимальное их использование в практической деятельности либо характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений35. Л.П. Рассказов полагает, что в новейшей российской истории правовой нигилизм получил "подкрепление" в результате "войны законов" между союзным центром и российским, провозглашения политики безбрежного суверенитета, несогласованности действий представительных и исполнительных органов на всех уровнях, неотлаженности механизма приведения в действие принимаемых законов, длительности процесса осуществления реформ, подмены законности целесообразностью. Несмотря на некоторые позитивные изменения в сфере правосознания, полагает автор, в общественной психологии действие социальных генов, передающих от поколения к поколению элементы правового нигилизма, сохраняется.
В значительной массе людей существует довольно распространенное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться связями с нужными людьми и т.д. В некоторых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности. Об этом свидетельствует большой уровень правонарушений в нашей стране, и прежде всего преступлений36. Ученые подчеркивают, что истоки правового нигилизма не исчерпываются факторами специально-юридического характера, а уходят за пределы правового пространства. Это явление правовой жизни связано с культурологическими, политическими, историческими особенностями развития страны, национальными традициями, уровнем социального самочувствия людей, состоянием духовности общества37.
В.В. Лазарев и С.В. Липень считают, что на обыденном уровне правовой нигилизм выражается в правовой неосведомленности, в недоверии к праву, в стремлении действовать в обход существующих правил и юридических процедур. Иногда люди предпочитают отказаться от защиты своих нарушенных прав, лишь бы не связываться с должностными лицами государственных органов, не запускать юридический механизм разрешения конфликтных ситуаций. Низкая правовая культура населения (основой которой является правосознание) стала особенно заметна с развитием демократизации политической жизни общества, либерализации экономики38. В своё время Н.Л. Гранат обращала внимание на широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, тотального правового нигилизма, выражающегося в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли39. Н.И. Матузов определяет нигилизм как "негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, а подчас и всем сторонам человеческого бытия". Сущность же правового нигилизма, по мнению ученого, "в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку"40. Что же касается понимания причин правового нигилизма, то, усматривая их лишь в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения, мы ограничиваемся его характеристикой, которая отражает фактически существующее в нашей жизни и обращено к тому, что лежит на поверхности, на уровне обыденного представления о данном феномене. Получается, что правовой нигилизм является отношением неправового сознания к праву вообще. Однако, рассматривая явление правового нигилизма в современном обществе, мы не имеем оснований исходить из такой посылки, ибо всякий субъект является носителем хоть какого-то правосознания. На основе вышеизложенных положений И.Д. Невважай правовой нигилизм понимает как проявление определенного правосознания, признающего право, но понимающего его иначе – не так как понимают его другие. Тогда правовой нигилизм будет означать только то, что субъект правосознания не находит в жизни реального воплощения своего "видения", понимания права. Этим можно объяснить негативное отношение к иному правопониманию и к иному бытию права41.
Причины правового нигилизма присутствуют в социуме постоянно и для каждого периода его развития имеют свой специфический характер. Правовой нигилизм имеет множество оснований. Он возникает, в частности, как следствие несовершенства правовых норм и правоприменительной деятельности органов государственной власти. Это означает, что для конкретного субъекта правовая норма не выполняет той задачи, которая в нее заложена. Правовой нигилизм проникает в сознание и сферу мироощущения отдельных граждан, групп, общностей людей42.
Таким образом, истоком множества
негативных явлений являются дефекты
индивидуального и
Психология правового
нигилизма является одной из форм
социальной психологии, под которой
понимается совокупность чувств, настроений,
психического склада определенных групп,
классов, наций, их настроений, традиций,
привычек, складывающихся стихийно и
носящих несистематизированный
характер. Она является следствием
неудовлетворенности
Особое место в ряду
причин, сопутствующих развитию правового
нигилизма, занимают причины юридико-
Среди причин правового нигилизма можно назвать и неразвитость информационной среды. Для устранения этой причины необходимо развивать свободу слова, активизировать развитие информационных технологий. Средства массовой информации играют далеко не последнюю роль в формировании правового сознания и общественного мнения. Понимание и разумная реализация этой ответственной миссии является одним их основных направлений пропаганды правового сознания44.
Преодоление правового нигилизма — это объемный, непрерывный процесс, связанный в частности и с устранением деформаций в структуре российской экономики, укреплением социальной, политической стабильности, коррекции жизненной позиции и поведения членов общества через систему нравственноправового воспитания45.
Данные меры не являются исчерпывающими и постоянными. В зависимости от особенностей развития общества и государства они могут изменяться. Требуется консолидация усилий, разработка комплексных мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.
Подсознательно общество подходит к формированию качественно новой иммунной системы общественного организма, способной переломить патологию правового сознания. Однако, как любой живой организм, общество нуждается в реализации государством целостной системы безотлагательных действий. Они должны быть направлены на решение следующих задач:
При реализации этих действий в комплексе удастся освободить общество, а затем и избавить от губительной для него болезни под названием "правовой нигилизм" и гарантировать стабильность в стране.
Таким образом, проблема правового
нигилизма является одной из наиболее
важных и актуальных для российского
правосознания. Сущность данного феномена
заключена в общем
Заключение
Эволюционное развитие многих стран свидетельствует о том, что определённые гарантии прав и свобод человека создаются на основе развитости институтов гражданского общества и демократического правового государства. В российском обществе продолжается процесс формирования новой государственности, становления правового государства и открытого гражданского общества. Изменения произошли и в правовой системе, и в правовой культуре российского общества. В связи с изменившимися социально-политическими условиями требуется качественно новая правовая культура граждан, темпы формирования которой не соответствуют современному состоянию общественно-политической системы. Данное обстоятельство требует научного осмысления тех трансформаций, которые происходят в правовой и политической сферах общественной жизни.
Правовая культура выступает
как социальное явление, имеющее
ярко выраженную целевую направленность,
охватывающее всю совокупность наиболее
значимых ценностных компонентов правовой
реальности. Она является неотъемлемым
компонентом цивилизованности общества,
взаимосвязанности правового
В заключении, подводя итог
под вышеизложенным, можно сказать,
что формирование правовой культуры
— это сложный и длительный
процесс, затрагивающий все стороны
общественной жизни. Средствами формирования
правовой культуры являются пропаганда
права, развитие у граждан юридических
знаний, практическое укрепление законности,
наличие сильной юридической
науки, совершенствование системы
правовых актов, которое достигается
благодаря наличию в
Правовая культура — необходимое
условие сознательного
В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. В современной России, также характеризующейся развитием правового нигилизма, знание законов, юридические познания отдельной личности могут даже представлять опасность для общества, ибо их применение всецело зависит от отношения к ним со стороны индивида. Это связано с огромным влиянием, которое оказывает на человека окружающая социальная среда, а также с постоянным (и, самое главное, безнаказанным) попиранием закона, что в сочетании с историческими и социокультурными традициями, выраженными в господстве государства над правом, персонализацией власти и другими факторами, оказывает существенное воздействие на поведение отдельной личности, которая склоняется в сторону отрицания значимости права.
Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.
Исследование ряда аспектов правовой культуры позволяет автору констатировать, что: