Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:20, курсовая работа
Реализация права общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. ПРАВОСОЗНАНИЕ СТРУКТУРА И ВИДЫ
1. Понятие правосознания и основные черты…………………………...........5
2. Структура правосознания……………………………………………….......6
3. Функции и виды правосознания………………………………………........7
4. Взаимодействие права и правосознания……………………………….....10
Глава II. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
1. Основные подходы к пониманию правовой культуры…………………..13
2. Структура и типы правовой культуры………………………………........18
3. Функции правовой культуры………………………………………….......24
4. Понятие субъекта гражданских правоотношений…………………….....27
5. Граждане как субъекты гражданского права………………………….…28
Глава III. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК ЧЕРТА РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ……………………………………………………….…38
Заключение…………………………………………………………………....45
Список литературы…………………………………………………………...48
Профессор А.Б. Венгеров определяет
правовую культуру как «более высокую
и емкую форму правосознания»16
Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Это первый элемент правовой культуры17.
Правовая культура на основе
существующих в обществе знаний и
представлений формирует
Правовая культура детерминирует правовое поведение человека на обыденном уровне косвенно, опосредованно.
Правовая культура находит
свое практическое воплощение, как
в правосознании, так и в правовом
или противоправном поведении граждан
или групповых общественных субъектов.
Причем отклоняющееся от правовых норм
поведение не всегда является следствием
осознанного мятежа, эскапизма или
новаторства в отношении к
принятым в обществе правилам, а
зачастую становится следствием слабой
правовой информированности, социальной
наивности и деловой
Приведенные определения и трактовки правовой культуры отражают лишь грани ее проявления, социальные феномены, на которые она распространяется и из которых развивается. Кроме того, сама по себе правовая культура — это не просто сознание и деятельность определенного рода, но и испытывающая воздействие права материальная и духовная сфера жизни, вся область воздействия права на общественные отношения.
Правовая культура выступает составной частью категории «правовая жизнь», включающей в себя как положительные, так и отрицательные правовые явления и процессы. Поэтому трудно согласиться с точкой зрения В.К. Бабаева и В.М. Баранова, определяющих правовую жизнь как совокупность многообразных видов и форм конструктивной совместной деятельности людей в сфере права.
Следует отметить, что правовая
культура в полной мере может быть
раскрыта лишь в контексте общественного
прогресса, так как она немыслима
без своей прогрессивной
Таким образом, правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, которая базируется на её началах и является отражением уровня её развития, менталитета народа.
2. Структура и типы правовой культуры
Наиболее полно раскрыть сущность правовой культуры позволяет анализ ее структуры. Следует отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Так, например, В.П. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности, являясь эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов20. Логическая структура правовой культуры включает юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические модальности. Под последними понимаются нормативные суждения, включающие такие модальные операторы, как «обязательно», «разрешено», «запрещено», которые складываются на основе правовых знаний, оценок и т.д. Другие представители данного направления в состав правовой культуры помимо вышеназванных структурных элементов считают необходимым добавить:
а) правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права;
б) политическую оценку права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку;
в) уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов)21;
г) государственно-правовую идеологию;
д) права и свободы граждан22.
Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.
Следует также отметить, что выделение некоторых из указанных элементов является излишним. Так, оценку права и правового поведения можно давать, выражая свое отношение к праву, правосудию и т.д., т.е. тогда, когда речь идет о правосознании.
Особо необходимо отметить структуру правовой культуры, предложенную профессором Э. Бланбургом и другими представителями западной традиции социологии права, включающую в себя:
1) количество, компетенцию,
юрисдикцию судов, способы
2) правила, нормы (включая законодательство) и образцы поведения людей в рамках системы;
3) отношение людей к праву и правовой системе — их убеждения, ценности, идеалы и ожидания — то, что движет юридическим процессом.
Применительно к некоторым странам (например, США) возможно говорить о «местной правовой культуре» — особой локальной неформальной системе взглядов, интересов, практики23.
Данный перечень представляется
незавершенным, так как ученый считает
основным фактором правовой культуры
институциональную
Наиболее подробно и полно структура правовой культуры отражена И.А. Иванниковым, включившим в последнюю следующие компоненты: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую науку, юридические акты.
Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Например, право входит в систему социальных норм; правоотношения являются разновидностью общественных отношений и т.д. Таким образом, данные категории интегрируют в общее правовое пространство, правовую систему, однако в определении сущности и содержания последней правовой культуре отводится основная роль.
Суммируя данные компоненты, существует следующая структура правовой культуры: правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, юридические акты24.
Важнейшим показателем правовой
культуры общества выступает уровень
правосознания общества. Существенный
вклад в учение о правосознании
внес И.А. Ильин, который доказывал,
что правосознание представляет
собой еще более значительный
феномен, чем право. Оно понимается
как «естественное чувство
Правовая культура подразделяется
на правовую культуру общества, группы
(коллектива) и индивидуальную правовую
культуру (личности). Высший уровень
правовой культуры индивида - это правовая
активность. Она проявляется, во-первых,
в готовности личности к активным
сознательным, творческим действиям, как
в сфере правового
В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:
Правовая культура общества - разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса.
Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. Наличие правовых знаний,
правовой информации. Информированность
была и остаётся важным
2. Превращение накопленной
информации и правовых знаний
в правовые убеждения,
3. Готовность действовать,
руководствуясь этими
Правовая культура личности
характеризует уровень правовой
социализации члена общества, степень
усвоения и использования им правовых
начал государственной и
Рассмотрим основные типы правовой культуры: