Правовая установка гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Реализация права общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. ПРАВОСОЗНАНИЕ СТРУКТУРА И ВИДЫ
1. Понятие правосознания и основные черты…………………………...........5
2. Структура правосознания……………………………………………….......6
3. Функции и виды правосознания………………………………………........7
4. Взаимодействие права и правосознания……………………………….....10
Глава II. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
1. Основные подходы к пониманию правовой культуры…………………..13
2. Структура и типы правовой культуры………………………………........18
3. Функции правовой культуры………………………………………….......24
4. Понятие субъекта гражданских правоотношений…………………….....27
5. Граждане как субъекты гражданского права………………………….…28
Глава III. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК ЧЕРТА РОССИЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ……………………………………………………….…38
Заключение…………………………………………………………………....45
Список литературы…………………………………………………………...48

Файлы: 1 файл

Курсовая Правовая установка гражданина.docx

— 100.01 Кб (Скачать файл)

Профессор А.Б. Венгеров определяет правовую культуру как «более высокую  и емкую форму правосознания»16. Существенным недостатком данной трактовки является игнорирование деятельности субъектов, обладающих правосознанием, и ее результатов. Правосознание — это лишь одна из характеристик правовой культуры. Нельзя считать правильным и включение в определение правовой культуры факторов, влияющих на последнюю.

Правовая культура общества зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены  им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Это первый элемент правовой культуры17.

Правовая культура на основе существующих в обществе знаний и  представлений формирует легитимные и общепризнанные образцы поведения, нормы, ценности, стереотипы и правила  в отношении к позитивному  праву, регулирующие деятельность социальных субъектов. Взаимосвязь между правовой культурой и правовым поведением обусловлена функциональной направленностью  их обоих на поддержание фундаментальных  сетей отношений, взаимодействия, взаимопонимания, обеспечения социального порядка  и безопасности. Любое правовое поведение  и всякая правовая культура по своему характеру амбивалентны: они включают в себя и положительные, и отрицательные  устойчивые черты, наблюдаемые в  сознании и поведении субъектов  политического и правового процесса. Такие - устойчивые черты предстают  как своеобразные матрицы правовой жизни, задающие устойчивые формы сознанию и поведению отдельных граждан, групп, институтов и общества в целом18.

Правовая культура детерминирует  правовое поведение человека на обыденном  уровне косвенно, опосредованно.

Правовая культура находит  свое практическое воплощение, как  в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан  или групповых общественных субъектов. Причем отклоняющееся от правовых норм поведение не всегда является следствием осознанного мятежа, эскапизма или  новаторства в отношении к  принятым в обществе правилам, а  зачастую становится следствием слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.

Приведенные определения  и трактовки правовой культуры отражают лишь грани ее проявления, социальные феномены, на которые она распространяется и из которых развивается. Кроме того, сама по себе правовая культура — это не просто сознание и деятельность определенного рода, но и испытывающая воздействие права материальная и духовная сфера жизни, вся область воздействия права на общественные отношения.

Правовая культура выступает  составной частью категории «правовая  жизнь», включающей в себя как положительные, так и отрицательные правовые явления и процессы. Поэтому трудно согласиться с точкой зрения В.К. Бабаева и В.М. Баранова, определяющих правовую жизнь как совокупность многообразных видов и форм конструктивной совместной деятельности людей в  сфере права.

Следует отметить, что правовая культура в полной мере может быть раскрыта лишь в контексте общественного  прогресса, так как она немыслима  без своей прогрессивной направленности. В данном контексте правовая культура трактуется через призму становления личности, которая начинает осознавать, а затем требовать и создавать правовые средства защиты своей зарождающейся свободы и автономии19. Осмысление правовой культуры как феномена, отражающего уровень и характер прогрессивных достижений общества в правовой сфере применительно к субъектам правового регулирования, позволяет выделить понятие правовой культуры личности.

Таким образом, правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, которая базируется на её началах и является отражением уровня её развития, менталитета народа.

 

2. Структура и типы правовой культуры

 

Наиболее полно раскрыть сущность правовой культуры позволяет  анализ ее структуры. Следует отметить, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической  литературе является дискуссионным. Так, например, В.П. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности, являясь эталонами поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов20. Логическая структура правовой культуры включает юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические модальности. Под последними понимаются нормативные суждения, включающие такие модальные операторы, как «обязательно», «разрешено», «запрещено», которые складываются на основе правовых знаний, оценок и т.д. Другие представители данного направления в состав правовой культуры помимо вышеназванных структурных элементов считают необходимым добавить:

а) правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и  исполнение норм права;

б) политическую оценку права  и правового поведения, правотворческую  деятельность, правовую науку;

в) уровень развития всей системы юридических актов (юридических  документов)21;

г) государственно-правовую идеологию;

д) права и свободы граждан22.

Выделение в качестве компонентов  правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической  надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура в этом случае выступает  как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов  юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.

Следует также отметить, что выделение некоторых из указанных  элементов является излишним. Так, оценку права и правового поведения  можно давать, выражая свое отношение  к праву, правосудию и т.д., т.е. тогда, когда речь идет о правосознании.

Особо необходимо отметить структуру правовой культуры, предложенную профессором Э. Бланбургом и другими  представителями западной традиции социологии права, включающую в себя:

1) количество, компетенцию,  юрисдикцию судов, способы апелляции  в судебные органы; организацию  и устройство легислатур; исполнительной  власти, уголовно-процессуальные процедуры;

2) правила, нормы (включая  законодательство) и образцы поведения  людей в рамках системы;

3) отношение людей к  праву и правовой системе —  их убеждения, ценности, идеалы  и ожидания — то, что движет  юридическим процессом.

Применительно к некоторым  странам (например, США) возможно говорить о «местной правовой культуре» —  особой локальной неформальной системе  взглядов, интересов, практики23.

Данный перечень представляется незавершенным, так как ученый считает  основным фактором правовой культуры институциональную инфраструктуру — юридическую профессию и  методы разрешения споров, не придавая особого значения этнологическим и  экономическим факторам, национальной правовой ментальности (в том числе  правосознанию).

Наиболее подробно и полно  структура правовой культуры отражена И.А. Иванниковым, включившим в последнюю  следующие компоненты: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическую  науку, юридические акты.

Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Например, право входит в систему социальных норм; правоотношения являются разновидностью общественных отношений и т.д. Таким образом, данные категории интегрируют в общее правовое пространство, правовую систему, однако в определении сущности и содержания последней правовой культуре отводится основная роль.

Суммируя данные компоненты, существует следующая структура  правовой культуры: правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, юридические  акты24.

Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень  правосознания общества. Существенный вклад в учение о правосознании  внес И.А. Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как «естественное чувство права  и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» − как некая универсалия, которая  имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение25.

Правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень  правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как  в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или  законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение  в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность  групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

В зависимости от носителя правовой культуры различают три  ее вида:

  • правовая культура общества;
  • правовая культура личности;
  • правовая культура профессиональной группы.

Правовая культура общества - разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в  области права и относящихся  к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового  прогресса.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов  и других субъектов права; она  выступает отправным моментом, базой  для такого рода активности и в  целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой  общества степень и характер прогрессивно-правового  развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1. Наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность  была и остаётся важным каналом  формирования юридически зрелой  личности (интеллектуальный срез);

2. Превращение накопленной  информации и правовых знаний  в правовые убеждения, привычки  правомерного поведения (эмоционально-психологический  срез);

3. Готовность действовать,  руководствуясь этими правовыми  знаниями и правовыми убеждениями,  т.е. поступать правомерно - в соответствии  с законом: использовать свои  права, исполнять обязанности,  соблюдать запреты, а также  уметь отстаивать свои права  в случае их нарушения (поведенческий  срез)26.

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень  усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов.

Рассмотрим основные типы правовой культуры:

  1. Мифологический тип правовой культуры. Древнейшие экономические, политические и правовые учения возникли в странах Древнего Востока, в которых экономическая и политическая мысль длительное время развивалась на основе мифологических и религиозных представлений, унаследованных от родового строя. Цари, жрецы, судьи наделялись божественными чертами и считались наместниками богов на Земле27.
  2. Умозрительно-рационалистический тип правовой культуры. Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры народа, которая базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов28.
  3. Теологический тип правовой культуры. Теологический тип правовой культуры предполагает совокупность правовых теорий и концепций, видевших причины возникновения права и социальный источник права в сакральном мире (вне и над социальными факторами), а также независимость правовых норм от воли человека29.
  4. Экспериментально-рационалистический тип правовой культуры.

Информация о работе Правовая установка гражданина