Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. Тема гражданского общества и правового государства долгое время существовала лишь на страницах зарубежных изданий, т.к. в советский период считалось хорошим тоном выискивать недостатки в организации общественного и государственного устройства стран Запада и преподносить их в средство массовой информации.

Содержание работы

Введение 3-4
Характеристика правового государства. 5-7
1.1. Понятие, принципы правового государства. 8-11
1.2. Становление правового государства в России. 12-14
Гражданское общество: основные положения. 15-16
Понятие, признаки, структура гражданского общества. 17-12
Гражданское общество в России. 19-21

Заключение 22-23
Практическое задание 24-27
Список литературы 28-29

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 63.12 Кб (Скачать файл)

Принцип организации деятельности правового государства.

Правовое государство  в отличии от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил, центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой – подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно – правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает  правовые начала государственной и  общественной жизни, основные направления  внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности  исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормами права.

Однако верховенство законодательной  власти не носит абсолютного характера. Она находиться под контролем  народа и специальных конституционных  органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей  Конституции.

Исполнительная власть в  лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодательством. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин  может  обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и  должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной  и общественной жизни от любых  нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Ни кто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает  сдерживающим фактором, предупреждающим  нарушение правовых установлений, и  прежде всего в конституционных  как со стороны законодательных, так и исполнительных органов  государственной власти, обеспечивая  тем самым реальное разделение властей.

Формирование и существование  правового государства в любой  стране предполагает установление не только формального, но и реального  господства закона во всех сферах его  жизни общества, расширение сферы  его прямого, непосредственного  воздействия на общественные отношения.

Представление о правовом государстве ассоциируется с  двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищённость гражданина. Здесь каждый человек вправе рассчитывать на предсказуемость, последовательность и надёжность принимаемых решений, знает свои права и обязанности, чётко определённые законом.

 Обобщая,  можно сказать,  что в основе организации и  деятельности правового государства  лежит принцип разделения властей:  законодательной, исполнительной  и судебной. Каждая власть осуществляет  свои строго очерченные функции.  И вместе они сдерживают и  уравновешивают друг друга, обеспечивая  тем самым гарантию против  нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

 

 

 

 

1.2 Становление  правового государства.

Конкретно – исторический опыт становления в развитии правовой государственности, определяется социально  – экономическими и политическими  условиями, уровнем общественного  правосознания, субъективными факторами, национальными и историческими  традициями. Одним из таких условий  является существование единого  правового  пространства в границах данного государства. Учёные-юристы, занимающиеся разработкой проблем правового государства и связывающие формирование его основ, прежде всего с реализацией принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью, уделили вниманию понятию правового закона, необходимости придания законам, в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону. Но реализация этих идей возможна лишь при наличии единого правового пространства как определяющего условия становления правовой государственности. «Война законов», начавшаяся с принятием, бывшими союзными республиками Декларация о государственном суверенитете, одним из положений которых провозглашается приоритет республиканского законодательства перед союзным, продолжается. «Полем  битвы» становится правовое пространство Российской Федерации, где идея государственного суверенитета бывших автономий вновь фокусируется на признании приоритета законодательства республик, входящих в состав России.

Преставление о государстве  как организации, осуществляющих свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних  стадиях развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершённых и справедливых форм общественной жизни.

Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Аристотель, Платон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной  властью, которые бы обеспечивали гармоничное  функционирование общества эпохи.  Ученные древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которых закон общеобязателен как для граждан, так и самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается  справедливой государственностью.

«Там, где отсутствует  власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой – либо) форме  государственного строя».  Цицерон  говорил о государстве как  о «деле народа», как о правовом общении и «общем порядке».

Государственно – правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние  на становление и развитие более  поздних учений о правовом государстве. Рост производительных сил, изменился  в социальных и политических отношений  в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают  новые переходы к государству  и пониманию его роли в организации  общественных дел. Центральное место  в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни  исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного  органа утверждающей равенство во всех перед законом обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени  Н.Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли объяснил принципы политики, осмыслил движущиеся политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций  в разработке концепции правовой государственности значительный вклад  внесли прогрессивные учёные                             Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье  и другие.

Надо отметить, что среди  русских фолософов идеи правового государства тоже нашли своё отражение. Они излагались в трудах  П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершевича. Так, Шершевич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

«1) для устранения произвола  необходимо установление норм общественного  права, которое определяют пределы  свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе  и государственной организации, - отсюда идёт идея господства права  в управлении;

2) если личная инициатива  требует простора, то государству  достаточно ограничиться охраною  субъективных прав;

3) чтобы новый порядок  не нарушался самими органами  власти, необходимо строго определить  полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы».

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных  факторов идеи правового государства  вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем  полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточенности  власти в руках партийно – государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию  в теории и на практике правовой организации общественной жизни  на началах справедливости и в конечном счёте к установлению тоталитарной государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Гражданское  общество: основные положения.

 Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования  политической системы демократического типа является наличие гражданского общества. Гражданское общество характеризует всю  совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство – для общества, а не общество – для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:                                                                                                     - экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;   

- безусловное признание  и защита естественных прав  человека и гражданина;

- равенство всех перед  законом и правосудием, надёжная  юридическая защищённость личности;

- невмешательство государства  в частную жизнь граждан, их  взаимные обязанности и ответственность, свобода мнений, свобода слова;

- эффективная социальная  политика, обеспечивающая достойный  уровень жизни людей.

Гражданское общество –  не государственно-политическая, а  главным образом экономическая  и личная, частная сфера жизнедеятельности  людей, реально складывающиеся отношения  между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважают закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости.  Это рыночное многоукладное конкурентное  общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоёв.

Роль государства заключается  в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

Гражданское общество –  открытое, демократическое, саморазвивающееся  общество, в котором  центральное  место занимает человек, гражданин, личность. 

В свою очередь, гражданское  общество стремиться к тому, чтобы  каждый самостоятельно определился  в выборе жизненных целей. Но в  то же время, добиваясь этой цели, в  гражданском обществе не всегда удаётся  достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас  хотят в основном одного и того же, «но для себя и добиваются желаемого по - своему».

Однако гражданское общество стремиться оберегать людей от всякого  рода столкновений, тем самым избегая  различных конфликтов. Всё это  постоянно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и  свобод каждого индивида, в частности  речь идёт о таких правах как право  на жизнь на личную неприкосновенность, на свободное объединение в союзы, партии. Общество специально не создаётся, оно возникает на определённом основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые  институты гражданского общества создаются  в интересах самого общества в  целом, общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности. Исходя из сказанного, можно дополнить, к вышеуказанным признакам гражданского общества следующее: возникновение гражданского общества на определённых основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной реализации; недопустимость гражданским обществом конфликтом и между самими членами общества.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество