Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. Тема гражданского общества и правового государства долгое время существовала лишь на страницах зарубежных изданий, т.к. в советский период считалось хорошим тоном выискивать недостатки в организации общественного и государственного устройства стран Запада и преподносить их в средство массовой информации.

Содержание работы

Введение 3-4
Характеристика правового государства. 5-7
1.1. Понятие, принципы правового государства. 8-11
1.2. Становление правового государства в России. 12-14
Гражданское общество: основные положения. 15-16
Понятие, признаки, структура гражданского общества. 17-12
Гражданское общество в России. 19-21

Заключение 22-23
Практическое задание 24-27
Список литературы 28-29

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 63.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.1. Понятие, признаки, структура гражданского общества.

Гражданское общество - это не просто некое объёмное понятие, характеризующее определённую сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» - это не юридическое, не государственно – правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить» , «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.

Гражданское общество –  это закономерный этап, высшая форма  самореализации индивидов. Оно вызревает  по мере экономического, политического  развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Обязательным условием гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности  на базе частной собственности. Важнейшей  предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных  привилегий и возрастание значение человеческой личности, человека, который  превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами  со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое  обеспечивает права и свободы  личности.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном – стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Основными признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

  • наиболее полное обеспечение прав и свободы человека и гражданина;
  • самоуправляемость;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  • всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию.

Так же:

Наличие собственности в  расположении людей (индивидуальное или  коллективное владение). Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных  групп и слоёв, развитой и разветвлённой  демократии.

Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

              Гражданское общество имеет следующую структуру:

  1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические и другие объединения).
  2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных,  духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.
  3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, ограждённая законами от прямого вмешательства в неё со стороны государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.2. Гражданское общество в России.

Специфика формирования гражданского общества в современной России. Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок  гражданского общества решается медленно. Перераспределение собственности  через приватизацию привело, как  ожидалось, к созданию многочисленного  среднего класса. Собственность в  большинстве своём ходе перестала  быть государственной, однако осталось в руках представителей прежнего класса уже как частная собственность.

Экономическая политика государства  недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности  среднего класса. Имевшее место обесценивание  денежных вкладов, достаточно высокий  уровень инфляции, сильный налоговый  процесс, ограничивающий предпринимательскую  деятельность, отсутствие развитой частной  собственности на землю не позволяли  делать серьёзные вложения средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

В основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих  идей и принципов, независимо от специфики  той или иной страны. К ним относятся:

  • экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
  • безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;
  • легитимность и демократический характер власти;
  • равенства всех перед законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
  • правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
  • политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
  • свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
  • невмешательства государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
  • классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
  • эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Становление гражданского общества в России – магистральная и  долговременная задача, решения которой  зависит от множества факторов и  условий. Несмотря  на кризисную  ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведём, в конечном счёте, к достижению указанной целей. Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразие форм собственности, идей правого государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскому обществу. Из этого следует, что необходимо различать гражданское общество как концепцию, идею, процесс и как реальность, которой ещё нет.

Становление российского  гражданского общества предполагает не только права и свободы, но и гражданскую  ответственность, независимый суд  и прокуратуру, совершенное законодательство. Для развития гражданского общества в России необходимы экономическая  и политическая стабильность.

В процессе формирования гражданского общества в России намечается тенденция  решать противоречивые социальные явления  в рамках переговорного процесса и согласования, создав механизм социального  партнерства, регулирующий трудовые и  иные социальные отношения. Этот процесс  длителен. Главное условие успеха построения системы партнерства  состоит в содержании и сроках проведения экономических преобразований, в успешном функционировании других сфер гражданского общества.                                                               

Гражданское общество современной  России включает немало организаций, в  которые входят трудовые коллективы. В 1992 г. оформился Российский союз трудовых коллективов. Он поставил перед собой  следующие задачи: развитие самоуправления; осуществление законодательной  инициативы, независимой экспертизы проектов и решений органов власти относительно предприятий; представительство и защита интересов членов трудовых коллективов в государственных, общественных и судебных органах.

 

 

Два вывода:

 

•     гражданское  общество в нашей стране делает хотя и первые, но существенные шаги;

 

•     становление  гражданского общества у нас имеет  свою специфику, однако в целом развивается  в направлении, по которому пошли  демократические страны Запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Заключение                                              

Безусловно, эти два социальных института – правовое государство  и гражданское общество, в обозримом  времени будут существовать, и  оказывать своё решающее воздействие  на существование человечества. Иллюзии, что они «отомрут», деградируют, не оправдались. Их развитие опирается  на прочные основы самых глубоких потребностей человечества.                                    Государственно - правовое существование  человечества – это та найденная  форма, которая вот уже десять лет помогает человечеству в его движении по пути развития. Правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного  прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство – это такая форма организаций и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль  лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство ещё не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Экономической  основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищённых юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господства права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.                                                                                                         Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся  гражданское общество, которое  объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находиться человек, его разнообразные интересы.  Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализаций каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально – экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство  - это одновременно и социальное государство.                                                                                 Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства  и свободы личности, её чести и достоинства. Режим  правовой государственности реально утверждает, высшие нравственные ценности человека обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает и произвол, и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод  личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям  и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических отношениях.                                                             

 

 

 

           

                            Практическое задание №1

Нормативный акт – это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа  и содержащий нормы права. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределённого числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределённым кругом лиц. Этим нормативным актом отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права.

Пример. Инструкция Банка России от 23июля 1998г. N75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организации и лицензирования банковской деятельности» является нормативным актом, а решение Центрального Банка о выдаче лицензии конкретному банку – индивидуальным.

а) Регулятивные нормы права  – нормы права, определяют субъективные права и юридические обязанности  субъектов, условия их возникновения  и действия. Регулятивные нормы, за редким исключением, не могут быть «размещены» в одной статье нормативного правового акта. Это, во – первых, связано со специализацией права; соответственно санкции этих норм помещены в иных нормативных актах; а во – вторых, в целях экономного расходования «нормативной энергии» (нормативного материала) законодатель нередко составляющие одной и той же нормы (например, условия, сроки действия данной нормы и пр. ) помещает в других статьях одного и того же нормативного правового акта и даже в других нормативных актах. Типичным примером регулятивной нормы являются большинство гражданско-правовых норм. В частности, в соответствии со ст. 653 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, на котором находится арендованное здание или сооружение, продаётся другому лицу, за арендатором этого здания или сооружения сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования, на условиях действовавших до продажи земельного  участка.

б) Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему).

Норма права имеет трёхзвенное строение (гипотезу, диспозицию, санкцию).

Гипотеза – указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (событие, действие людей, совокупность действий, т.е фактические составы ), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмём в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет  обязанность наймодателя по содержанию сданного внаём имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаём имущества. При таком условии у одного лица (наймодателя) возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого (нанимателя) – право требовать исполнения этой обязанности.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество