Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты от власти государства. Тема гражданского общества и правового государства долгое время существовала лишь на страницах зарубежных изданий, т.к. в советский период считалось хорошим тоном выискивать недостатки в организации общественного и государственного устройства стран Запада и преподносить их в средство массовой информации.

Содержание работы

Введение 3-4
Характеристика правового государства. 5-7
1.1. Понятие, принципы правового государства. 8-11
1.2. Становление правового государства в России. 12-14
Гражданское общество: основные положения. 15-16
Понятие, признаки, структура гражданского общества. 17-12
Гражданское общество в России. 19-21

Заключение 22-23
Практическое задание 24-27
Список литературы 28-29

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 63.12 Кб (Скачать файл)

Диспозиция – «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведение, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведённом выше примере диспозиция предписывает  что наймодатель обязан производить за свой счёт капитальный ремонт сданного внаём имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель в случае неисполнения наймодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть её в счёт наёмной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причинённые его неисполнением.

Санкция – вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершения рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.                                                      

  Санкция называет  поощрительные или карательные  меры (позитивные или негативные  последствия), наступающие в случае  соблюдения или, напротив, нарушения  правила, обозначенного в диспозиции  нормы. Иногда в статье закона  формируется только часть нормы,  а другие её части следует  обнаруживать в других статьях  или ином нормативном акте. Отсюда  следует необходимость различать  норму и статью закона. Это очевидно ещё и потому, что в одной статье нормативного акта, например уголовно – правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой – либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

 

 

 

                   Практическое задание №2

Сравнительный анализ монархической  и республиканской форм правления.

Основной формой правления  эксплуататорских государств являются монархия и республика. Выделяют два основных устройства (строения) государственной власти, которые характеризуют содержание формы правления - монархию и республику.                                                                                                         Монархия (от греч. monarchia -- единовластие, единодержавие), в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха.                                             

Монарх осуществляет единоличное  правление. Но это не означает, что  монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут  многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные  органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима).                                                                                                 Второй основной формой правления, существующей в современном мире, выступает республика. Выделяются три основных разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.                                               

Республика (от латинского res publica - общественное дело) - это такая форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается народом или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу парламенту.               Большинство стран современного мира являются республиками. В отличии от монархии при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство.                                             

 Несмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией в современном мире продолжается. Сейчас уже абсолютное большинство государств мира является республиками, а монархия (все еще достаточно распространенная) рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (в Европе, Японии, странах Содружества). Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современном мире идеями народного суверенитета и равноправия людей.

 

 

 

 

 

                                          Список  литературы

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Инфра-М, 2000.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998
  3. Введение в политологию/Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М., 1993.
  4. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 1998
  5. КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000.
  6. Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993.
  7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис, 1996
  8. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. – М.: Юристъ,2000.
  9. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2000.

10. Комаров С.А. Теория государства и права. - М.,Инфра-М, 2001.

11. Конституция Российской Федерации. М: Юридическая литература 1993.

12. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., Инфра-М, 2002.

13. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1992, N 6

14. Лазарев В.В. Общая теория государства и права - М.,Инфра-М, 2000.

15. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов//Советское государство и право.1990.N 10.

16. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000.

17. Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглый стол юристов.   19 января 2005 г./ Междунар. фонд соц.-экон.и политологич. исслед. – М.: Наука, 2005. – 95 с.

18. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.,Инфра-М, 2003.

19. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.

20. Теория государства и права. Под ред. А. И. Королева. СПб.: Юрист, 2000.

21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: Просвещение, 2001.

22. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве// Государство и право. 2003. N 5.


Информация о работе Правовое государство и гражданское общество