Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:15, доклад

Описание работы

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей через несколько столетий превратилась в стройную теорию и нашла практическое воплощение в ряде стран мира.
Правовое государство - это т

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

«ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО» 

 

1. Возникновение  и развитие учения о правовом  государстве 

    Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.    

 Идея правового  государства, зародившаяся в античную  эпоху, усилиями передовых мыслителей  через несколько столетий превратилась в стройную теорию и нашла практическое воплощение в ряде стран мира.    

 Правовое  государство - это такое государство,  в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.    

 Возникновение  правового государства выражает  качественную грань, обозначающую переход от системы тоталитаризма к гражданскому обществу.    

 Прообраз  идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со времени возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.    

 Современные  концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.    

 Еще в  Древней Греции античные мыслители  - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.    

 Отдельные  принципы правового государства  (разделение властей, верховенство закона) имели место в Статуте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.    

 Дальнейшее  развитие учение о правовом  государстве получило в трудах  ученых нового времени. По Д.Локку  государство устанавливает законы  для устройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения властей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.    

 Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.    

 Большой  вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.    

 И.Кант разработал  философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает личность, человек,  его свобода.    

 И. Кант, основываясь  на прогрессивных идеях своих  предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.    

 Гегель рассматривал  государство и право как однозначные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).     

 Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума».     

 Б.Спиноза  дал теоретическое обоснование  демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.     

 Термин «правовое  государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.     

 На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.    

 Проблема  правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.     

 С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества.    

 Во время  правления Александра II: 1861 г. - отменено  крепостное право; 1864 г. - начало судебной  реформы. После событий 1905 года  новые шаги по реформированию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.     

 Значительный  интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX — начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.    

 Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:  

 а) разделением  отдельных функций между различными  органами;  

 б) совместным  осуществлением одной и той  же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента);   

 в) выполнением  различных функций одним и  тем же органом, но в различном порядке.     

 Но этого  для обеспечения режима законности  мало, полагал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.     

 Высказанные  Н. М. Коркуновым идеи актуальны  и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.     

 Одним из  последователей Н. М. Коркунова  был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан  должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения.    

 Выдвинутые  С. А. Котляревским идеи нашли  свое отражение в современной концепции правового государства и формулируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.    

 Российские  ученые правоведы М.М.Ковалевский,  Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А.  Котлеровский, В.М. Рессен обобщили  исторический опыт западноевропейских  мыслителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.    

 Г.Ф.Шершеневич  в понятие правового государства  включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) подчиненность государства стоящему над ним праву.    

 Процесс  становления правового государства  происходит сейчас в России. В  ст. 1 Конституции РФ сказано, что  «Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления». Но на сегодняшний день - это декларативное заявление, цель, к которой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели. 

 

2. Основы и признаки  правового  государства     

 По мере  развития человеческой цивилизации  государство постепенно превращается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демократическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.    

 При этом  право играет главенствующую  роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.    

 Развитая  правовая система государства  еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Уголовно-наказуемыми признавались административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).     

 В законах  попирались справедливые и объективные  правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия  только судом), общепризнанные моральные  нормы (дети не отвечают за  преступления своих родителей). Законодательством СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Родины", для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины).    

 Правовое  государство — это государство,  ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л.Дюги, государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.    

 Государство,  поставленное под контроль права,  — это и есть правовое государство,  всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчиняться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юридической силы закона в иерархии правовых актов.

Основы правового государства    

 Принципиально  важными предпосылками и условиями  создания и упрочения правового  государства являются следующие  элементы, составляющие фундамент  правового государства.    

  Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.    

  Социальная основа правового государства предполагает: наличие гражданского общества, свободных граждан, равных перед законом, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.     

  Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.     

 Политическая  основа правового государства наиболее полно проявляется в его 
суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.    

Информация о работе Правовое государство