Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:15, доклад
Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей через несколько столетий превратилась в стройную теорию и нашла практическое воплощение в ряде стран мира.
Правовое государство - это т
«ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»
1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Идея правового
государства, зародившаяся в
Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.
Возникновение
правового государства
Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со времени возникновения государства и права и до сих пор человечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.
Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.
Еще в
Древней Греции античные
Отдельные
принципы правового
Дальнейшее
развитие учение о правовом
государстве получило в трудах
ученых нового времени. По Д.
Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.
Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам.
И.Кант разработал
философскую основу теории
И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.
Гегель рассматривал государство и право как однозначные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).
Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является природа человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового права, «отвечающего законам разума».
Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.
Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.
На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объявлявшая себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и, тем не менее, представляла собой типичное тоталитарное государство, основанное на насилии и произволе.
Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.
С середины
XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский,
А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.
Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформированию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.
Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX — начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.
Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:
а) разделением
отдельных функций между
б) совместным осуществлением одной и той же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента);
в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.
Но этого
для обеспечения режима
Высказанные
Н. М. Коркуновым идеи
Одним из
последователей Н. М.
Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства и формулируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.
Российские
ученые правоведы М.М.
Г.Ф.Шершеневич
в понятие правового
Процесс
становления правового
2. Основы и признаки правового государства
По мере
развития человеческой
При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.
Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Уголовно-наказуемыми признавались административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).
В законах
попирались справедливые и
Правовое
государство — это государство,
Государство,
поставленное под контроль
Основы правового государства
Принципиально
важными предпосылками и
Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.
Социальная основа правового государства предполагает: наличие гражданского общества, свободных граждан, равных перед законом, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.
Политическая
основа правового государства наиболее
полно проявляется в его
суверенитете. Правовое государство является
суверенным, иными словами, оно концентрирует
в себе суверенитет народа и наций, населяющих
определенную страну.