Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:15, доклад

Описание работы

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей через несколько столетий превратилась в стройную теорию и нашла практическое воплощение в ряде стран мира.
Правовое государство - это т

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, можно  сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития личности.    

 Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Принципы  правового государства    

 Правовое  государство обладает чертами,  которые присущи всякому государству.  Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.    

 Современные подходы  к пониманию правового государства можно свести к следующим основным принципам:   

 1. Демократизация общества; 
   2. Верховенство закона;  
   3. Правовая защищенность человека; 
   4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строительства.    

 Эти и  другие принципы являются основополагающими  идеями, определяющими модель правового  государства.    

 Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений:  

 ♦ признание  человека высшей ценностью и  целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;   

 ♦ реальность  и приоритет прав и свобод  личности во взаимоотношениях с государством,  обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;   

 ♦ демократизм  законотворчества,  обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства;  

 ♦ верховенство  и прямое действие конституции и закона  во  всех  сферах  общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;  

 ♦ внешний  и внутренний суверенитет государства;   

 ♦ соответствие  внутреннего законодательства общепризнанным  принципам   и   нормам  международного  права (либо прямое действие международных норм);  

 ♦ народ,  его суверенная воля - единственный  источник государственной власти;  

 ♦ сосредоточение  всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;  

 ♦ взаимная  ответственность государства и  личности;  

 ♦ связанность  государства правом, его статус  как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;  

 ♦ разделение властей в организации государственного управления;  

 ♦ высокий  авторитет суда, реальные возможности  суда обеспечить права и свободы  граждан;  

 ♦ наличие  эффективных организационно-правовых  средств контроля и надзора  общества за деятельностью органов  государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;  

 ♦ недопущение  монополизма в политике и экономике;   

 ♦ единство  прав и обязанностей граждан;  

 ♦ наличие  развитого гражданского общества.     

 Правовым  государством может быть признана только такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства    

 С  развитием государственно-правовых институтов, их теоретическим осмыслением, главным, сущностным вопросом правового государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.    

 Суверенитет  народа составляет основу и  источник государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.    

 Суверенитет  народа означает, что только народ  — источник всей той власти, которой располагает государство.  Эту очень смелую для своего  времени мысль выдвинул известный  ученый средневековья Марсилий  Падуанский. Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законодатель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека — созидателя и творца своей собственной судьбы.    

 Эта концепция  была воспринята Ж.-Ж. Руссо  и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета основывается на том, что государство (республика) является результатом общественного договора. Суверенную власть следует понимать как выражение общественного интереса. В государстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывается в рамки естественного права.     

 С суверенитетом  связан и такой признак правового  государства, как господство закона (права). Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом.     

 В правовом  государстве ни один государственный  орган, должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.    

 В правовом  государстве предметом судебного  разбирательства может стать  не только юридический спор, но и сам закон. Для этого в государстве существует Конституционный суд.

Взаимная ответственность государства  и личности   

 Государство,  устанавливая в правовых законах  меру свободы человека, в то  же время ограничивает себя  в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено " "Все, что не дозволено власти, ей запрещено ".     

 Обязательность  закона для государственной власти  обеспечивается системой мер,  которые призваны ограничить  ее произвол:  

~ юридическая  ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;   

~ политическая  ответственность правительства  перед органами государственной  власти;  

~ политическая  ответственность депутатов перед  своими избирателями и т.д.    

 На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством.

Разделение властей    

 Одним из  важных признаков демократического  государства является разделение властей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.     

 Основателем  концепции разделения властей считают французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.    

 Один из  вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", - утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимное ограничение ветвей власти в установленных правом пределах.    

 Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти — законодательной, что характерно, например, для Англии.    

 По идее  законодательная власть должна  принимать законы, исполнительная  — организовывать их выполнение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.    

 В отличие  от унитарного государства, в  федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.     

 Наряду с  тремя традиционными ветвями  государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

Реальное  обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность    

 Этот признак  правового государства является  конституционным принципом, закрепленным  в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек,  его права и свободы, являются  высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".  Государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.    

 Права человека —  это суть правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481—811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей — человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.    

 В первой трети XIX в. крупнейшим теоретиком правового  государства называли немецкого  философа И. Канта (1724—1804 гг.). Его отличает моральное обоснование права. Право по Канту не только формальное условие внешней свободы, но и форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».    

 В континентальной  Европе доминирует немецкая конструкция  правового государства, базирующаяся  на рационалистической традиции. Она делает упор на философию  Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Юриспруденции многих стран, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории.     

 К числу  иных важных признаков правового  государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др. 

 

3. Концепция «господства права»    

 Разновидностью  теории правового государства  является концепция «господства права», сложившаяся в основном в рамках либеральной парадигмы, свойственной, прежде всего, англосаксонской правополитической традиции. Исторически сначала в Англии, а затем и в США идея господства права материализовалась в институте сильного, независимого суда, который стал своеобразным буфером между индивидом и властью, прежде всего центральной. В общественном сознании и в правовой системе утвердился тезис о независимости личности. Подобная позиция выражается в весьма настороженном отношении к законам и распоряжениям властных институтов, поскольку вероятность посягательств государства на суверенитет личности является актуальной всегда и при любом политическом режиме. Общественное сознание постоянно демонстрирует высокий кредит доверия суду, считая его самым важным гарантом прав человека. Таким образом, постепенно сформировалась идея ограниченного государства.    

 Теория «господства  права» и концепция правового  государства своим духовным источником имеют философию Возрождения. Концепция господства права демонстрирует приверженность идеям классического либерализма. Дж. Локк, обосновав свою знаменитую триаду естественных прав человека — на жизнь, на свободу, на собственность, объявил тем самым естественными основные принципы частного права, доказывая их приоритетность по отношению к позитивным законам. Задача государства ограничивается защитой этих принципов. Поэтому идеал Локка — правовое общество, одним из условий существования которого является ограниченное государство. Отношения власти и личности, опосредуемые публичным правом, могут быть признаны лишь в той мере, в какой они воспринимают принципы, «естественно сложившиеся» в сфере частного права.     

 Концепция  господства права стремится отстаивать интересы личности перед властью. Идея господства права порождает гибкую к переменам правовую систему, которая, несмотря на свою сложность, является надежным гарантом против произвола властей. Идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значение. Это своего рода правовой ориентир, эталон, цель, к которой следует стремиться, и в некоторых странах право действительно имеет высокую социальную ценность.  

Информация о работе Правовое государство