Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:15, доклад

Описание работы

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шлифовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.
Идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей через несколько столетий превратилась в стройную теорию и нашла практическое воплощение в ряде стран мира.
Правовое государство - это т

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

4. Предпосылки и условия формирования  правового государства    

 Идея правового  государства всегда покоилась  на дуализме Государства и  Права. Но одновременно она  опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.    

 Правовая  государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.    

 Теории верховенства  закона, «господства права» отражали стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей.     

 Только связанность  правом характеризует государство  как правовое, но достигнуть этого  в абсолютной степени невозможно, так как государство обладает относительной самостоятельностью, так же как и право.     

 Для формирования  правового государства должны  быть необходимые предпосылки:  

1. Обеспечение  удовлетворительного, а в идеале  хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».   

2. Проведение  деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни,  свертывание командно-административных методов руководства и управления.  

3. Совершенствование  законодательства и создание  единой системы контроля и надзора за его проведением  в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.  

4. Укрепление  судебной системы, введение суда  присяжных.  

5. Выработка  у граждан навыков сознательного  участия в управлении государством  и общественными делами.  

6. Наличие в  обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.  

7. Утверждение  принципа плюрализма мнений и  суждений, многопартийность.  

8. Развитие  системы самоуправления народа  в центре и на местах.  

9. Последовательное  расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.    

 Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства:  

 а) Достижение  высокого уровня политического  и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.   

 б) Создание  внутренне единого, непротиворечивого  законодательства.  

 в) Строгое  исполнение законов. Еще в Древней  Греции Хилон  говорил:   «Повинуйся  законам.   Слушайся  законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.  

 г) Наличие  в стране гражданского общества  как условия и гаранта существования  правового государства. 

 

5.  Особенности  Российского  правового  государства   

 Действующая  Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.    

 Однако процесс  формирования правового государства  в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Более того, Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшим Основным законом СССР:   

 а) законодательный  процесс вновь стал недоступен  для граждан, поскольку прекратилась  телевизионная трансляция заседаний  Государственной Думы;  

 б) население  не имеет реально осуществимого права отозвать депутатов, не оправдавших их доверия;  

 в) деятельность  исполнительных органов власти  фактически оказалась выведенной  из-под общественного контроля.    

 Все еще  не изжиты случаи нарушения  принципа верховенства закона. Имеют место факты принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам.    

 Значительная  часть норм, закрепленных федеральным  законодательством, не реализуется, носит декларативный характер, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения.     

 Принцип  разделения властей в Конституции  закреплен таким образом, что  законодательная власть не способна  организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.    

 Таким образом,  для реального построения правового  государства в России необходимо:  

~ устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ — с другой; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с законами РФ);    

~ преодолеть правовой нигилизм как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;    

~  усилить контроль за исполнением уже принятых законов;    

~ устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан. Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

Формирование правового государства      

 Либеральные  политико-правовые идеи становятся  материальной силой тогда, когда общество стремится избавиться от ставших невыносимыми условий и порядков, тормозящих общественное развитие. Тирания власти служит побудительным мотивом для поиска более совершенных форм государства, в которых личность была бы не просто одним из атомов, а представляла бы самодостаточную ценность, с которой бы соотносила свои действия всякая политическая власть.    

 Обычно, касаясь  проблем и факторов, определяющих  построение правового государства, в числе приоритетных задач указывают на те из них, которые имеют материальный, осязаемый характер, например институт независимой судебной власти, разделение властей и т.п.     

 Каждая эпоха  имела свой символ, девиз, наконец,  идеал, который доминировал в  общественном сознании и являлся  как бы путеводной звездой.  Так, идеалом древности была замкнутая, самодостаточная автаркия, которая основывалась на том, что отдельное лицо существует не для себя, а только для государства и общества.     

 Автаркия (греч. autárkeia, от autós — сам и arké? — нахожусь в достатке), самодостаточность, самоудовлетворённость, в экономическом отношении — создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках отдельной капиталистической страны, ведущее к разрыву традиционных экономических международных связей.    

 Политическим идеалом  средних веков было теократическое государство, в котором имело место тотальное господство богословия и официальной церковной доктрины, т. е. та почва, на которой либеральной политико-правовой теории было трудно получить жизнь. Конфликт между индивидом и государством еще не принял явственные формы и мысль противопоставить их не могла найти себе поддержку в системе господствующих тогда идей. В то же время в недрах феодального общества против церкви восстали две новые силы: суверенное государство и автономия личности. Первую связывают с именами Н. Макиавелли, Ж. Бодена. Вторая обязана своим происхождением протестантизму (М. Лютер и др.). Именно из этих двух течений, т.е. из идеи суверенного государства и концепции автономной личности, их соотношения и влияния и развивается та мысль, которая и знаменует собой Новой время — правовое государство.    

 Рубежной чертой идеи  правового государство стало  Возрождение, лейтмотивом которого являлся гуманизм, основанный на признании достоинства Человека. Интеллектуальные усилия деятелей эпохи Возрождения были направлены на переустройство внутреннего мира человека, приобщения его к культуре. Это являлось обязательным предварительным условиям для того, чтобы трансформировать существующие общественные отношения в разумное и гуманное общество, которому чужды навязанные извне правогосударственные регуляторы.    

 Идея правового государства  была востребована в период  буржуазно-демократических революций  в Европе, завершивших период  феодализма. Юридическое мировоззрение  формирующегося третьего сословия претендовало на утверждение новых представлений о свободе человека посредством режима господства права, как в частных, так и публично-правовых отношениях.    

 Все сказанное свидетельствует  о том, что правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции. В качестве примера можно привести тот факт, что западный феодализм в весьма ранний период породил из нерегулярно созываемых съездов феодалов парламенты. Судебные системы Англии и Франции оформились из феодального института, конкретнее из права вассала на публичный суд, творимый не его господином, а третьим лицом.    

 Идеолог правового  государства И. Кант говорил,  что у человека есть только одно главное право — право на свободу, все же другие вытекают из него. Материализации идеи правового государства должна предшествовать кропотливая работа человеческого Духа, преобразующая мировоззрение общества и отдельной личности. Если культура, право, демократия, законность не станут индивидуальными ценностями — ни о каком правовом государстве не стоит и думать.    

 Государство является  продуктом общественного развития, и большей частью оно следствие,  а не причина. Поэтому изменения в обществе задают темп, формы и методы изменений в государстве. В этой связи можно перефразировать известную сентенцию Ж. де Местра и сказать, что «каждое общество имеет то государство, которое оно заслуживает».     

 Для формирования  правового государства требуется  высокий уровень общей культуры  вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов. В истории можно увидеть немало примеров, когда всплески культуры, искусства совпадали с периодом либерализации государства. Общество высокой культуры несовместимо с тоталитарной властью, поскольку она, как правило, персонифицируется в харизматическом вожде, которому поет осанну неразвитое сознание масс. Истинную свободу, свободу от догм и стереотипов, дают только знание, культура. Последняя основывается на принципах свободной личности, автономии ее от власти. Тоталитаризм держится на идолопоклонстве, своего рода язычестве и только поэтому многие правители всячески противились распространению просвещения и культуры. Если не будет прогрессировать массовая и индивидуальная культура, не только правовая реформа, но и всякая другая обречена на провал или уж, во всяком случае, на однобокость. Всякое государство, решившее серьезно двигаться по пути свободы, не должно экономить на культуре, образовании, ибо давно сказано, что скупой платит дважды.    

 Либеральное сознание  продуцирует плюрализм — в  политике, экономике, искусстве и т.п. Ему свойственен высокий уровень правосознания, поскольку право мыслится как одно из главных социальных феноменов, опосредующих социальные связи членов общества. Право является не только критерием дозволенного, предписанного и запрещенного, но и мерилом свободы индивидов и социальных общностей.     

 Построение  правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Довольно часто можно встретить рассуждения о том, что недостатки общественного развития главным образом являются следствием плохих законов. С этим можно согласиться лишь отчасти, поскольку даже совершенный закон мало что способен изменить, если члены общества не имеют привычку соизмерять свои действия с правом. Нужно стремиться к такому качеству общества, когда законопослушное поведение становится устойчивым, массовидным, типичным и стереотипным, т. е. тогда, когда оно не нуждается в значительных интеллектуальных усилиях и будет реализовываться на «подсознательном алгоритме».    

Информация о работе Правовое государство