Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:27, контрольная работа
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества. В центре социальных отношений встала личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальности. Это привело к необходимости создания условий, при которых любой человек может свободно и творчески развиваться. Одним из условий выступают знания права и умение ими квалифицированно пользоваться; защита прав и свобод человека.
Введение 2
Глава 1. Правовое образование в школе 2
1.1 Нормативная база правового образования в средней школе 2
1.1.1.Требования к уровню подготовки выпускников 2
1.2 Содержание и структура правового образования в школе 2
1.2.1.Начальная школа 2
1.2.2.Основная школа 2
1.2.3.Старшая школа 2
4. Образовательные условия решения задач правового образования 2
Заключение 2
Список литературы 2
Министерство науки и образования РФ.
ФГАОУВПО «Российский
государственный
Кафедра: педагогическая психология
Контрольная работа по дисциплине:
«Образовательное право»
тема:
«Правовое образование в школе»
Выполнила: студентка ЗПСО 101С
Бабенко Ольга Алексеевна
Проверила: преподаватель образовательного права
Ожигалова Мария Владимировна
Екатеринбкрг,2012
Оглавление
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества. В центре социальных отношений встала личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальности. Это привело к необходимости создания условий, при которых любой человек может свободно и творчески развиваться. Одним из условий выступают знания права и умение ими квалифицированно пользоваться; защита прав и свобод человека. Соблюдение этих условий ведет к становлению такого типа общественного сознания, при котором выстраивается новый характер взаимоотношений и взаимообязательств между государством и личностью. Защита государством основных прав и свобод человека предполагает, в свою очередь, корректное и мудрое отношение личности к праву и правовым нормам, находящимся под защитой государства. В этой системе право и правовые нормы получают новое социальное признание.
В России в настоящее время правовое образование находится в центре внимания педагогической общественности. Отличительной чертой российского правового образования является разнообразие подходов к его содержанию. Суть его заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека - гражданина. Правовое образование в этом смысле это – образование, направленное на формирование человека - гражданина, личности, которой присущи правовые качества. В соответствии с первой моделью содержание правового образования определяют не основы общественных наук таких как: экономика, социология, политология, этика, а проблемы общественной жизни. Именно они являются предметом содержания учебных дисциплин. Курсы, в основу которых заложена данная идея, носят четко выделенный воспитательный характер.
Объектом исследования выступает система правового образования(дошкольного, начальных классов, старших классов).
Предметом исследования являются концептуальные основы школьного правового образования в Российской Федерации.
Целью работы является определение педагогических условий правового образования.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать
нормативную базу правового
2) рассмотреть содержание
и структуру правового
В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, ее духовный рост. Поэтому одна из основных задач правового образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.
В правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учетом возрастных особенностей ребенка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса - от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребенок должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.1
Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.
Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Эти три элемента правового образования реализуются и приобретают различное значение на каждой ступени образования. Соответственно и общие образовательные цели конкретизируются, учитывая логику и особенности возрастного развития, изменения правового статуса обучающихся, практическую востребованность той или иной области правовых знаний, возможности получения соответствующего социального опыта, применительно к каждой возрастной ступени на материале общего содержания курсов права Формулирование, исходя из общих целей, самостоятельных образовательных задач и результатов обучения для различных уровней образования будет обеспечивать непрерывность и преемственность правового образования
Главная цель правового образования - воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.2
Важная цель правового образования - социализация школьников. Приобретенные ими правовые знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.
Одной из наиболее важных задач правового образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий "справедливости", "равенства", "свободы", "достоинства", "прав человека", "демократии" и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.
Основная задача правового образования - ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности. У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми законов (правил) жизни класса). Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.3
Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, и строить собственную жизненную траекторию; должен иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
– установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения документа об образовании государственного образца о достигнутом уровне общего образования. Требования по праву разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Они задаются в деятельностной форме, определяя, что в результате изучения учебного предмета «Право» выпускники должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования
В состав требований включено три категории – «знать/понимать», «уметь» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Категория «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается учащимися и является «содержательной» основой всего комплекса требований. При этом требования в категории «знать/понимать» по праву сформулированы на ступени основного общего образования в весьма обобщенной форме, так как включены в состав требований в рамках учебного предмета «Обществознание», в старшей школе – более детально. Конкретизация содержания этих требований осуществляется на основе обязательного минимума содержания, установленного государственным стандартом (в том числе с учетом двухуровневой модели обязательного минимума, где курсивом обозначена та часть учебного материала, который обязателен для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Категория «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям правового образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на каждой из степеней. Эта категория является ключевой в составе требований, поскольку отражает приоритетные направления учебного процесса и определяет принципы построения системы итогового контроля знаний и умений учащихся по праву.
Категория «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для» включает требования, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке. Специфика учебного предмета «Право» предполагает тесную связь этой категории требований с рефлексивной деятельностью и социально-мировоззренческим развитием учащихся.
Достижение указанных требований учащимися позволит обеспечить эффективную преемственность между ступенями правового образования.
Образовательным учреждениям, организующим преподавание права в основной и старшей школе (базовый уровень) в качестве самостоятельного предмета, рекомендуется проведение экзамена по предмету по выбору учащихся в 9 и 11 классах. Формы проведения экзаменов регламентируются Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х и Х1(ХП) классов общеобразовательных учреждений.
Изменения, происходящие в мире и в России, современная социокультурная ситуация активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.
Приоритетной задачей образования становится создание такой совокупности условий развития обучающегося, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. В педагогическом плане это означает, что основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуни-кативной, информационной сферах.
Выпускник современной школы должен обладать не только определенной суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями - "критическим" мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Развитие гуманитарных способностей обеспечивается образованием в сфере социально-гуманитарных наук, образованием, организованным как единство теории и практики. Именно гуманитарное образование создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе ценностей, формирования собственной позиции, умения жить и действовать в изменяющемся мире.
Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики, обусловливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.