Правовое образование в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества. В центре социальных отношений встала личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальности. Это привело к необходимости создания условий, при которых любой человек может свободно и творчески развиваться. Одним из условий выступают знания права и умение ими квалифицированно пользоваться; защита прав и свобод человека.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Правовое образование в школе 2
1.1 Нормативная база правового образования в средней школе 2
1.1.1.Требования к уровню подготовки выпускников 2
1.2 Содержание и структура правового образования в школе 2
1.2.1.Начальная школа 2
1.2.2.Основная школа 2
1.2.3.Старшая школа 2
4. Образовательные условия решения задач правового образования 2
Заключение 2
Список литературы 2

Файлы: 1 файл

образовательное право.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Реализация целей и  задач правового образования возможна при создании в общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной (I-III (IV) классы), основной (V-IX классы) и средней (полной) общей (Х-XI классы) школы. Целостность системы обеспечивается единством политических, правовых и нравственных идей, преемственностью содержания правового образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание правового образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

Правовое образование  рассматривается как важнейшее  средство, дающее возможность всем членам общества получить правовые знания и умения применять их на практике.

4. Образовательные условия решения задач правового образования

Достижение целей правового  образования может быть обеспечено в рамках системы правового образования  в школе, основывающейся на единстве:

  • учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
  • системы практических занятий, позволяющих на специально разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально-проектной деятельности на материале права;
  • уклада школы, обеспечивающего учащимся приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых правом.

Эти три элемента системы  правового образования строятся и реализуются применительно  к возрасту учащихся и в зависимости  от ступени образования приобретают  различное значение.

В пропедевтическом курсе  начальной школы основное значение приобретает учебный, а также практический компоненты. Правовые аспекты уклада школы являются на этом этапе фоновым условием развития правосознания.

В первые два года основной школы (5-6 классы) детям открывается  смысл и значение правовых отношений  в школе, они знакомятся с органами самоуправления школы, получают доступ к дополнительному образованию (кружки, факультативы, курсы по выбору). На этом этапе деятельность детей организуется преимущественно как классно-групповая, она планируется учителем, овладение навыками действия в правовой сфере происходит преимущественно на материале практических занятий.

В основной школе (7-9(10) классы) перед ребенком полностью раскрываются все составляющие правового образования. Учащиеся приобретают основы правовых знаний, реализуют проектную форму деятельности в индивидуально-групповой форме, участвуют в школьном самоуправлении и т.п.

В старшей школе учащиеся получают (в зависимости от избранного профиля) систематические (углубленные) знания в области права, разрабатывают и реализуют различные социальные проекты, связанные с деятельностью внутри школы и за ее пределами, расширяется сфера их действия и ответственности в школьном правовом пространстве.

Таким образом, решение  задач правового образования  в рамках системы правового образования предполагает, что в школе будет создано особое культурно-образовательное пространство.

Культурно-образовательное  пространство школы - это часть открытой системы, связанной с будущим  общества, государственной политикой  в интересах детства, системой образования в Российской Федерации в целом, подсистемой правового образования и встроенных в нее предметных курсов и средств дополнительного образования во внеурочной и внешкольной деятельности.

Компонентами культурно-образовательного пространства школы в контексте правового образования становятся:

  • содержание и формы правового образования, адекватные возрастному развитию и уровням образования, включающие в себя, наряду с традиционным перечнем основных тем, различного рода активные формы работы детей;
  • уклад школы - особая среда школы - традиции и нормы взаимодействия и взаимоотношений учащихся и педагогов в системах "учитель-ученик", "учитель - родители", "ученик-ученик", "ученик-группа сверстников";
  • содержание внеклассной и внешкольной работы, построенной на принципах самоуправления и соуправления, творческого и нормированного правом взаимодействия детей и взрослых;
  • открытость образовательной системы школы внешнему социуму и прямое взаимодействие педагогов и учеников школы с ним;
  • социально-педагогическое и деятельностное взаимодействие школы с родителями, ориентированное на включение родителей в реализацию правового образования.

Заключение

Правовое образование  – неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное) независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового образования. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Рассматривается правовое образование как условие формирования индивидуальных способностей, получения  знаний и навыков социального  функционирования. Это предполагает создание особых учебных курсов, построенных в форме социальной практики, которая включает в себя правовое знание. При этом общие образовательные цели, а именно развитие перечисленных выше способностей, знаний, умений и навыков, должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя общую логику возрастного развития, реальности социального функционирования, прежде всего в его правовом аспекте, и содержание правового образования. В то же время общие задачи развития должны конкретизироваться применительно к каждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих курсов права. Соблюдение этого принципа позволит обеспечить непрерывность и преемственность правового образования.

Обучение праву формирует  целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. В старшей школе базовый курс права направлен на формирование основ правовой грамотности; представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях; способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом; самостоятельному принятию правовых решений, связанных с защитой прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализацией гражданской позиции, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Федеральный компонент образовательного стандарта по праву также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.

Максимальный объем  учебной нагрузки обучающихся как  составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемио-логическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 г., рег. № 3997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Баранов П.А. Некоторые  подходы к проектированию учебных  программ по обществознанию. // Обществознание  в школе. - 1997. – №3

 

2.Гражданское образование  Под ред. Н.Воскресенской , И.Фрумина.  Совет Европы. .М., АПК и ПРО -2000 г.с.2

 

3.Поляков С.А. Гражданско-правовое  образование: региональный опыт //Право в школе.-2005.-№4

 

4.Образовательный стандарт  основного общего образования  по истории// история. - 2005. - сентябрь. (№33) - Приложение к газете «Первое сентября»- с.1-3.

 

5.К.Н. Поливанова, Б.И.  Хасан. Концепция структуры и  содержания правового образования  в школе. "Сибирский учитель"  Выпуск №2(26), Март-апрель 2003

 

6. http:// school. edu. ru.

 

7.www.krugosvet.ru

 

8.http://www.system.ru/

 

 

 

 

 

1 Баранов П.А. Некоторые подходы к проектированию учебных программ по обществознанию. // Обществознание в школе. - 1997. – №3,

2 Гражданское образование Под ред. Н.Воскресенской , И.Фрумина. Совет Европы. .М., АПК и ПРО -2000 г.с.2

3 Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт //Право в школе.-2005.-№4

4 Образовательный стандарт основного общего образования по истории// история. - 2005. - сентябрь. (№33) - Приложение к газете «Первое сентября»- с.1-3.

5 К.Н. Поливанова, Б.И. Хасан. Концепция структуры и содержания правового образования в школе. "Сибирский учитель" Выпуск №2(26), Март-апрель 2003

 


Информация о работе Правовое образование в школе