Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:27, контрольная работа
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества. В центре социальных отношений встала личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальности. Это привело к необходимости создания условий, при которых любой человек может свободно и творчески развиваться. Одним из условий выступают знания права и умение ими квалифицированно пользоваться; защита прав и свобод человека.
Введение 2
Глава 1. Правовое образование в школе 2
1.1 Нормативная база правового образования в средней школе 2
1.1.1.Требования к уровню подготовки выпускников 2
1.2 Содержание и структура правового образования в школе 2
1.2.1.Начальная школа 2
1.2.2.Основная школа 2
1.2.3.Старшая школа 2
4. Образовательные условия решения задач правового образования 2
Заключение 2
Список литературы 2
Как известно, ситуации, возникающие в правовой сфере, определяются позицией самого действующего. От его целей, ценностных установок, личных пристрастий зависит выбор того или иного способа действия. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуациями как ситуациями выбора, анализ позиции и действий человека, являющегося их субъектом, создает условия для личностного самоопределения - для поиска ответа на вопрос "Кто я, чего я хочу?".
Правовое регулирование
Таким образом, право как учебное содержание задает условия для развития способностей, существенным образом отличающихся от способностей, формирующихся на научном содержании, в том числе на материалах других курсов социально-гуманитарного цикла - это развитие представления о себе и Я-концепции.
Кроме того, работа с правовым содержанием
создает условия для
С одной стороны, в праве, как
и в большинстве учебных
Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы - совершенно уникальная способность, возникающая именно в сфере права и базирующаяся на особом типе мышления (критическое мышление). Этот тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором, с признанием множественности правильных решений. Материал для его развития присутствует и в других социально-гуманитарных науках, в первую очередь в некоторых областях философии. Но принципиальное отличие правовых курсов состоит в том, что мышление в них формируется внутри практических действий по анализу ситуаций, то есть формируется как сторона практического сознания.
Работа детей с правовым материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей. Развитие речи - особая задача школы, она решается при работе с любым учебным материалом, если он оформлен вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств для усиления воздействия на слушателя, выстраивание и вербальное оформление сложных многоуровневых логических заключений. Особая правовая риторика, конечно, недостижима в школе, но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной организации сложных речевых периодов - все это может и должно открыться ребенку в виде возможности построения собственного действия.
Таким образом, работа с учебными курсами права обеспечивает развитие у ребенка представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе, а также развитие мышления и речи.
Образовательной задачей ступени начального образования в сфере права является приобретение детьми:
- основ конфликтной компетенции применительно к реальным детским конфликтам;
- практического опыта
действия в реальных жизненных
ситуациях, регулируемых правил
- представления о себе и другом как особых мирах;
- представления о праве
как об особой форме
- знаний конкретных
правил и норм поведения. Эта
образовательная задача может
быть решена за счет разделов
интегрированного или
На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся проходит два этапа - предподростковый и подростковый. В соответствии с этим содержание правового образования, а также условия его освоения разбиваются на два курса основной школы.
5-6-й классы школы.
В первые два года основной школы (5-6-й классы) детям открывается смысл и значение правовых отношений в школе; они знакомятся с органами самоуправления школы, получают доступ к дополнительному образованию (кружки, факультативы, курсы по выбору). На этом этапе деятельность детей организуется преимущественно как классно-групповая и планируется учителем, овладение навыками действия в правовой сфере происходит преимущественно на материале практических занятий.
Образовательная задача на этом этапе состоит:
- в развитии конфликтной
компетенции, в том числе в
формировании способности
- в приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью; различение этих ситуаций и т.п.);
- в приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе, российском государстве.
Условиями решения образовательной задачи являются:
а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая возможность реальной пробы себя в квазиправовых ситуациях и анализа различных позиций участников реальных ситуаций;
б) учебные мероприятия двух типов:
учебно-информационный блок
(право как необходимое
практикумы, в которых моделируются наиболее типичные правовые ситуации.
В начале основной школы
занятия по праву предпочтительно
организовывать в деятельностной форме.
Допустимо сужение учебно-
Правовой курс, как и в начальной школе, может включаться в базисный или вариативный компонент учебного плана. Возможно и желательно использование разнообразных форм внеурочной работы, однако необходимо, чтобы все учащиеся в той или иной форме получили первичные правовые представления на уроке.4
7-9(10)-й классы школы.
В основной школе, 7-9(10)-й классы, перед ребенком полностью раскрываются все составляющие правового образования. Учащиеся приобретают основы правовых знаний, реализуют проектную форму деятельности в индивидуально-групповой форме, участвуют в школьном самоуправлении и т.п.
На протяжении этого этапа обучения решается следующие задачи:
- приобретение базовых
навыков, обеспечивающих
- передача детям основ правовых знаний, в том числе знаний о правовой системе России и международном праве;
- формирование способности
к анализу ситуаций, регулируемых
правовыми нормами, и
Условиями решения образовательных задач являются:
а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая детям умение отстаивать свои права, возможность участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях;
б) учебные мероприятия двух типов:
1) учебный курс, включающий
элементы теории права,
2) практикумы, обеспечивающие
формирование практических
Основная школа составляет образовательное пространство, которое в полной мере реализует задачи правового образования. На этот период школьной жизни приходится основное изучение права, поскольку выпускник основной школы должен стать полноценным субъектом социально-правовых отношений.
С учетом этого наиболее адекватным решению образовательных задач основной школы является выделение права в самостоятельный учебный предмет.
В старшей школе учащиеся
получают (в зависимости от избранного
профиля) систематические (углубленные)
знания в области права, разрабатывают
и реализуют различные
Старшая школа, имея сегодня тенденцию к превращению в профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение:
- способности строить
собственное правосообразное
- углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);
- способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;
- навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.
Условиями решения образовательных
задач в старшей школе
а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая участие в выработке правил и норм, которые регулируют отношения в школе, участие в создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;
б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, о его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.
Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе необходима разработка как минимум трех типов программ курса права: для общеобразовательного профиля, для гуманитарных профиля, для социально-экономического профиля. Соответственно, курс права будет по-разному представлен в этих программах: для общеобразовательного профиля – отдельным модульным курсом или разделом внутри интегрированного курса обществоведческого характера; для гуманитарного – самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа; для социально-экономического профиля – самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа.5
Перспективным подходом является также разработка курсов различного уровня сложности, обеспечивающих возможность самостоятельного выбора обучающимися соответствующего их интересам уровня изучения права.
Исходя из всего, что изложено выше следует что, правовое образование является потребностью времени. Цель правового образования в школе - формирование правосознания и развитие правовой культуры школьников, подготовка их к сознательной и активной жизни в условиях рыночной экономики. Основной задачей правового образования является повышение качества правовой подготовки учащихся. В рамках школьного курса смысл правового образования в том, чтобы при последовательном изучении оптимального минимума юридических сведений выйти на освоение права как важнейшего социально-культурного феномена, определяющего жизнь общества и гражданина. Таким образом, может обеспечиваться поэтапное становление нравственной и правовой позиции у учащихся, а далее - формирование правового поведения.