Правовое образование в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества. В центре социальных отношений встала личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальности. Это привело к необходимости создания условий, при которых любой человек может свободно и творчески развиваться. Одним из условий выступают знания права и умение ими квалифицированно пользоваться; защита прав и свобод человека.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Правовое образование в школе 2
1.1 Нормативная база правового образования в средней школе 2
1.1.1.Требования к уровню подготовки выпускников 2
1.2 Содержание и структура правового образования в школе 2
1.2.1.Начальная школа 2
1.2.2.Основная школа 2
1.2.3.Старшая школа 2
4. Образовательные условия решения задач правового образования 2
Заключение 2
Список литературы 2

Файлы: 1 файл

образовательное право.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Как известно, ситуации, возникающие  в правовой сфере, определяются позицией самого действующего. От его целей, ценностных установок, личных пристрастий зависит выбор того или иного способа действия. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуациями как ситуациями выбора, анализ позиции и действий человека, являющегося их субъектом, создает условия для личностного самоопределения - для поиска ответа на вопрос "Кто я, чего я хочу?".

Правовое регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Действующий  в обществе человек оказывается  субъектом многих типов правовых отношений - гражданских, административных, трудовых, семейных и т.д. Использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию сложного многомерного представления о себе. Необходимость действовать с учетом позиции других людей, с учетом правовых норм становится условием для развития "Я" ребенка как сложноорганизованного относительно "Я" других людей.

Таким образом, право как учебное  содержание задает условия для развития способностей, существенным образом  отличающихся от способностей, формирующихся на научном содержании, в том числе на материалах других курсов социально-гуманитарного цикла - это развитие представления о себе и Я-концепции.

Кроме того, работа с правовым содержанием  создает условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи.

С одной стороны, в праве, как  и в большинстве учебных курсов, задача, упражнение позволяют практиковаться в применении правила. С другой - анализ и разрешение каждого отдельного правового случая требует многомерного его рассмотрения, учета многообразия законодательных актов, различных норм, интересов и позиций сторон. При применении правовых норм к каждому конкретному случаю реализует себя диалектика всеобщего и единичного.

Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы - совершенно уникальная способность, возникающая именно в сфере права и базирующаяся на особом типе мышления (критическое мышление). Этот тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором, с признанием множественности правильных решений. Материал для его развития присутствует и в других социально-гуманитарных науках, в первую очередь в некоторых областях философии. Но принципиальное отличие правовых курсов состоит в том, что мышление в них формируется внутри практических действий по анализу ситуаций, то есть формируется как сторона практического сознания.

Работа детей с правовым материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей. Развитие речи - особая задача школы, она решается при работе с любым учебным материалом, если он оформлен вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств для усиления воздействия на слушателя, выстраивание и вербальное оформление сложных многоуровневых логических заключений. Особая правовая риторика, конечно, недостижима в школе, но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной организации сложных речевых периодов - все это может и должно открыться ребенку в виде возможности построения собственного действия.

Таким образом, работа с учебными курсами  права обеспечивает развитие у ребенка представлений о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентаций, правил и норм поведения, способов действия в обществе, а также развитие мышления и речи.

1.2.1.Начальная школа

Образовательной задачей  ступени начального образования  в сфере права является приобретение детьми:

- основ конфликтной  компетенции применительно к  реальным детским конфликтам;

- практического опыта  действия в реальных жизненных  ситуациях, регулируемых правилами и нормами, в том числе формирование способности к смене позиции наряду со способностью к удерживанию своей позиции;

- представления о себе  и другом как особых мирах;

- представления о праве  как об особой форме регулирования  отношений в человеческом обществе;

- знаний конкретных  правил и норм поведения. Эта  образовательная задача может  быть решена за счет разделов  интегрированного или небольшого  модульного курса, в которых  на материале реальных жизненных  ситуаций противопоставляются и  обнаруживаются позиции их участников, дети получают представление о праве как особой сфере жизни общества, осваивают конкретные правила и нормы поведения. Изучение указанных курсов в начальной школе осуществляется на уроках в форме групповых занятий с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения. Оно может быть организовано в рамках базового курса либо за счет школьного или ученического компонентов учебного плана. Желательно также использование различных видов внеурочной работы. Организации пропедевтики курсов права в начальной школе требует использования часов компонента образовательного учреждения или включения отдельных тем в предмет «Окружающий мир».

1.2.2.Основная школа

На протяжении основной школы возрастное развитие учащихся проходит два этапа - предподростковый и подростковый. В соответствии с этим содержание правового образования, а также условия его освоения разбиваются на два курса основной школы.

5-6-й классы  школы.

В первые два года основной школы (5-6-й классы) детям открывается  смысл и значение правовых отношений в школе; они знакомятся с органами самоуправления школы, получают доступ к дополнительному образованию (кружки, факультативы, курсы по выбору). На этом этапе деятельность детей организуется преимущественно как классно-групповая и планируется учителем, овладение навыками действия в правовой сфере происходит преимущественно на материале практических занятий.

Образовательная задача на этом этапе состоит:

- в развитии конфликтной  компетенции, в том числе в  формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и в соблюдении этих правил;

- в приобретении способности  вычленять правовое содержание  жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью; различение этих ситуаций и т.п.);

- в приобретении общих  представлений (знаний) о праве,  обществе, российском государстве.

Условиями решения образовательной  задачи являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая возможность реальной пробы себя в квазиправовых ситуациях и анализа различных позиций участников реальных ситуаций;

б) учебные мероприятия  двух типов:

учебно-информационный блок (право как необходимое условие  существования и развития человеческого  общества);

практикумы, в которых  моделируются наиболее типичные правовые ситуации.

В начале основной школы  занятия по праву предпочтительно  организовывать в деятельностной форме. Допустимо сужение учебно-информационного  блока при сохранении правового  практикума, который обеспечивает формирование особой чувствительности к ситуациям правовой сферы и тем самым закладывает основы последующего систематического курса права в основной школе.

Правовой курс, как  и в начальной школе, может  включаться в базисный или вариативный компонент учебного плана. Возможно и желательно использование разнообразных форм внеурочной работы, однако необходимо, чтобы все учащиеся в той или иной форме получили первичные правовые представления на уроке.4

7-9(10)-й классы  школы.

В основной школе, 7-9(10)-й классы, перед ребенком полностью раскрываются все составляющие правового образования. Учащиеся приобретают основы правовых знаний, реализуют проектную форму деятельности в индивидуально-групповой форме, участвуют в школьном самоуправлении и т.п.

На протяжении этого этапа обучения решается следующие задачи:

- приобретение базовых  навыков, обеспечивающих успешное  действие подростка в реальных (не ограниченных рамками школы)  правоотношениях и ситуациях;

- передача детям основ  правовых знаний, в том числе знаний о правовой системе России и международном праве;

- формирование способности  к анализу ситуаций, регулируемых  правовыми нормами, и способности  к реальным действиям в таких  ситуациях.

Условиями решения образовательных  задач являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая детям умение отстаивать свои права, возможность участвовать в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе; возможность реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях;

б) учебные мероприятия  двух типов:

1) учебный курс, включающий  элементы теории права, которые  обеспечивают представление о  праве как особой предметно-практической  области, сведения об основных  правах и свободах человека, о  различных отраслях права, способах  реализации и защиты своих  прав;

2) практикумы, обеспечивающие  формирование практических навыков  поведения в правовой сфере  в реальной жизни.

Основная школа составляет образовательное пространство, которое  в полной мере реализует задачи правового  образования. На этот период школьной жизни приходится основное изучение права, поскольку выпускник основной школы должен стать полноценным субъектом социально-правовых отношений.

С учетом этого наиболее адекватным решению образовательных  задач основной школы является выделение  права в самостоятельный учебный предмет.

1.2.3.Старшая школа

В старшей школе учащиеся получают (в зависимости от избранного профиля) систематические (углубленные) знания в области права, разрабатывают  и реализуют различные социальные проекты, связанные с деятельностью  внутри школы и за ее пределами, расширяется сфера их действия и ответственности в школьном правовом пространстве. Таким образом, решение задач правового образования в рамках системы правового образования предполагает, что в школе будет создано особое культурно-образовательное пространство.

Старшая школа, имея сегодня  тенденцию к превращению в  профильную, должна обеспечить всем учащимся приобретение:

- способности строить  собственное правосообразное поведение  в рамках имеющихся свобод, прав  и обязанностей;

- углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);

- способностей к теоретическому  анализу правовых ситуаций;

- навыков реализации  своих прав в социальной сфере  в широком правовом контексте.

Условиями решения образовательных  задач в старшей школе являются:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающая участие  в выработке правил и норм, которые  регулируют отношения в школе, участие  в создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о  праве как особом социальном институте, феномене культуры, о его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в  старшей школе необходима разработка как минимум трех типов программ курса права: для общеобразовательного профиля, для гуманитарных профиля, для социально-экономического профиля. Соответственно, курс права будет по-разному представлен в этих программах: для общеобразовательного профиля – отдельным модульным курсом или разделом внутри интегрированного курса обществоведческого характера; для гуманитарного – самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа; для социально-экономического профиля – самостоятельным учебным курсом или несколькими учебными курсами модульного типа.5

Перспективным подходом является также разработка курсов различного уровня сложности, обеспечивающих возможность  самостоятельного выбора обучающимися соответствующего их интересам уровня изучения права.

Исходя из всего, что  изложено выше следует что, правовое образование является потребностью времени. Цель правового образования в школе - формирование правосознания и развитие правовой культуры школьников, подготовка их к сознательной и активной жизни в условиях рыночной экономики. Основной задачей правового образования является повышение качества правовой подготовки учащихся. В рамках школьного курса смысл правового образования в том, чтобы при последовательном изучении оптимального минимума юридических сведений выйти на освоение права как важнейшего социально-культурного феномена, определяющего жизнь общества и гражданина. Таким образом, может обеспечиваться поэтапное становление нравственной и правовой позиции у учащихся, а далее - формирование правового поведения.

Информация о работе Правовое образование в школе