Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 09:16, реферат
Развитие предприятий, их взаимодействие и конкуренция в рыночной экономике объективно ведут к необходимости объединения отдельных предприятий. В то же время нередко компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. В связи с этим возникает принципиально новый вид компаний - точнее говоря, речь идет уже не об отдельных предприятиях, а об объединениях юридических лиц. До сих пор не существует общепринятого термина для обозначения подобных объединений; используются такие понятия: “интегрированная корпоративная структура”, “связанно-диверсифицированная система", а также “холдинг”.
Введение
Правовое положение холдинговых компаний
1.1 Состав (структура) холдинговой компании
1.2 Цели создания холдинговой компании
1.3 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний
Заключение
Список использованной литературы
Эффект объединения
Холдинговые компании наряду
с общими для всех предпринимательских
объединений преимуществами имеют
некоторые специфические
Отдельные из названных преимуществ в создании холдинговых компаний оборачиваются для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например, контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки зрения реализации их интересов к недостаткам. Например, монополизация отдельных сегментов рынка или минимизация налогообложения за счет установления по внутреннему обороту между участниками холдинга "трансфертных" цен могут иметь в целом для экономики отрицательное значение.
1.3 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний
Правовое регулирование холдинговых компаний в Российской Федерации существенным образом отстает от предпринимательской практики. Компании холдингового типа возникли в России не только в рамках приватизационного законодательства в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании предприятий в акционерные общества, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий", но и в результате естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала, восстановления разрушенных технологических взаимосвязей хозяйствующих субъектов, входящих ранее в промышленные и производственные объединения. Россия, по мнению некоторых авторов, является страной с традициями ведения крупного бизнеса в отличие от многих других европейских стран, экономический фундамент которых составляет малое и среднее предпринимательство.
Холдинги возникли также и в результате обратного процесса - разукрупнения организаций, когда в результате реорганизации или учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основное и дочерние. Официальные статистические данные о числе холдингов в Российской Федерации не публиковались. "Анализ курсирующих в различных публикациях сведениях, - пишет А.Б. Фельдман, позволяет сделать вывод, что число фактических холдингов достаточно велико (в угольной, нефтяной отраслях, сфере профессионального фондового рынка».
Правовое регулирование холдингов, осуществляемое в настоящий момент в рамках гражданского законодательства через определение категорий основного и дочерних хозяйственных обществ (ст.105, 106 ГК РФ, ст.6 Федерального закона "Об акционерных обществах"), явно отстает от требований предпринимательской практики, к тому же является по ряду аспектов противоречивым.
Около трёх лет в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обсуждался проект Федерального закона "О холдингах". Принятый Государственной Думой ещё в декабре 1999 г., одобренный Советом Федерации в июле 2000 г., он был отклонен Президентом РФ 20 июля 2002 г. с жесткой формулировкой, что при его разработке четко не была определена экономическая и юридическая цели создания и регламентации деятельности такого образования, как холдинг, в результате чего законопроект, содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднено, а отдельные положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам. В законопроекте совершенно не затрагивались вопросы взаимоотношения холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривались аспекты внутренних взаимоотношений в холдинге, не было уделено внимание вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля в этом предпринимательском объединении.
Одним из положительных моментов в принятии законопроекта было бы введение консолидированной отчетности участников холдинга, упрощение налогообложения. Холдинги выступают сегодня на рынке как закрытая система, подчиняясь в условиях чистого правового поля своим внутренним законам.
Правовую основу создания
холдингов с участием государства
или муниципальных образований
создает Федеральный закон "О
приватизации государственного и муниципального
имущества", в частности ст.25 "Внесение
государственного и муниципального
имущества в качестве вклада в
уставные капиталы открытых акционерных
обществ" и ст.26 "Продажа акций
открытого акционерного общества по
результатам доверительного управления".
Упоминание о холдингах содержится
в Федеральном законе "Об акционерных
обществах", в соответствии с подп.18
п.1 ст.48 которого принятие решения об
участии в холдинговых
Нашей позицией является точка
зрения о неоправданности
Такой подход при определении холдинговой компании используется и в проекте Федерального закона "О холдингах". Согласно законопроекту холдингом является совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. Холдинговые отношения согласно законопроекту могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:
Таким образом, в проекте
была сделана попытка перечислить
возможные основания
Обязательным признаком холдинга является наличие холдинговых отношений между образующими его участниками.
Холдинговые отношения - особая разновидность взаимодействия субъектов хозяйствования, связанная с их субординацией, предполагающей возможность одному из них в силу правомочных обстоятельств определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности других.
Холдинговые компании имеют специальный налоговый режим, прямо в законе не прописанный, но косвенно подтверждаемый. Действующим законодательством регулируются отдельные особенности обложения холдинговых компаний налогами на добавленную стоимость и на прибыль, в частности, связанные с возможностью формирования в основном обществе централизованных средств, фондов (резервов).
Для понимания правовой природы передачи имущества внутри холдинга следует отметить, что Налоговый кодекс косвенно предполагает, что это безвозмездно передаваемое имущество. Так, ст.250 НК РФ, определяющая внереализационные доходы, в п.8 включает в их состав безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права, за исключением случаев, указанных в ст.251 НК РФ.
Следует отметить, что, несмотря на отсутствие специального закрепленного налогового режима холдинговых компаний, российское налоговое законодательство и бухгалтерский учет признают необходимость учета особенностей правового регулирования этого вида предпринимательских объединений.
В целом, несмотря, на отсутствие
системного правового регулирования
холдингов налоговым
Холдинговые компании как одна из разновидностей экономической концентрации являются объектом антимонопольного контроля.
Важно отметить, что антимонопольный
контроль не имеет целью запретить
хозяйственную интеграцию и экономическую
концентрацию, а направлен на предотвращение
ограничения конкуренции и
В проекте федерального закона
содержится общее положение о
том, что государство обеспечивает
благоприятные условия для
Заключение
Итак, холдинговая компания представляет собой группу участников предпринимательских отношений, связанных между собой таким образом, что один из них имеет возможность в решающей степени влиять на деятельность других участников этой группы.
Подавляющая часть отечественных компаний вошла в холдинги после завершения массовой приватизации, однако самые крупные холдинги в промышленности, включающие компании с государственным участием, созданы по инициативе государства. Большинство сделок представляло собой "дружественные" слияния.
Холдинговые компании создаются
как в процессе преобразования государственных
предприятий в акционерные