Правовое положение холдинговых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Развитие предприятий, их взаимодействие и конкуренция в рыночной экономике объективно ведут к необходимости объединения отдельных предприятий. В то же время нередко компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. В связи с этим возникает принципиально новый вид компаний - точнее говоря, речь идет уже не об отдельных предприятиях, а об объединениях юридических лиц. До сих пор не существует общепринятого термина для обозначения подобных объединений; используются такие понятия: “интегрированная корпоративная структура”, “связанно-диверсифицированная система", а также “холдинг”.

Содержание работы

Введение
Правовое положение холдинговых компаний
1.1 Состав (структура) холдинговой компании
1.2 Цели создания холдинговой компании
1.3 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

корпоратив. право (правовое положение холдингов).docx

— 43.84 Кб (Скачать файл)

Эффект объединения юридических  лиц в холдинговую компанию заключается  в том, что преимущества от объединения  достигаются посредством умножения возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга. Холдинговые компании как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с неинтегрированными коммерческими организациями, обладают следующими преимуществами:

  • реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе возможностью привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала;
  • минимизацией для участников объединения в сравнении с обособленными производителями, не формирующими данную группу, отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
  • значительной централизацией капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может "перетекать" из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;
  • возможностью создания самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки;
  • возможностью диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;
  • объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможностью интеграции науки и производства.

Холдинговые компании наряду с общими для всех предпринимательских  объединений преимуществами имеют  некоторые специфические особенности  организации, положительно выделяющие эту форму из ряда других. К числу  таких преимуществ относятся:

  • возможность повышения устойчивости бизнеса, управления рисками, обеспечения безопасности основных имущественных активов предпринимательского объединения. Рискованные операции могут быть перенесены в дочерние общества, поскольку, будучи самостоятельными юридическими лицами, они несут ответственность по своим обязательствам только принадлежащим им имуществом (за исключением случаев привлечения к ответственности основного общества). Стратегия ограничения рисков предусматривает размещение основных ликвидных активов холдинговой компании в специально созданных для этих целей структурах;
  • возможность централизации целого ряда функций и тем самым экономии управленческих затрат. Как правило, функциональное распределение обязанностей между основным и дочерними обществами происходит таким образом, что в сфере внимания основного общества оказываются такие полномочия, как планирование, организация финансовых потоков, централизованный бухгалтерский учет, правовое обеспечение, кадровая политика, информационное обеспечение, статистика, возможно маркетинг и организация сбыта;
  • обеспечение единого внутри холдинговой компании налогового и финансового планирования. Корпоративные схемы налогового планирования, направленные на снижение налоговых потерь, могут быть основаны, в частности, на рациональном распределении функций внутри холдинга, внутреннем ценообразовании, создании участниками холдинга централизованных фондов (резервов);
  • обеспечение конфиденциальности контроля. В холдинговой системе организации предпринимательской деятельности на верхушке "холдинговой пирамиды" может быть общество, созданное отдельными лицами, чей реальный контроль, осуществляемый через органы управления основного общества, практически скрыт и может быть выявлен только через систему аффилированных лиц.

Отдельные из названных преимуществ  в создании холдинговых компаний оборачиваются для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например, контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки зрения реализации их интересов  к недостаткам. Например, монополизация  отдельных сегментов рынка или  минимизация налогообложения за счет установления по внутреннему обороту  между участниками холдинга "трансфертных" цен могут иметь в целом  для экономики отрицательное  значение.

 

1.3 Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний

Правовое регулирование  холдинговых компаний в Российской Федерации существенным образом  отстает от предпринимательской  практики. Компании холдингового типа возникли в России не только в рамках приватизационного законодательства в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании предприятий в акционерные общества, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий", но и в результате естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала, восстановления разрушенных технологических взаимосвязей хозяйствующих субъектов, входящих ранее в промышленные и производственные объединения. Россия, по мнению некоторых авторов, является страной с традициями ведения крупного бизнеса в отличие от многих других европейских стран, экономический фундамент которых составляет малое и среднее предпринимательство.

Холдинги возникли также  и в результате обратного процесса - разукрупнения организаций, когда  в результате реорганизации или  учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных  обществ, включая основное и дочерние. Официальные статистические данные о числе холдингов в Российской Федерации не публиковались. "Анализ курсирующих в различных публикациях сведениях, - пишет А.Б. Фельдман, позволяет сделать вывод, что число фактических холдингов достаточно велико (в угольной, нефтяной отраслях, сфере профессионального фондового рынка».

Правовое регулирование  холдингов, осуществляемое в настоящий  момент в рамках гражданского законодательства через определение категорий  основного и дочерних хозяйственных  обществ (ст.105, 106 ГК РФ, ст.6 Федерального закона "Об акционерных обществах"), явно отстает от требований предпринимательской  практики, к тому же является по ряду аспектов противоречивым.

Около трёх лет в Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации обсуждался проект Федерального закона "О холдингах". Принятый Государственной Думой ещё в декабре 1999 г., одобренный Советом Федерации в июле 2000 г., он был отклонен Президентом РФ 20 июля 2002 г. с жесткой формулировкой, что при его разработке четко не была определена экономическая и юридическая цели создания и регламентации деятельности такого образования, как холдинг, в результате чего законопроект, содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднено, а отдельные положения противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим федеральным законам. В законопроекте совершенно не затрагивались вопросы взаимоотношения холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривались аспекты внутренних взаимоотношений в холдинге, не было уделено внимание вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля в этом предпринимательском объединении.

Одним из положительных моментов в принятии законопроекта было бы введение консолидированной отчетности участников холдинга, упрощение налогообложения. Холдинги выступают сегодня на рынке  как закрытая система, подчиняясь в  условиях чистого правового поля своим внутренним законам.

Правовую основу создания холдингов с участием государства  или муниципальных образований  создает Федеральный закон "О  приватизации государственного и муниципального имущества", в частности ст.25 "Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в  уставные капиталы открытых акционерных  обществ" и ст.26 "Продажа акций  открытого акционерного общества по результатам доверительного управления". Упоминание о холдингах содержится в Федеральном законе "Об акционерных  обществах", в соответствии с подп.18 п.1 ст.48 которого принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях  и иных объединениях коммерческих организаций  относится к компетенции общего собрания акционеров.

Нашей позицией является точка  зрения о неоправданности значительного  своеобразия правового регулирования  холдинговых компаний в связи  с профилем их деятельности и о  необходимости установления единых критериев определения холдинговых  компаний в различных отраслях законодательства.

Такой подход при определении  холдинговой компании используется и в проекте Федерального закона "О холдингах".  Согласно законопроекту  холдингом является совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой  отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими  решения. Холдинговые отношения  согласно законопроекту могут возникать  при наличии хотя бы одного обстоятельства:

  • преобладающего участия одного хозяйственного общества или хозяйственного товарищества (головной компании), в уставном капитале другого хозяйственного общества; под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (участника холдинга) понимается владение головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством РФ и уставом хозяйственного общества определять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;
  • договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами) других юридических лиц - участников холдинга;
  • решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.

Таким образом, в проекте  была сделана попытка перечислить  возможные основания возникновения  холдинговых отношений. Интересной, на взгляд некоторых авторов, представляется идея так называемого договорного  холдинга, близкого по своей конструкции  к имеющимся в системе германского  права договорам отчисления прибыли  и подчинения. Согласно договору отчисления прибыли акционерное общество или  коммандитное общество на акциях обязуется  переводить всю свою прибыль другому  предприятию. Равнозначным ему следует  считать договор, по которому акционерное  общество или коммандитное общество на акциях ведет свою деятельность за счет другого предприятия. В соответствии с договором подчинения акционерное  общество или коммандитное общество на акциях подчиняется другому предприятию (властвующему предприятию). При этом практически всегда договор подчинения содержит условия, обязывающие общество отчислять всю свою прибыль или  часть прибыли другому предприятию.

Обязательным признаком  холдинга является наличие холдинговых  отношений между образующими  его участниками.

Холдинговые отношения - особая разновидность взаимодействия субъектов  хозяйствования, связанная с их субординацией, предполагающей возможность одному из них в силу правомочных обстоятельств определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности других.

Холдинговые компании имеют  специальный налоговый режим, прямо  в законе не прописанный, но косвенно подтверждаемый. Действующим законодательством  регулируются отдельные особенности  обложения холдинговых компаний налогами на добавленную стоимость  и на прибыль, в частности, связанные  с возможностью формирования в основном обществе централизованных средств, фондов (резервов).

Для понимания правовой природы  передачи имущества внутри холдинга следует отметить, что Налоговый  кодекс косвенно предполагает, что  это безвозмездно передаваемое имущество. Так, ст.250 НК РФ, определяющая внереализационные доходы, в п.8 включает в их состав безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права, за исключением случаев, указанных в ст.251 НК РФ.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие специального закрепленного  налогового режима холдинговых компаний, российское налоговое законодательство и бухгалтерский учет признают необходимость  учета особенностей правового регулирования этого вида предпринимательских объединений.

В целом, несмотря, на отсутствие системного правового регулирования  холдингов налоговым законодательством  и связанные с этим неудобства, специалисты компаний проявляют  творческий подход к осуществлению  финансового планирования и оптимизации  налогообложения в объединении. Но до принятия основного для холдинговых  компаний закона, все действия, направленные на оптимизацию налоговых платежей будут подпадать под рамки  уголовного закона, потому что реально  получается не оптимизация налогообложения, а уход общества от уплаты налогов.

Холдинговые компании как  одна из разновидностей экономической  концентрации являются объектом антимонопольного контроля.

Важно отметить, что антимонопольный  контроль не имеет целью запретить  хозяйственную интеграцию и экономическую  концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции и возникновения  монопольных структур. Временное  положение о холдинговых компаниях  содержит ряд императивных запретов на создание холдинговых компаний. Так, не допускается их создание, если оно приводит к монополизации  производства тех или иных видов  продукции (работ, услуг); запрещено создание холдинговых компаний, владеющих контрольными пакетами акций предприятий, совокупная доля которых на федеральном или местном рынке определенной группы однородных или взаимозаменяемых продуктов составляет более 35%, либо предприятий, которые в совокупности реализуют третьим лицам более 35% общего объема однородных или взаимозаменяемых продуктов, производимых предприятиями, ранее входившими в концерн (корпорацию, союз, ассоциацию или иное объединение) или подведомственными одному органу государственного управления.

В проекте федерального закона содержится общее положение о  том, что государство обеспечивает благоприятные условия для организации  холдингов. Однако при определении  особых условий для деятельности холдингов следует учитывать  норму ст.2 ГК РФ, устанавливающую, что  гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а  также другие имущественные и  связанные с ними неимущественные  отношения, основанные на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  их участников. Поэтому наделение  холдингов и входящих в них  юридических лиц какими-то льготами по сравнению с другими субъектами гражданского права представляется недопустимым.

 

 

 

Заключение

Итак, холдинговая компания представляет собой группу участников предпринимательских отношений, связанных  между собой таким образом, что  один из них имеет возможность  в решающей степени влиять на деятельность других участников этой группы.

Подавляющая часть отечественных  компаний вошла в холдинги после  завершения массовой приватизации, однако самые крупные холдинги в промышленности, включающие компании с государственным  участием, созданы по инициативе государства. Большинство сделок представляло собой "дружественные" слияния.

Холдинговые компании создаются  как в процессе преобразования государственных  предприятий в акционерные общества, так и при объединении предприятий  среднего и малого бизнеса. Очевидная взаимодополняемость позитивных и негативных характеристик деятельности малого и крупного бизнеса приводит к осознанию весьма важного момента - необходимости нахождения возможностей для наиболее оптимального соединения вышеназванных параметров функционирования всего бизнеса, что и получило воплощение при образовании холдинговых компаний.

Информация о работе Правовое положение холдинговых компаний