Правовое положение индивидуального предпринимателя по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:32, дипломная работа

Описание работы

Несовершенство российских законов, коллизии между ними и законодательством Союза ССР, действовавшим в первой половине 90-х гг. на территории России, трудности в правоприменительной практике не способствовали возникновению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным. Такая ситуация сохранялась до 01.01.1995 - даты введения в действие части первой нового ГК РФ (от 30.11.1994). Именно эту дату можно считать моментом, с которого началось постепенное, а впоследствии активное развитие индивидуального предпринимательства в современной России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие индивидуального предпринимателя в современном российском праве
1.1. Основные положения предпринимательской деятельности………….5
1.2. Общее определение предпринимательской деятельности гражданина …7
Глава 2. Индивидуальный предприниматель, как субъект гражданских правоотношений
2.1. Признаки ИП, как субъекта права………………………………………..13
2.2. Предпринимательская правосубъектность……………………….……...23
Глава 3. Гражданско-правовая характеристика функционирования гражданина в статусе индивидуального предпринимателя
3.1. Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей и легитимация их деятельности ………………………………….……………………….…...26
3.2. Ограничения предпринимательской деятельности…….…………………31
3.3. Правовой режим имущества индивидуального предпринимателя
3.4. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Глава 4. Динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае
4.1.
4.2.
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемых источников……………………………………35

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Если гражданин совершит сделку купли-продажи, выполнит работу без  регистрации в качестве предпринимателя, то это еще не означает, что такая  деятельность будет считаться незаконной лишь в силу отсутствия регистрации. Гражданин в этом случае не будет иметь статуса предпринимателя, в связи с чем его действиям закон не предоставит защиту, предусмотренную для предпринимателей. Если же гражданин пожелает избежать, например, повышенной ответственности и умышленно будет уклоняться от государственной регистрации при осуществлении предпринимательской деятельности, то в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ суд будет вправе применить к совершенным гражданином сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.30 Это некоторые гражданско-правовые последствия осуществления предпринимательской деятельности без регистрации.

Порядок государственной регистрации  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя определяется по общим правилам ст. 1 - 3, 8, 9, 11, 23 - 25 и специальным нормам ст. 22.1 Закона о государственной регистрации.

Обратим внимание, что процедура  государственной регистрации носит  сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о целесообразности государственной регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п.

Задача указанного органа заключается  в том, чтобы проверить полноту  и правильность оформления представляемых для регистрации документов, а  также факт оплаты заявителем государственной  пошлины в установленном размере. Как уже отмечалось, регистрирующий орган не вправе потребовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, кроме тех, которые исчерпывающим образом перечислены в Законе о государственной регистрации.

Согласно ст. 22.1 Закона о государственной  регистрации в регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляются:

а) подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  физического лица в качестве индивидуального  предпринимателя (по форме N Р21001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей") 31;

б) копия основного документа  физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации)

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  в качестве документа, удостоверяющего  личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего  право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства;

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской  деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины.

Указанные документы, представляемые в регистрирующий орган, должны быть оформлены в соответствии с требованиями, о которых говорилось выше.

Отметим, что подп. "з" п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации  определяет специфику представления документов несовершеннолетними гражданами (в возрасте от 14 до 18 лет), не обладающими полной дееспособностью, а также несовершеннолетними, признанными в законном порядке полностью дееспособными (вступившими в брак до достижения возраста 18 лет либо прошедшими процедуру эмансипации).

Однако в данной статье нет нормы, определяющей особенности комплекта  документов, которые могли бы представляться в регистрирующий орган совершеннолетними  гражданами, ограниченными судом  в дееспособности в установленном порядке, с согласия их законных представителей. Напомним, что ГК РФ не запрещает таким лицам заниматься предпринимательской деятельностью. Из содержания же ст. 22.1 в действующей редакции можно сделать два противоречащих друг другу и при этом одинаково не основанных на праве вывода:

а) Закон о государственной регистрации  не требует согласия законных представителей лиц, ограниченных судом в дееспособности, на осуществление ими предпринимательской  деятельности;

 б) Закон о государственной  регистрации не допускает участия указанных лиц в предпринимательской деятельности.

Поэтому представляется, что п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной  регистрации следовало бы дополнить  подпунктом примерно следующего содержания: "Нотариально удостоверенное согласие законного представителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, дееспособность которого ограничена судом по основаниям, установленным ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Представление документов при государственной регистрации  физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном общими нормами ст. 9 Закона о государственной регистрации, которые были рассмотрены выше.

 При этом верность  копии документа, представляемой  при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Данное правило не применяется, если заявитель представляет копию документа в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки в получении представленных документов (она выдается в день получения документов).

Государственная регистрация  физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится в срок не более 5 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона о государственной регистрации). Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В данном случае таким документом является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р61001, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей") .32

В соответствии с п. 13, 14 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в  нем сведений 33 государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя либо записи о первом представлении в соответствии с Законом о государственной регистрации документов об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, является основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) и используется в качестве номера регистрационного дела этого предпринимателя.

 ОГРНИП должен указываться:

  • во всех записях в Государственном реестре, относящихся к данному предпринимателю;
  • в документах, подтверждающих внесение соответствующих записей в Государственный реестр;
  • во всех документах этого физического лица, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, наряду с его фамилией, именем и отчеством;
  • в сведениях о государственной регистрации, публикуемых регистрирующим органом

3.2.Ограничения  предпринимательской деятельности

Целесообразно учитывать, что для отдельных категорий  граждан законодательством введены ограничения и запреты на участие в предпринимательской деятельности. В качестве наиболее общих примеров подобных ограничений можно привести правила, установленные в ФЗ от 27.07.2004 "О государственной гражданской службе Российской Федерации"34, ст. 17 которого запрещает гражданскому служащему, в частности, осуществлять предпринимательскую деятельность.

Статья 11 ФЗ от 08.01.1998 "Об основах муниципальной службы в  Российской Федерации"35 запрещает муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

Подобные запреты установлены  также в отношении судей, депутатов  представительных органов государственной  власти и некоторых других лиц. Соответствующие  правовые нормы содержатся не только в федеральном законодательстве, но и в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Например, согласно ст. 106 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) судьи не вправе заниматься предпринимательской деятельностью; в соответствии со ст. 73 Устава Вологодской области такой запрет установлен в отношении депутатов Законодательного Собрания, работающих на постоянной основе, губернатора области; ст. 97 Устава (Основного Закона) Самарской области запрещает заниматься предпринимательской деятельностью губернатору области.

ФЗ от 08.08.2001 "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей"36 называет еще четыре категории граждан, которые временно не вправе быть индивидуальными предпринимателями.

Не допускается государственная  регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

 а) не утратила  силу его государственная регистрация  в таком качестве;

б) не истек год со дня  принятия арбитражным судом решения  о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью; в) не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) не истек срок, на который  данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается  на срок от одного года до пяти лет в  качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Временный запрет на осуществление  предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом  может быть обусловлен также применением  к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему функции управляющего, административного наказания в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ) за конкретное административное правонарушение. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. При этом осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом образует состав самостоятельного административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.23 КоАП РФ).

Информация о работе Правовое положение индивидуального предпринимателя по законодательству РФ