Правовое положение индивидуального предпринимателя по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:32, дипломная работа

Описание работы

Несовершенство российских законов, коллизии между ними и законодательством Союза ССР, действовавшим в первой половине 90-х гг. на территории России, трудности в правоприменительной практике не способствовали возникновению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным. Такая ситуация сохранялась до 01.01.1995 - даты введения в действие части первой нового ГК РФ (от 30.11.1994). Именно эту дату можно считать моментом, с которого началось постепенное, а впоследствии активное развитие индивидуального предпринимательства в современной России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие индивидуального предпринимателя в современном российском праве
1.1. Основные положения предпринимательской деятельности………….5
1.2. Общее определение предпринимательской деятельности гражданина …7
Глава 2. Индивидуальный предприниматель, как субъект гражданских правоотношений
2.1. Признаки ИП, как субъекта права………………………………………..13
2.2. Предпринимательская правосубъектность……………………….……...23
Глава 3. Гражданско-правовая характеристика функционирования гражданина в статусе индивидуального предпринимателя
3.1. Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей и легитимация их деятельности ………………………………….……………………….…...26
3.2. Ограничения предпринимательской деятельности…….…………………31
3.3. Правовой режим имущества индивидуального предпринимателя
3.4. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Глава 4. Динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае
4.1.
4.2.
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемых источников……………………………………35

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Начнем с того, что, по планам чиновников, после реализации программы количество занятых в малом предпринимательстве должно увеличиться на 16 тысяч человек, то есть примерно на треть от существующего числа. Будут ли достигнуты такие результаты при условии, что основные направления развития, которые предлагает краевое министерство торговли, наш малый бизнес меньше всего интересуют.

Министерство торговли в рамках реализации программы предусматривает  работу муниципальных фондов поддержки  предпринимательства. И без того острая проблема доступа к заемным  средствам в условиях настоящего кризиса стала еще актуальнее - банки сейчас делают ставку на скупку валюты, а не на кредитование. По данным ведомства, сегодня в крае работает 31 муниципальный фонд, и их деятельность направлена на выдачу займов на выгодных условиях, оказание помощи бизнесменам.

В реальной дееспособности фондов поддержки председатель Краснокамского муниципального фонда по поддержке  малого предпринимательства Алексей  Попов сомневается:

- Зарегистрировано фондов  действительно порядка трех десятков, только вот работают на сегодня в лучшем случае десяток. Если вспомнить, фонды появились как обязательное условие программы микрофинансирования малого и среднего бизнеса. Самый большой недостаток этой схемы - отсутствие единых стандартов работы. Так, к примеру, один и тот же предприниматель получит разную поддержку в Краснокамском и Кудымкарском районах.

Что такое муниципальный  фонд поддержки малого бизнеса? Это  по сути сервисная служба, сегодня, к сожалению, структурно не выстроенная. Об оказании платных услуг и речи быть не может - мы не представители бизнеса, чтоб этим заниматься, впрочем, и желающие получать услуги за деньги от муниципальных фондов вряд ли найдутся. Если говорить о предоставлении займов, - раньше мы выдавали кредиты до 250 тысяч рублей на очень выгодных условиях, сегодня у нас на развитие сельхозпроизводителей всего 1 миллион рублей. Сумма одного займа - 50 тысяч рублей.

Проблема кредитования малого бизнеса стала основной темой  для обсуждения в бизнес-среде  в последние годы. Анна Бройлина, начальник управления по работе с малым бизнесом банка "Уралсиб" в Перми считает:

- Условия кредитования  малого бизнеса изменятся: ставки  возрастут, залог товаров в  обороте приниматься не будет,  сократятся сроки кредитования. Будет ограничено кредитование  в городах с одним-двумя градообразующими предприятиями, на которые работали малые предприятия. Возрастет кредитование малого бизнеса, которое предусматривает поручительства региональных фондов поддержки малого бизнеса.

На уровне региона  вновь заговорили и о создании совета по развитию и поддержке малого предпринимательства. Порядок создания совета уже утвержден правительством Пермского края. Мало того, опыт работы совета в регионе уже есть - первый был создан в 1997 году. Главной его задачей было сведение к минимуму административного давления на малый бизнес. Сегодня к инициативе создания совета как предприниматели, так и председатели фондов поддержки, относятся с недоверием.

- Недавно появилась  информация о победителях конкурса  муниципальных фондов поддержки  малого бизнеса. Для Краснокамского фонда сам факт проведения конкурса был сюрпризом. По каким критериям отбирали фонды? Кто отбирал? Но это уже второй вопрос. Главное - все победители вошли в совет муниципальных фондов...В сельском хозяйстве малых предпринимателей намерены поддерживать в оформлении и продвижении агротехнологических франшиз. Кроме того, программа предусматривает субсидирование части затрат по реализации проектов, связанных с применением новых технологий переработки древесины, древесных отходов и ресурсосберегающих проектов.

- Совершенно новый  бизнес, работающий по собственной  модели, доживает до трехлетнего  возраста очень редко, - утверждает  Марат Биматов, - начинающие предприниматели  должны знать, что если они  покупают франшизу, вкладывают определенную  сумму и пользуются помощью краевого правительства, то шансы устоять возрастают в разы.

Центральное место в  этом блоке помощи занимают агрофраншизы по пчеловодству, страусоводству, разведению перепелов. Финансовый план-прогноз, к  примеру, по пчеловодству на четыре года предусматривает пошаговое развитие пасеки - от 30 пчелопакетов с дальнейшим расширением до 500 и более пчелосемей.

Основой для агрофраншизы по пчеловодству стало предложение  по организации технологичной пасеки на территории края, которое по каким-то причинам разработала компания "Тенториум" при поддержке краевого министерства сельского хозяйства.

Агрофраншиза по пчеловодству была представлена в рамках проекта  краевого министерства сельского хозяйства "Клуб звезд аграрного бизнеса", цель которого - познакомить людей с успешным опытом малого предпринимательства на селе. Дескать, в Пермском крае давние традиции пчеловодства и большой потенциал по его развитию. Клуб уже представлял рыбоводов и кролиководов Пермского края.

В соответствии с "Программой развития сельского хозяйства Пермского края на 2009-2012 гг." министерство сельского хозяйства субсидирует в течение первых двух лет 40 процентов затрат на организацию пасеки. Пасечнику субсидируют затраты в сумме до 150 тысяч рублей. Также министерством сельского хозяйства совместно со Сбербанком РФ разработан проект по предоставлению кредитной линии для организаторов пасеки под 3,5 процента годовых. Проектная окупаемость пасеки на 30 пчелосемей - 21 месяц. Рентабельность проекта - порядка 130 процентов.

Теперь самое интересное - стоимость франшизы - 310 тыс. рублей. Огромный пакет документов, жесткие требования и... спорная вероятность получения субсидии в 50(!) тысяч рублей.

Если говорить о других направлениях бизнеса, в здравоохранении  правительство готово субсидировать и затраты администрации учреждения на ведение бухгалтерского учета. А в образовании предполагается профинансировать создание детских мини-садов. Министерство образования края сейчас разрабатывает нормы, при которых было бы возможно размещать детские сады в квартирах частных домов. На развитие этого проекта заложено около 20 миллионов рублей.

В помощь малому и среднему бизнесу министерство планирует  ввести образовательные сертификаты. Обсуждается стопроцентное возмещение затрат на обучение, если человек действительно начинает работать в малом бизнесе, или же оплата обучения на паритетных с предпринимателем началах, об этом говорит генеральный директор Пермского центра развития предпринимательства Игорь Запевалов:

- Предприниматели должны  понять, что государство предлагает им помощь в обмен на рабочие места и легальную заработную плату. Региональная программа определит лишь приоритетные направления. Все самое интересное затем будет происходить на уровне муниципалитетов. Они выработают механизм информационной поддержки предпринимателей и субсидируют их проекты.

Между тем одним из критических условий для развития малого бизнеса является получение  доступа к электросетям. Сегодня  откровенно сложилась недопустимая ситуация с завышением тарифов на присоединение малых предприятий к объектам энергоинфраструктуры. К примеру, для подключения небольшого ресторана в городе Москве необходимо заплатить более четырех миллионов рублей, это без НДС, небольшого заводика в Прикамье - более 30 миллионов рублей без НДС. Растущий расход на потребляемые энергоносители, в том числе и предварительная плата за их поставку и оплата услуг по технологическому подключению к электрическим, газовым и тепловым сетям, способствует существенному росту себестоимости продукции.

В краевой целевой программе Пермского края предусмотрено предоставление субсидий на возмещение части затрат малым и средним предприятиям по договору на присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям. Предполагается, что малые предприятия смогут рассчитывать на субсидию в размере до 30 процентов от суммы договора о присоединении энергопринимающих устройств.

 

Алексей Попов, председатель Краснокамского муниципального фонда  по поддержке малого предпринимательства  считает, что необходимо установить четкие критерии получателей субсидии:

- Кому сегодня предоставляется  субсидия? С моей точки зрения, главным требованием к адресату  субсидии должен стать факт  прозрачности и легальности бизнеса,  отсутствия неплатежей по бюджету  и фонду труда. Власти смотрят  на этот вопрос с другой позиции - чем жестче будут критерии отбора по выдаче субсидий, тем больше опасений неосвоения бюджетных средств на эти цели. Понятно, что все делают свою работу, но, тем не менее, где гарантия, что сегодня неразборчивой выдачей субсидий мы не поддерживаем нелегальный бизнес?

Отметим, что первоначально  субсидии на возмещение части затрат малым предприятиям по договору на присоединение энергопринимающих  устройств к электрическим сетям  планировалось предоставлять уже  в 2009 году. На эти цели всего предполагалось потратить 100 млн. рублей (20 млн. в 2009 году и по 40 млн. в 2010 и 2011 годах). Кризис уменьшил эту сумму до 34,6 млн. рублей (всего в 2010-2011 годах) и отодвинул срок начала предоставления субсидий на 2010 год. На вопрос: насколько обоснованна эта сумма и будет ли ее достаточно для решения проблемы, в краевом минторге ответили, что "в связи с отсутствием на территории РФ какой-либо практики, связанной с затратами на присоединение энергопринимающих устройств малых предприятий к электрическим сетям, в краевой целевой программе было определено данное финансирование; дальнейшая работа в этом направлении покажет актуальность проблемы в регионе и в Российской Федерации, после чего будет возможным внесение каких-либо корректив".

Но дело даже не в этом. Губернатор Пермского края Олег Чиркунов в выступлении на Законодательном собрании с посланием о социально-экономическом и политическом положении Пермского края, говоря о малом бизнесе, заметил, что "развитие малого бизнеса - сложнейшая задача".

- Очень трудно от  деклараций перейти к делу. Понять, что именно мы можем сделать  для того, чтобы человек создал  свой бизнес. Это задача министерства  развития торговли и предпринимательства  края, - отметил он.

Сегодня для крупного бизнеса, который избавляется от непрофильных активов и лишних расходов, малые и средние предприниматели - это та ниша, с помощью которой можно сэкономить. Например, передачу малому бизнесу консалтинговых, рекламных и юридических услуг, части производственных вопросов в режиме кластеров, поставок, элементов логистики и другое. Доминанта крупного бизнеса в ВВП ставит экономику в большую зависимость от конъюнктуры мировых цен, ситуации на мировых рынках. Малое предпринимательство - в меньшую. И вот роль эдакой мягкой подушки может сыграть малый бизнес. Вот и получается, что развитие малого и среднего предпринимательства - как раз один из ключевых механизмов смягчения последствий кризиса. Но следует понимать, что малый и крупный бизнес различаются. Малые предприятия, в отличие от крупных, скажем, не могут провести сокращение персонала, отказаться от каких-то функций или перераспределить активы. Выход один - закрываться. Поэтому сейчас как никогда важно не только сохранить, но и дать толчок в развитии этого сектора экономики, считает Алексей Попов:

- Но, увы, сложно говорить  о развитии того, что на сегодняшний  день даже измерить не представляется  возможным. Подробной статистики  существующих малых предприятий  в регионе нет, мы не можем  говорить, сколько предприятий закрылось,  сколько создалось. Пока такие цифры приводятся приблизительно, полагаю, с достаточно большой погрешностью.

Судя по тому, что краевая  целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства  в Пермском крае на 2008-2011 годы" стала, по сути, первой жертвой "антикризисного" бюджета-трехлетки региона, поддержка малого бизнеса в Пермском крае  по-прежнему будет носить преимущественно декларативный характер.

 

Заключение

 

Подведем некоторые  итоги. Чтобы получить достаточно полное представление о содержании понятия "индивидуальный предприниматель", необходимо иметь в виду, во-первых, наиболее существенные признаки самой предпринимательской деятельности, о которых говорилось выше. Напомним, что к ним относятся следующие:

  • предпринимательская деятельность осуществляется лицом самостоятельно;
  • предприниматель действует на свой риск;
  • предпринимательская деятельность всегда имеет целью систематическое получение прибыли;
  • субъектами предпринимательства могут быть только лица, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Во-вторых, особенности  личности индивидуального предпринимателя  выражаются дополнительно как минимум  в трех признаках этого субъекта:

  • индивидуальным предпринимателем может быть физическое лицо - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства;
  • физическое лицо может выступать в качестве индивидуального предпринимателя по своему усмотрению, если оно обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в случаях, по основаниям и в порядке, которые установлены законом;
  • индивидуальный предприниматель выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности непосредственно, т.е. от своего имени, без образования для этой цели юридического лица, и своим самостоятельным трудом.

Указанные признаки находятся  в тесной взаимной связи и взаимозависимости. Например, самостоятельность предпринимательской  деятельности невозможна без непосредственного  участия в ней гражданина-предпринимателя; нести ответственность в случае наступления событий, относящихся к предпринимательским рискам, может лицо, обладающее дееспособностью; предприниматель, действующий на свой риск, выступает от своего имени и т.д.

Информация о работе Правовое положение индивидуального предпринимателя по законодательству РФ