Правовое положение индивидуального предпринимателя по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:32, дипломная работа

Описание работы

Несовершенство российских законов, коллизии между ними и законодательством Союза ССР, действовавшим в первой половине 90-х гг. на территории России, трудности в правоприменительной практике не способствовали возникновению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным. Такая ситуация сохранялась до 01.01.1995 - даты введения в действие части первой нового ГК РФ (от 30.11.1994). Именно эту дату можно считать моментом, с которого началось постепенное, а впоследствии активное развитие индивидуального предпринимательства в современной России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие индивидуального предпринимателя в современном российском праве
1.1. Основные положения предпринимательской деятельности………….5
1.2. Общее определение предпринимательской деятельности гражданина …7
Глава 2. Индивидуальный предприниматель, как субъект гражданских правоотношений
2.1. Признаки ИП, как субъекта права………………………………………..13
2.2. Предпринимательская правосубъектность……………………….……...23
Глава 3. Гражданско-правовая характеристика функционирования гражданина в статусе индивидуального предпринимателя
3.1. Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей и легитимация их деятельности ………………………………….……………………….…...26
3.2. Ограничения предпринимательской деятельности…….…………………31
3.3. Правовой режим имущества индивидуального предпринимателя
3.4. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Глава 4. Динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае
4.1.
4.2.
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемых источников……………………………………35

Файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Видом принудительного прекращения деятельности индивидуального предпринимателя является вступление в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. В соответствии с Уголовным кодексом РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться в качестве основного и дополнительного наказания за преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст.ст. 194, 202-204 УК РФ.

Следует сказать и  о такой разновидности прекращения  деятельности индивидуального предпринимателя, как несостоятельность (банкротство).

В соответствии с п. 1 ст. 25 Гражданского кодекса РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии  удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. В настоящее время основания и порядок признания индивидуального предпринимателя банкротом устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" О несостоятельности (банкротстве) 45.

 Необходимо отметить, что, Закон о несостоятельности  (банкротстве) не установил порядок  осуществления добровольного объявления о банкротстве, что противоречит нормам ГК РФ. Этот пробел, по нашему мнению, должен быть ликвидирован, для чего необходимо разработать и дополнить Закон о несостоятельности (банкротстве) механизмом добровольного банкротства индивидуального предпринимателя.

Банкротство индивидуального  предпринимателя возможно, только если неисполненные им обязательства  связаны с осуществлением предпринимательской  деятельности. В соответствии со ст. 203 Закона заявление о признании  гражданина банкротом может быть подано, во-первых, должником; во-вторых, кредитором по любым обязательствам, за исключением обязательств из причинения вреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов, личных обязательств; в-третьих, уполномоченным органом.46 Следует отметить, что Закон не отвечает однозначно на вопрос, касающийся размера задолженности для индивидуального предпринимателя. На наш взгляд, к индивидуальным предпринимателям следует применять правила, установленные для юридических лиц (при отсутствии специальной регламентации).

Для банкротства индивидуальных предпринимателей используется критерий неплатежеспособности (это означает, что соотношение обязательств и имущества должника при решении вопроса о его банкротстве во внимание не берется), в то время как для целей банкротства гражданина-непредпринимателя принят критерий неоплатности (когда заявление о банкротстве принимается, только если размер пассивов превышает размер активов имущества должника).

При банкротстве предпринимателя  дифференцированный режим имеют  предпринимательские требования; требования из обязательств, не связанных с предпринимательской деятельностью; требования личного характера (в частности, требования из причинения вреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов). Требования последней категории не включаются в размер требований кредиторов при заявлении о банкротстве, но могут быть заявлены в ходе конкурсного процесса. Дифференцированно решается вопрос и о влиянии на перечисленные категории требований решения суда о признании должника банкротом. В соответствии с п. 4 ст. 25 ГК РФ все требования, связанные с предпринимательской деятельностью, погашаются (это не зависит от того, были ли требования заявлены или нет, а также от того, были ли они удовлетворены частично или полностью). Требования второй категории - не связанные с предпринимательской деятельностью - погашаются, только если они были заявлены и установлены (следует отметить, что требование погашается также, если суд отказал в его установлении в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве)). Требования третьей категории - являющиеся личными - не погашаются после завершения конкурсных процедур независимо от того, были ли они заявлены.47

Для индивидуального  предпринимателя (в отличие от юридических  лиц) не предусматривается проведение таких процедур, как наблюдение и внешнее управление (эти процедуры направлены на восстановление финансового положения должника). В целях недопущения злоупотреблений, возможных в течение периода времени после принятия судом заявления о банкротстве и до первого заседания арбитражного суда, на имущество предпринимателя может быть наложен арест, что, скорее всего, повлечет прекращение его предпринимательской деятельности.

Невозможность введения восстановительных процедур в отношении  предпринимателя представляется нелогичной, особенно в тех случаях, когда в его собственности находится предприятие (имущественный комплекс). Тем самым Закон о несостоятельности (банкротстве) ставит в неравное положение кредиторов юридического лица и кредиторов индивидуального предпринимателя.

На первом заседании по делу о банкротстве предпринимателя суд может прийти к одному из трех выводов: во-первых, об отсутствии признаков банкротства (что повлечет вынесение решения о прекращении производства); во-вторых, о наличии признаков банкротства (что повлечет вынесение решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства); в-третьих, о соответствии закону условий заключенного мирового соглашения (что повлечет принятие определения об утверждении мирового соглашения).48

Вынесение решения о банкротстве предпринимателя означает, что его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Закон о несостоятельности (банкротстве) устанавливает, что предприниматель, признанный банкротом, в течение года с момента вынесения судом соответствующего решения не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, для чего арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования, заявленные и признанные установленными, удовлетворяются  за счет имущества должника, на которое  может быть обращено взыскание в  соответствии с гражданским процессуальным законодательством в следующей  очередности:

- в первую очередь  удовлетворяются требования граждан,  перед которыми предприниматель  несет ответственность за причинение  вреда жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих  повременных платежей, а также  требования о взыскании алиментов;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь  удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;

- в четвертую очередь  погашается задолженность по  обязательным платежам в бюджет  и во внебюджетные фонды;

- в пятую очередь  производятся расчеты с другими  кредиторами в соответствии с законом.

Таким образом, ст. 211 Закона о несостоятельности (банкротстве) установила следующую очередность (в целом соответствующую той, которая установлена ст. 134 этого  Закона для должников - юридических  лиц): первая и вторая очереди - те же требования, что предусмотрены ГК РФ, третья очередь - все остальные требования. При этом требования кредиторов-залогодержателей удовлетворяются преимущественно перед всеми, кроме требований первой и второй очередей, возникших до заключения договора залога (эти нормы также противоречат ГК РФ и значительно ухудшают положение кредиторов, а также снижают ценность и привлекательность залога как способа обеспечения исполнения обязательств).

Таким образом, при наличии  нескольких залогодержателей и при  условии постоянно возникавших требований первой и второй очередей количество очередей может достигнуть нескольких десятков. При этом сохранено правило о выделении отдельной категории требований, составляющих санкции и упущенную выгоду, - они удовлетворяются в последнюю очередь.

Положительное значение процедуры банкротства для предпринимателя  состоит в том, что по окончании  конкурсного производства он освобождается  от исполнения неудовлетворенных требований предпринимательского характера, а  также от исполнения иных требований, заявленных и установленных в рамках конкурсного процесса (за исключением личных). В целях недопущения злоупотреблений, связанных с наличием указанных льгот, Закон о несостоятельности (банкротстве) устанавливает, что в течение 5 лет после признания его банкротом гражданин не имеет права повторно заявить о своем банкротстве (п. 1 ст. 213 Закона о несостоятельности (банкротстве)); кроме того, если судом признано повторное банкротство (по заявлению других лиц), предприниматель в течение 5 лет после завершения расчетов с кредиторами не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (п. 2 ст. 213 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

Поэтому, неудовлетворенные либо частично удовлетворенные требования могут быть предъявлены в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (в том числе законодательством о банкротстве), и подлежат удовлетворению из имущества, появившегося у должника (за исключением того, на которое взыскание не обращается). Представляется, что указанный 5-летний срок не может быть квалифицирован как срок исковой давности; это особый срок существования предоставленного кредитору права, являющийся пресекательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистическая информация

Сведения о численности  налогоплательщиков, состоящих на учете  в налоговых органах Пермского края по состоянию на 01.12.2010 года.

Состоят на учете:

- 87 847 индивидуальных  предпринимателей;

- 1 557 глав крестьянско  – фермерских хозяйств.

Сведения о количестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на территории Пермского края по состоянию на 01.12.2010

(по данным Единого  государственного реестра индивидуальных  предпринимателей)

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей: 87 847

в том числе - главы  крестьянско-фермерских хозяйств 1 557

Количество прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей: 97 706

в том числе - главы  крестьянско-фермерских хозяйств 772

 

Развитие малого и  среднего предпринимательства сегодня - как раз один из ключевых механизмов смягчения последствий мирового финансового кризиса.

Об этом говорят сегодня  власти Пермского края. Однако в громких декларациях в защиту малого бизнеса было значительно урезано финансирование на его развитие. В свою очередь малые предприятия, неспособные провести сокращение персонала, отказаться от каких-то функций или перераспределить активы, вынуждены прекращать свою деятельность.49

Еще в минувшем году краевые  власти разработали программу развития малого и среднего бизнеса, предусматривающую  выдачу льготных кредитов и агротехнических  франшиз.

С 29 декабря 2008г. действует Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы", однако начало реализации ряда мероприятий программы было перенесено с 2009-го на последующие годы, по многим другим мероприятиям урезано финансирование.

Депутаты Законодательного собрания Пермского края, принимая законопроект "О краевой целевой  программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы", проголосовали за то, чтобы направить на реализацию программы 1,1 млрд. рублей, из которых 470 млн. рублей - средства краевого бюджета, 424 млн. рублей - федерального, 72 млн. рублей - муниципальных образований, 150 млн. рублей планировалось привлечь из внебюджетных источников.

Однако, к несчастью  для малого бизнеса, как бы это  ни было смешно, в тот же день депутаты приняли в первом чтении так называемый "антикризисный" бюджет Пермского  края на 2009-2011 годы, в котором объем  финансирования краевой целевой  программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы" был существенно урезан - 851 млн. рублей вместо 1,1 млрд. рублей, из которых 364 млн. рублей - средства краевого бюджета, 352 млн. рублей - федерального, 50 млн. рублей - муниципальных образований, 84 млн. рублей - внебюджетные источники.

Но, тем не менее, программа  существует. А вот работает она  или нет - вопрос отдельный.

"Знакомясь с последними  поручениями Президента РФ к  федеральному правительству и  органам исполнительной власти субъектов РФ о необходимости оказания содействия в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе в условиях экономического кризиса, краевая целевая программа (КЦП) Пермского края разработана своевременно, программные мероприятия предусмотрены по всем замечаниям Дмитрия Медведева и являются актуальными для преодоления кризисных явлений. Программа предусматривает основные приоритетные направления поддержки малого и среднего предпринимательства: поддержку начинающих предпринимателей, развитие микрофинансирования, увеличение объема гарантийных фондов для развития инфраструктуры поддержки субъектов МСП, финансово-кредитную поддержку МСП", - заявил тогда министр развития торговли и предпринимательства Пермского края Марат Биматов. По его словам, сейчас приоритетом является повышение конкурентоспособности сектора малого и среднего бизнеса в экономике Пермского края. Но здесь, как и везде, есть нюансы.

Информация о работе Правовое положение индивидуального предпринимателя по законодательству РФ