Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 12:19, курсовая работа
Цель данной работы является – на основе анализа теоретических работ, законодательства и практики рассмотреть основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, выявить не ущемляются ли их права на территории РФ. Не нарушают ли их права законодательству Российской Федераций.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………………..3
§1. Основные права, свободы, обязанности, интересы иностранцев и лиц без гражданства………………………………………………………………………………5
§2. Политическое убежище……………………………………………………6
§3. Правовой статус беженцев………………………………………………..11
§4. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации………………………………………………….13
Глава II. Въезд и выезд иностранного гражданина и лица без гражданства……………………………………………………………………………..20
Глава III. Разрешение на временное проживание и вид на жительство………………………………………………………………………………21
Глава IV. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………………25
§1. Выдворение и депортация………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………………34
В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.
Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции).
Подводя итог к вышесказанному можно выделить несколько ключевых моментов, касающихся политического убежища:
Есть иные правила, являющимися основанием для предоставления или отказа в политическом убежище.
§3.Правовой статус беженцев
Основной формой предоставления защиты иностранным граждан в РФ является признание их беженцами в соответствий с законодательством о беженцах. 5Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах»
Беженец- это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждении находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться ею вследствие таких опасении; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В соответствий с положением закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности, может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство на границе, либо на территории РФ. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения ФМС России.
Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства по существу.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок 5 дней, рассмотрение по существу до 3 месяцев.
Статус беженца
Лица, ищущие убежище в РФ, получившие статус беженца, политическое или временное, имеют доступ на внутренний рынок труда. Они могут работать без получения специального разрешения.
Таким образом, беженцы имеют такие же права, как и граждане Российской Федерации.
§4. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Федеральный закон от 25 июля
2002г № 115ФЗ « О правовом положении
иностранных граждан в РФ»
под иностранным работником понимает
иностранного гражданина, временно пребывающего
в Российской Федерации и осуществляющего
в установленном порядке
При этом законодательство РФ разрешает иностранному гражданину зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, который однако, не относится к категории иностранной рабочей силы.
Иностранный гражданин может быть признан в Российской Федерации иностранным работником, если отвечает следующим условиям:
Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ, как и во многих других государствах имеет разрешительный характер и требует разрешения – документа, подтверждающего право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности. Это обязательное условие для легализации правового статуса иностранного работника на территории РФ6.
Иностранные граждане7 пользуются правами и несут
обязанности в трудовых отношениях наравне
с российскими гражданами, т.е. законодательство
исходит из применения в области трудовых
отношений принципа национального режима.
Следовательно, на них распространяются
общие положения трудового законодательства.
В отношении условий и оплаты труда не
допускается дискриминация иностранцев
в зависимости от пола, расы, национальности,
языка, вероисповедания и прочее. В России
не признаются ограничения на трудовую
деятельность, установленные национальным
законодательством страны иностранца.
На иностранцев распространяются положения
об охране труда, специальные положения,
касающиеся условий труда женщин и подростков,
они имеют право на социальные пособия, право на отдых.
В Трудовом
кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры РФ в соответствии
с Конституцией РФ являются составной
частью правовой системы России.
Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила,
установленные Кодексом, законами, иными
нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, распространяются
на трудовые отношения иностранных граждан,
лиц без гражданства, организаций, созданных
или учрежденных ими либо с их участием,
работников международных организаций
и иностранных юридических лиц, если иное
не предусмотрено федеральным законом
или международным договором Российской Федерацией.
Российским законодательством установлены
ограничения для иностранцев в отношении
возможности заниматься определенными
профессиями (занимать определенные должности).
В частности, иностранные граждане не
могут быть государственными служащими,
занимать должности судьи, прокурора,
следователя, нотариуса, должностного
лица таможенных органов, патентного поверенного;
входить в состав летного экипажа гражданского
воздушного судна или экспериментальной
авиации, морских судовых экипажей; заниматься
промысловой добычей рыбы и других водных
животных и растений в водоемах РФ. Эти
ограничения установлены Федеральным
законом от 25 июля 2002 г. "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации",
КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.
В частности, Закон о правовом положении
иностранных граждан в РФ 2002 г.
устанавливает, что иностранные граждане
пользуются правом свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию, а также
правом на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности с учетом ограничений, предусмотренных
федеральным законом (п. 1 ст. 13).
Действие Закона о правовом положении
иностранных граждан в РФ распространяется
как на иностранцев, осуществляющих свою
трудовую деятельность в России на основании
трудового договора, так и на иностранцев,
заключающих гражданско-правовой договор
на выполнение работ (оказание услуг).
И в том и в другом случае для осуществления
трудовой деятельности требуется получение
разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона
установлено, что работодатель и заказчик
работ (услуг) имеют право привлекать и
использовать иностранных работников
только при наличии разрешения на привлечение
и использование иностранных работников.
Разрешения не требуется для постоянно
или временно проживающих в России иностранных
граждан, а также для некоторых категорий
иностранцев, в частности журналистов,
аккредитованных в нашей стране, преподавателей,
приглашенных для проведения занятий
в образовательных учреждениях, за исключением
преподавателей духовных образовательных
учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных
учреждениях профессионального образования
иностранных студентов, работающих в период каникул.
Разрешения не требуется и работникам
иностранных юридических лиц (производителей
или поставщиков), выполняющих монтажные
(шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное
обслуживание, а также послегарантийный
ремонт поставленного в Российскую Федерацию
технического оборудования.
В отношении заключения трудового договора
с иностранцами и его содержания, как уже
отмечалось, применяются положения Трудового
кодекса РФ, а также правила, установленные
Законом о правовом положении иностранных
граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель
должен иметь разрешение на привлечение
и использование иностранных работников,
оформить приглашение, которое является
основанием для выдачи иностранцу визы
либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2
ст. 18 Закона о правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно
проживающий в Российской Федерации иностранный
гражданин не вправе осуществлять трудовую
деятельность вне пределов субъекта РФ,
на территории которого ему разрешено
временное проживание.
В то же время это ограничение не распространяется
на временно проживающих в России иностранцев,
для которых, как уже отмечалось, установлен
разрешительный порядок поступления на работу.
Иностранцы, постоянно проживающие в России,
могут заниматься трудовой деятельностью
на основаниях и в порядке, установленных
для российских граждан. Единственным
исключением из национального режима
в отношении таких иностранцев являются
случаи, когда в соответствии с российским
законодательством определенными профессиями
могут заниматься или определенные должности
занимать только граждане России.
Иностранцы, которые временно пребывают
на территории России с целью осуществления
трудовой деятельности и наем которых
на работу производится в общем разрешительном
порядке, находятся в ином положении. Общим
для всех временно пребывающих в России
иностранцев является то, что они могут
заниматься трудовой деятельностью в
РФ, если это совместимо с целями их пребывания.
Помимо соблюдения этого общего требования
для найма на работу иностранцев, относящихся
к этой группе, работодатель обязан получить
разрешение соответствующего федерального
органа исполнительной власти, ведающего
миграционной службой (ФМС, МВД России),
на привлечение иностранной рабочей силы,
а сам иностранец - подтверждение на право
работы в России.
Постановлением Правительства РФ от 30
декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке
выдачи иностранным гражданам и лицам
без гражданства разрешения на работу.
Иностранный гражданин, достигший
восемнадцати лет, может получить разрешение на работу, если он:
- зарегистрирован в России как индивидуальный
предприниматель;
- привлекается в качестве иностранного
работника заказчиком работ (услуг) или
работодателем. Разрешение выдается, но
при одном условии: если работодатель
или заказчик работ (услуг) внесет в установленном
порядке средства, необходимые для обеспечения
выезда иностранного работника после
окончания его договора из России.
Установленный порядок выдачи разрешений
и подтверждений не применяется к иностранным
гражданам, постоянно проживающим на территории
России, получившим убежище на территории
РФ, признанным беженцами и ожидающим
предоставления статуса беженца, однако
получившим разрешение на временное проживание.
Не применяется этот порядок также к иностранным
гражданам, работающим в России в соответствии
с межгосударственными соглашениями,
к работникам дипломатических и консульских
учреждений, к религиозным деятелям официальных
религиозных организаций и обществ, к
членам экипажей российских морских и
речных судов, к студентам-практикантам,
приезжающим в рамках программ российских
учебных заведений, к аккредитованным
корреспондентам и журналистам, к приглашенным
лекторам и инструкторам для работы в
академиях и образовательных учреждениях
высшего профессионального образования,
к лицам, для которых установлен иной порядок
трудоустройства межгосударственными
и межправительственными соглашениями.
Отличительной чертой трудовых договоров
с любыми временно пребывающими в России
иностранцами является их срочный характер.
Договоры с иностранцами, на которых распространяется
разрешительный порядок, заключаются
на срок, не превышающий срока действия
упомянутого выше разрешения.
Трудовые права иностранцев, признанных
в установленном порядке беженцами, и
иностранных лиц, которым в России предоставлено
политическое убежище, аналогичны правам
постоянно проживающих в России иностранцев.
Они пользуются правами, предоставленными
гражданами РФ, если иное специально не
предусмотрено законодательством РФ (в
частности, указанные выше ограничения
для иностранцев относительно определенных
профессий и должностей). Для приема их
на работу работодателю не требуется специальное
разрешение. Более того, соответствующие
государственные органы обязаны оказывать
беженцам помощь в устройстве на работу
и, если необходимо, в профессиональной
подготовке и переподготовке. Работодателям,
принявшим на работу беженцев, предоставляются
дополнительные налоговые льготы и компенсации
с целью возмещения расходов, связанных
с трудоустройством этих лиц. Заключаемые
с беженцами и лицами, получившими убежище
в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.
Общий разрешительный
порядок и, следовательно, требование
о соответствии условий трудового договора
российскому законодательству (включая
оплату труда, социальное обеспечение
и страхование иностранных работников)
распространяются также на договоры между
работниками-иностранцами и иностранными
фирмами, привлекающими их для выполнения
контрактов на территории России. Это
означает, что хотя в законодательстве
РФ применительно к трудовым отношениям
не сформулирован общий коллизионный
принцип, оно исходит из принципа применения
права страны места выполнения работы
(lex loci laboris), даже если договор заключается
между иностранными субъектами за рубежом.
Каких-либо исключений из этого принципа
не делается.
Таким образом, при заключении трудового
договора между иностранным работодателем
и иностранцем о выполнении работы на
территории РФ могут возникать проблемы,
связанные с коллизией норм законодательства
РФ и законодательства иностранного государства,
в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор.
В отношении найма иностранцев предприятиями
с иностранными инвестициями применяются
специальные положения. Для найма иностранцев
из числа высококвалифицированных специалистов
на должности руководителей находящихся
в России предприятий с иностранными инвестициями,
а также руководителей подразделений
этих предприятий работодателю не требуется
получения разрешения соответствующего
органа, однако иностранцу необходимо
подтверждение права трудовой деятельности.
Условия коллективных и индивидуальных
трудовых договоров не могут ухудшать
положения работников предприятия по
сравнению с условиями, предусмотренными
действующим на территории РФ законодательством.
Условия найма, труда и отдыха, а также
пенсионного обеспечения иностранных
работников согласовываются обычно в
индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.
Глава II. Въезд и выезд иностранцев и лиц без гражданства
Въезд на территорию России и выезд регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также международными договорами РФ8. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранцев паспорт и виза (возможны дополнительные требования. В зависимости от цели въезда в РФ и пребывания в России иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. Государства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.
В соответствии со ст.1 Соглашения между правительством РФ и правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16 января 1997года граждане одного государства могут выезжать и передвигаться по территории другого без виз при наличии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство России или Украины.
Упрощенный порядок
Глава III. Разрешение на временное проживание и вид на жительство
Разрешение на временное проживание – документ, предоставляющий иностранному гражданину или лицу без гражданства право на проживание в стране в течение срока его действия и оформленный в установленном законодательном порядке.9
Разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы.
Органами, уполномоченными на выдачу разрешение на временное проживание как правило являются органы внутренних дел и миграционные службы.
Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года без возможности продления.
Государством могут
РВП выдается иностранцам:
Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства