Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является – на основе анализа теоретических работ, законодательства и практики рассмотреть основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, выявить не ущемляются ли их права на территории РФ. Не нарушают ли их права законодательству Российской Федераций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………………..3
§1. Основные права, свободы, обязанности, интересы иностранцев и лиц без гражданства………………………………………………………………………………5
§2. Политическое убежище……………………………………………………6
§3. Правовой статус беженцев………………………………………………..11
§4. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации………………………………………………….13
Глава II. Въезд и выезд иностранного гражданина и лица без гражданства……………………………………………………………………………..20
Глава III. Разрешение на временное проживание и вид на жительство………………………………………………………………………………21
Глава IV. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………………25
§1. Выдворение и депортация………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая кпрф Купатадзе.docx

— 70.18 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации не допускается  выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также  за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в  других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции).

Подводя итог к вышесказанному можно выделить несколько ключевых моментов, касающихся политического  убежища:

  1. Политическое убежище предоставляется в соответствии с нормами международного договора.
  2. Основанием предоставления политического убежища является преследование и угроза жизни
  3. Политическое убежище не предоставляется, в случае если лицо нарушило закон, вредит интересам граждан РФ.
  4. Лицу, которому предоставляется политическое убежище оформляется вид на жительство, в федеральной миграционной службе.
  5. Иностранцы и лица без гражданства, получившие убежище несут ответственность наравне с гражданами РФ.

Есть иные правила, являющимися  основанием для предоставления или  отказа в политическом убежище.

 

 

 

§3.Правовой статус беженцев

Основной формой предоставления защиты иностранным граждан в РФ является признание их беженцами в соответствий с законодательством о беженцах. 5Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах»

Беженец- это лицо, которое  не является гражданином РФ и которое  в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований  по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждении находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться ею  вследствие  таких опасении; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В соответствий с положением закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности, может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство на границе, либо на территории  РФ. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения ФМС России.

Заявителям предоставляется  квалифицированный переводчик. Процедура  рассмотрения  ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок 5 дней, рассмотрение по существу до 3 месяцев.

Статус беженца предоставляется  сроком до 3 лет. Ежегодно беженец проходит переучет.

Лица, ищущие убежище в  РФ, получившие статус беженца, политическое или временное, имеют доступ на внутренний рынок труда. Они могут работать без получения специального разрешения.

Таким образом, беженцы имеют такие же права, как и граждане Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Федеральный закон от 25 июля 2002г № 115ФЗ « О правовом положении  иностранных граждан в РФ»  под иностранным работником понимает иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации и осуществляющего  в установленном порядке трудовую деятельность на основании трудового  или гражданско-правового договора.

При этом законодательство РФ разрешает иностранному гражданину зарегистрироваться в качестве индивидуального  предпринимателя, который однако, не относится к категории иностранной рабочей силы.

Иностранный гражданин может  быть признан в Российской Федерации  иностранным работником, если отвечает следующим условиям:

  1. Достиг возраста 18 лет;
  2. Пребывает в РФ временно;
  3. Имеет разрешение на осуществление трудовой деятельности;
  4. Осуществляет деятельность на условиях трудового или гражданско-правового договора.

Трудовая деятельность иностранных  граждан в РФ, как и во многих других государствах имеет разрешительный характер и требует разрешения – документа, подтверждающего право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности. Это обязательное условие для легализации правового статуса иностранного работника на территории РФ6.

Иностранные граждане7 пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и прочее. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых. 
          В Трудовом кодексе РФ говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. 
Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерацией. 
Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", КТМ РФ, Воздушным  кодексом РФ. 
В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г.

          устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13). 
Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. 
Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов, работающих в период каникул. 
              Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования. 
В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения Трудового кодекса РФ, а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации). 
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. 
В то же время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу. 
Иностранцы, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России. 
              Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС, МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец - подтверждение на право работы в России. 
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. утверждено Положение о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу.

               Иностранный   гражданин,  достигший восемнадцати лет, может получить разрешение на работу, если он: 
- зарегистрирован в России как индивидуальный предприниматель; 
- привлекается в качестве иностранного работника заказчиком работ (услуг) или работодателем. Разрешение выдается, но при одном условии: если работодатель или заказчик работ (услуг) внесет в установленном порядке средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника после окончания его договора из России. 
Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание. 
Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями. Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения. 
Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданами РФ, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства. 
         Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается. 
Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор. 
В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в России предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории РФ законодательством. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них. 

 

 

 

 

 

Глава II. Въезд и выезд иностранцев и лиц без гражданства

Въезд  на территорию России и выезд регламентируются Федеральным  законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также международными договорами РФ8. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранцев паспорт и виза (возможны дополнительные требования.      В зависимости от цели въезда в РФ и пребывания в России иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. Государства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.

В соответствии со ст.1 Соглашения между правительством РФ и правительством Украины о безвизовых поездках граждан  РФ и Украины о безвизовых поездках граждан  РФ и Украины от 16 января 1997года граждане одного государства могут выезжать и передвигаться по территории другого без виз при наличии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство России или Украины.

Упрощенный порядок пересечения  границы может предусматриваться  для граждан, обладающих дипломатическими или служебными паспортами или паспортом моряка, жителей приграничных территории, для туристических групп, участников программ культурных обменов и международных спортивных мероприятий и др.

 

 

 

 

 

 

Глава III.  Разрешение на временное проживание и вид на жительство

          Разрешение на временное проживание – документ, предоставляющий иностранному гражданину или лицу без гражданства право на проживание в стране в течение срока его действия и оформленный в установленном законодательном порядке.9

Разрешение на временное  проживание оформляется в виде отметки  в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без  гражданства, либо в виде документа  установленной формы.

Органами, уполномоченными  на выдачу разрешение на временное  проживание как правило являются органы внутренних дел и  миграционные службы.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года без возможности продления.

Государством могут устанавливаться  квоты на выдачу такого рода разрешений.

РВП выдается иностранцам:

  • В пределах квоты- иностранцам, которые выразили желание его получить и вошли в квоту.
  • Вне квоты- иностранцу, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в гражданстве СССР или родившемуся на территорий РФ;
  • Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына и дочь- граждан РФ;
  • Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя гражданина РФ;
  • Состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;
  • Осуществившему инвестиции в РФ в установленном Правительством размере;
  • Поступившему на военную службу- на срок его военной службы;
  • Участнику государственной программы переселения соотечественников, и членам его семьи, переселяющимся с ним;
  • Имеющему ребенка-гражданина РФ;
  • Имеющему совершеннолетних сына или дочь- граждан РФ, признанных недееспособными или ограниченным в дееспособности;   А также:
  • Не достигшему возраста 18 лет, который получает данное разрешение вместе с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) – иностранным гражданином, указанным в первой части списка (п.2), либо по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина РФ;
  • достигшему возраста восемнадцати лет, но признанному в иностранном государстве недееспособным либо ограниченным в дееспособности, который получает данное разрешение вместе с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, указанным в первой части списка (п.2), либо по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина РФ;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства