Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы инвестиционной политики государства, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.
В работе будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация, принципы свободных экономических зон и деятельность свободных экономических зон в России со всеми проблемами и недостатками.

Содержание работы

Введение 3
Свободные экономические зоны как явление в экономике 5
Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в особых экономических зонах РФ 8
Закон республики татарстан об иностранных инвестициях в
республике татарстан 16
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Реферат МЧП Зигангараев А.Ф. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах..docx

— 48.77 Кб (Скачать файл)


«Российский исламский институт»

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы                                               Зигангараев А.Ф.

Научный руководитель                                                Файзуллин  Г.И.

                                                            «___» __________________ 2013 г.

 

 

Казань 2013

Содержание

 

Введение                                                                                                                  3

  1. Свободные экономические зоны как явление в экономике                        5
  2. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в особых экономических зонах РФ                                                                                8
  3. Закон республики татарстан об иностранных инвестициях в

 республике  татарстан                                                                                         16                                                                             

Заключение                                                                                                           25

Список литературы                                                                                              26

 

 

Введение

 

Свободные  экономические  зоны  как  особые  международные  хозяйственные  структуры  не  только  прочно  вошли  в  экономическую  реальность XXI века,  но  и создали тенденцию их широкого  практического применения в странах всех  континентов. Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. Особые экономические зоны  приобрели глобальный  характер,  стали атрибутами  национальных  экономик  всех  широт.  Уже сегодня через эти “островки”  мировой системы хозяйства проходит  около 1/3  мирового  товарооборота, и эта цифра будет возрастать.

В  настоящее  время в нашей стране идет  процесс развития  свободных  экономических зон. В действующих увеличивается количество  резидентов,  объемы  производств,  расширяются экспортно-импортные потоки,  создаются условия для привлечения инвестиций,  совершенствуются  нормативно-законодательные база,  регулирующая  их  деятельность. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

Свободные экономические зоны рассматриваются  также как элементы инвестиционной политики государства, где могут  быть апробированы новые механизмы  управления экономикой, возможности  привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.

В работе будут рассмотрены теоретические  основы понятия «свободные экономические  зоны», классификация, принципы свободных  экономических зон и деятельность свободных экономических зон  в России со всеми проблемами и  недостатками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Свободные экономические  зоны как явление в экономике.

 

До недавних пор в российском законодательстве понятие "особые экономические зоны" идентифицировалось с понятием "свободные  экономические зоны". Так, в ст. 23 Федерального закона "О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности", принятом в 1995 году, предусматривалось, что "особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических  зон устанавливается федеральным  законом о свободных экономических  зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации". В принятом в декабре 2003 года Федеральном законе "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности"  дается определение  свободной экономической зоны, в  точности повторяя формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона "О  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности". Согласно ст. 42 Закона 2003 г. "особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических  зон, устанавливается федеральным  законом о свободных экономических  зонах"1.

В учебной  и научной литературе понятию "свободная  экономическая зона" давалось более  широкое толкование. По определению  М.М. Богуславского, "под свободными экономическими зонами в международной  практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения  конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные  условия для деятельности иностранных  предприятий".

Что же считать "особой экономической зоной" - режим деятельности или территорию? На практике этот вопрос приобретал важное значение, так как законодательные  органы испытывали достаточно сильное  давление субъектов государства, желающих иметь федеральные законы, касающиеся конкретных экономических территорий с особым режимом хозяйственной деятельности.

22 июля 2005 года Президент подписал Федеральный  закон за N 116-ФЗ "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации", где в ст. 2 дается понятие особой  экономической зоны: "Особая экономическая  зона - определяемая Правительством  Российской Федерации часть территории  Российской Федерации, на которой  действует особый режим осуществления  предпринимательской деятельности". Таким образом, законодательно  было закреплено понятие особой  экономической зоны.

Специальные экономические  зоны представляют собой  один из методов  реализации региональной экономической политики, который используется для придания стимула  развитию определенной территории и т.д. В основе создания специальных экономических зон лежат идеи  теории полюсов роста Специальные зоны являются  многофункциональными образованиями, их создание нацелено  на решение как региональных, так и общенациональных задач, в частности, развитие международного сотрудничества.

Под специальной экономической зоной понимается  компактная,  относительно локализованная территория, на которой экономическая деятельность субъектов хозяйствования  осуществляется на отличных от национальных условий, гарантированных государством законодательно. Специальная зона представляет собой  часть национального экономического пространства, где введен и применяется особый режим хозяйствования, не используемый в других частях страны.   

Создание  специальных экономических зон  – одна из форм реализации территориальных  приоритетов, когда обнаруживается, что в данном географическом  месте  складываются наилучшие условия  для эффективного движения капитала и ускорения экономического роста.

Специальные зоны создаются  по единой логической схеме, включающей в себя поощрение определенных видов  и направлений хозяйственной  деятельности  путем их селективной поддержки. Принципы создания таких зон восходят к неконсервативному  варианту региональной политики развитых стран, которые в начале 80-х годов поставили задачу оживить мелкий и средний бизнес в депрессивных районах.      

   Создание специальных экономических зон направлено на решение собственно региональных и общенациональных задач, поэтому целями создания специальных зон могут быть: придание импульса экономического развития региону с активным использованием иностранных инвестиций;         решение проблем занятости населения; рост экспортного потенциала территории и страны; организация производства и поставок на внутренний рынок высокачественных импортозамещающих товаров; освоения современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.    

    В каждом конкретном случае каждая из них ориентируется либо на одну из этих целей, либо на комбинацию нескольких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в особых экономических зонах РФ

 

Привлечение иностранных  инвестиций в экономику страны сегодня  является одним из приоритетных направлений  внешнеэкономической политики Российской федерации. Важную роль в правильном использовании преимуществ иностранного капитала в России играл и играет механизм правового регулирования  его деятельности. Необходимым условием для правильного накопления капиталов  в стране С.Ю. Витте считал "соответствующее  росту промышленной деятельности и  акционерного учредительства законодательство, не задерживающее возникновение  предприятий, но обеспечивающее интересы участников и дающее им возможность  законной защиты своих прав".

Одним из способов привлечения  иностранных инвестиций в экономику  страны является создание на ее территории особых территориальных зон со специальным  льготным налоговым и таможенным режимом, таких как оффшорных  зон, особых и свободных экономических  зон.  В настоящий момент в Российской федерации создаются и успешно  функционируют особые экономические  зоны разных типов.

Проблема правового регулирования  иностранных инвестиций в особых экономических зонах РФ является весьма актуальной. Причем, если по вопросам правового регулирования иностранных  инвестиций в России, а также по вопросам развития и функционирования особых экономических зон были проведены  многочисленные исследования, то изучению правового регулирования иностранных  инвестиций в особых экономических  зонах уделялось неоправданно мало внимания.

Следует отметить, что инвестиционный климат особых экономических зон Российской Федерации пользуется вниманием и активно изучается зарубежными партнерами. Приход иностранных компаний в особые экономические зоны очень желателен, так как вместе с ними на рынок придут новые технологии, которые будут способствовать развитию инновационной направленности российской экономики.

Первоначально свободной (особой) экономической  зоной считалась особая территория крупного морского порта или примыкающего к нему района, выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного  ввоза и вывоза иностранных товаров. Статус свободных портов имели Ливорно (1547г.), Генуя (1595 г.), Венеция (1661 г.), Марсель (1669 г.). На территории России — Одесса (1817 г.), Владивосток (1862 г.), Батуми (1878 г.).

Первое упоминание о свободных  экономических зонах в России появляется в 1991 году в Законе РСФСР  «Об иностранных инвестициях  в РСФСР»2. С помощью установления "особого хозяйственного режима" предполагалось привлекать иностранные инвестиции. Именно так формулировалась задача создания свободных экономических зон в ст. 41 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".

Так, согласно этому закону (ст.42) для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, осуществляющими хозяйственную  деятельность в свободных экономических  зонах, устанавливались дополнительные льготы:

а) упрощенный порядок регистрации (предприятия с объемом иностранных  инвестиций до 75 млн.рублей подлежат регистрации  непосредственно в свободной  экономической зоне);

б) льготный налоговый режим, т.е. налогообложение по пониженным ставкам, включая налог на перевозимую  за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ налоговых  ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

в) пониженные ставки платы  за пользование землей и иными  природными ресурсами (предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды);

г) особый таможенный режим  на ввоз и вывоз товаров и упрощенный порядок пересечения границы;

д) упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан (в  том числе и безвизовый).

После отмены первого в  истории Российской Федерации Закона об иностранных инвестициях 1991 г. прекратили свое действие и нормы об "особых" условиях хозяйственной деятельности в рамках свободных экономических  зон, которые содержались в этом Законе.

В 1999 году был принят Федеральный  закон "Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации"3, согласно которому привлечение иностранных инвестиций предполагалось осуществлять иными способами. В соответствии с ним налоговые и таможенные льготы предполагалось предоставлять в рамках "инвестиционных" и прежде всего "приоритетных инвестиционных" проектов, под которыми понимается "обоснование экономической целесообразности объемов и сроков осуществления прямых иностранных инвестиций" (ст. 2). К этим проектам приравниваются также и отдельные коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном капитале которых доля иностранного инвестора составляет более 25 процентов (ст. 9). Таким образом, новый Федеральный закон дает иной подход к определению и установлению "особых условий" экономической деятельности иностранных инвесторов - через понятие "инвестиционный проект". Признание приоритетности такого инвестиционного проекта означает предоставление этому "образованию" особого режима.

Информация о работе Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах