Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы инвестиционной политики государства, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.
В работе будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация, принципы свободных экономических зон и деятельность свободных экономических зон в России со всеми проблемами и недостатками.

Содержание работы

Введение 3
Свободные экономические зоны как явление в экономике 5
Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций в особых экономических зонах РФ 8
Закон республики татарстан об иностранных инвестициях в
республике татарстан 16
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Реферат МЧП Зигангараев А.Ф. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах..docx

— 48.77 Кб (Скачать файл)

Принятия Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации"4 в Российской Федерации ждали с 1990 –х годов. Отсутствие соответствующего федерального закона сдерживало применение ряда важных правовых норм, закрепленных в иных законодательных актах. Так, например, практически недействующей оказалась глава 12 Таможенного кодекса5 Российской Федерации 1993 года, посвященная таможенному режиму свободной таможенной зоны.

Действующее законодательство вынуждено было идти по очень "неудобному пути": для каждой создаваемой  зоны принимался "свой" закон или  иной нормативный правовой акт. При  этом акты принимались как на федеральном, так и на региональном (субъекта Российской Федерации) уровнях. Это  не могло не привести к появлению  многочисленных коллизий и юридических  несостыковок.

Так, первые попытки создания особых экономических зон на территории Российской Федерации начались в 1996 году, когда был принят Федеральный  закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Позднее  была создана еще одна ОЭЗ - в Магаданской  области. Для этих ОЭЗ были разработаны  самостоятельные федеральные законы, регулирующие порядок их функционирования. Они действуют и в настоящее  время.

С момента принятия Федерального закона N 116 "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 г., а также Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные  акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации" начался новый виток развития деятельности по созданию особых экономических  зон, открывающий новые возможности  для развития национальной экономики  и привлечения иностранных инвестиций.

В соответствии с российским законодательством все компании - резиденты ОЭЗ, должны быть зарегистрированы на территории соответствующего муниципального образования как российские юридические  лица. Именно поэтому, строго говоря, в  ОЭЗ нет "иностранных" резидентов. Есть российские компании, созданные  с участием иностранного капитала. Например, итальянские и бельгийские  инвесторы стали учредителями предприятий-резидентов особых экономических зон промышленно-производственного  типа в Липецкой области. Компании ООО "СЭСТ ЛЮВЭ" и ООО "Мондиаль Групп Ист" (с участием итальянского капитала) занимаются производством  теплообменного и холодильного оборудования; ООО "Бекарт Липецк" (с участием бельгийского капитала) – производством  металлокорда и металлических волокон.

Компании из Японии и Дании  учредили предприятия в промышленно-производственной особой экономической зоне "Алабуга", расположенной на территории Республики Татарстан: ЗАО "Северстальавто-ИСУЗУ" и ООО "СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА", созданные с участием японского капитала, занимаются производством автомобилей; а ООО "Роквул-Волга", созданное с участием датского капитала, осуществляет производство минераловатной продукции.6

На территории РФ на сегодняшний  день могут существуют ОЭЗ7 четырех видов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные8 и портовые9.  Причем, ст. 40 этого Закона устанавливает, что со дня вступления его в силу прекращается существование ранее созданных ОЭЗ и свободных экономических зон. Исключение составляют ОЭЗ в Магаданской10 и Калининградской11 областях.

Говоря о правах иностранных  инвесторов в ОЭЗ РФ, можно выделить несколько групп прав. Так, это  общие права, которыми наделяются все, без исключения, участники предпринимательских  отношений в РФ. Это положение  нашло свое законодательное закрепление  в п.1. ст.4.  Закона «об иностранных  инвестициях в РФ»12, согласно которому «Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами». Таким образом, к этой группе прав можно отнести права на свободный выбор формы осуществления деятельности, право на получение прибыли, право на правовую защиту, установленные законодательством РФ. 

Другую группу прав иностранных  инвесторов составляют специальные  права, установленные нормативно-правовыми  актами РФ. Эти права в силу своей  специфики требуют более детального описания.  Их, в свою очередь, по сфере действия можно также разделить  на две большие подгруппы: специальные  права иностранных инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территории РФ и  специальные права иностранных  инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территории ОЭЗ РФ. 

Специальные гарантии для иностранных  инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, установлены ФЗ «Об  иностранных инвестициях в РФ»2. К ним относятся гарантия того, что имущество иностранного инвестора не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации, гарантия участия иностранного инвестора в приватизации, также для иностранных инвесторов устанавливается ряд льгот по уплате таможенных платежей и некоторые другие права.

Специальные права иностранных  инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территории ОЭЗ РФ, установлены  специальными законами, регулирующими  предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ РФ, о которых  уже упоминалось выше. К подобным правам следует отнести следующие  положения. Так, Правительством Российской Федерации для въезда на территорию некоторых ОЭЗ РФ установлен упрощенный порядок оформления виз для иностранных граждан - представителей резидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне. Отсутствие административных барьеров нашло свое отражение в «принципе одного окна».

Ст. 38 Закона «Об ОЭЗ в РФ»  установлена так называемая «дедушкина оговорка» - гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах  и сборах.

На территории ОЭЗ РФ действует  режим свободной таможенной зоны, который ориентирован на экспортные производства, позволяя завозить комплектующие  и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенной пошлины, а после  переработки вывозить либо на территорию России в режиме экспорта, т.е. с уплатой  НДС и экспортной пошлины, либо за пределы России, но без уплаты НДС  и таможенной пошлины. Такой режим  позволяет легально и эффективно стимулировать экспорт.

Рассматривая специальные права  иностранных инвесторов  в ОЭЗ  РФ на получение определенных налоговых  послаблений, необходимо отметить, что  согласно ст. 36 Закона «Об ОЭЗ в  РФ» резиденты особых зон подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В отношении резидентов технико-внедренческой  ОЭЗ установлены ставки ЕСН только в федеральный бюджет. По налогу на прибыль резиденты промышленно-производственных ОЭЗ вправе в отношении собственных  основных средств применять к  основной норме амортизации специальный  коэффициент, но не выше 2. Во всех ОЭЗ  резиденты могут экономить на расходах на научные исследования и  опытно-конструкторские работы, их стоимость включается в расходы  в полном размере в период их осуществления.  Убытки, полученные резидентами ОЭЗ, без ограничений переносятся  на будущее. По налогу на имущество  организаций резиденты ОЭЗ освобождаются  в отношении имущества, учитываемого на балансе, в течение пяти лет  с момента постановки имущества  на учет.

Специальный порядок налогообложения  предусмотрен для ОЭЗ в Магаданской  и Калининградской областях. Так, в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2014 г. резиденты ОЭЗ в  Магаданской  области освобождаются от уплаты налога на прибыль.

В соответствии со ст. 17 Закона N 16-ФЗ в ОЭЗ Калининградской области  применяется порядок уплаты резидентами  налога на прибыль организаций и  налога на имущество организаций  следующий. В течение первых шести лет с момента включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ прибыль, которая была получена от реализации инвестиционного проекта,  и налог на имущество облагаются по нулевой ставке. В период с 7-го по 12-й год включительно ставка налога на прибыль -  24% или 12%,  а на имущество организаций уменьшается на 50%. Иные налоги и сборы, взносы уплачиваются в соответствии с законодательством.

В заключение отметим, что  зарубежные инвесторы с каждым годом  проявляют все больший интерес  к ОЭЗ РФ.  Поэтому необходимо отметить большой потенциал ОЭЗ  РФ для достижения стабильного экономического роста Российской федерации.

3 Закон республики татарстан об иностранных инвестициях в республике татарстан

 

 

Настоящий Закон направлен  на стимулирование инвестиционной активности и привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан, обеспечение государственных гарантий и защиты прав иностранных инвесторов и их деятельности на территории Республики Татарстан.

Статья 1. Правовое регулирование  иностранных инвестиций

Правовое регулирование  иностранных инвестиций на территории Республики Татарстан осуществляется федеральными законами, Законом Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан, а также международными договорами Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Инвестиционное соглашение - договор между иностранным инвестором и Кабинетом Министров Республики Татарстан или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Татарстан об условиях реализации инвестиционного  проекта на территории Республики Татарстан.

Инвестиционный меморандум - ежегодно утверждаемый Кабинетом  Министров Республики Татарстан  документ, устанавливающий основные положения приоритетных направлений  развития инвестиционной деятельности Республики Татарстан на планируемый  год.

Стартовые условия для  организации бизнеса - условия приобретения в собственность или использования  в других формах земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, объектов инфраструктуры, а также  условия предоставления преференций  со стороны органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Иные основные понятия, применяемые  в настоящем Законе, используются в тех значениях, в каких они  определены федеральным законодательством.

Статья 3. Объекты иностранных  инвестиций

Объектами иностранных инвестиций могут быть, в том числе, вновь  создаваемые, модернизируемые и  существующие основные фонды, оборотные  средства в отраслях и сферах экономики  республики, ценные бумаги, целевые  денежные вклады, научно-техническая  продукция, права на интеллектуальные ценности, земля и другие природные  ресурсы, иные имущественные права.

Основные приоритеты направления  развития иностранных инвестиций в  Республике Татарстан определяются программой социально-экономического развития Республики Татарстан или  инвестиционным меморандумом Республики Татарстан.

(в ред. Закона РТ от 17.05.2012 N 23-ЗРТ)

Статья 4. Правовой режим  деятельности иностранных инвесторов

1. Правовой режим деятельности  иностранных инвесторов и использования  полученной от инвестиций прибыли  не может быть менее благоприятным,  чем правовой режим деятельности  и использования полученной от  инвестиций прибыли, предоставленный  российским инвесторам, за изъятиями,  устанавливаемыми федеральными  законами.

2. Иностранный инвестор, реализующий в Республике Татарстан  инвестиционный проект, суммарный  объем иностранных инвестиций  в который составляет более  150 миллионов рублей, имеет право  на предоставление ему дополнительных  государственных преференций в  виде налоговых льгот, устанавливаемых  законами Республики Татарстан  о налогах и сборах, и (или)  снижения арендной платы на  арендуемое имущество.

3. Правовой режим деятельности  иностранного инвестора в особых  экономических зонах, создаваемых на территории Республики Татарстан, устанавливается федеральным законодательством.

Статья 5. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов

Иностранному инвестору  на территории Республики Татарстан  предоставляется полная и безусловная  защита прав и интересов, которая  обеспечивается законодательством  Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим  Законом.

Статья 6. Гарантия компенсации  при принудительном изъятии, в том  числе национализации и реквизиции, имущества иностранного инвестора  или коммерческой организации с  иностранными инвестициями.

Имущество иностранного инвестора  или коммерческой организации с  иностранными инвестициями в Республике Татарстан не подлежит принудительному  изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев  и по основаниям, установленным федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации.

Информация о работе Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах