Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является всестороннее рассмотрение правового статуса индивидуального предпринимателя, в том числе в сравнении со статусом юридического лица. При этом отдельное внимание в работе уделено анализу судебной практики и исторических аспектов предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели работы представляется необходимым решить следующие задачи:
исследование исторических предпосылок частного предпринимательства в России;
определение понятия индивидуального предпринимателя и предпринимательской деятельности;
анализ общих положений государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
изучение и определение специфических особенностей некоторых категорий предпринимателей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Понятие индивидуального предпринимателя
и предпринимательской деятельности……………………………………..8
История частного предпринимательства в России……………...8
Индивидуальный предприниматель как субъект
хозяйственной деятельности………………………………………………….11
Раздел 2. Государственная регистрация
индивидуального предпринимателя………………………………………20
2.1.Общие положения государственная регистрация
индивидуального предпринимателя………………………………………….20
2.2. Особенности государственной регистрации некоторых
категорий предпринимателей…………………………………………………26
2.2.1.Особенности государственной регистрации несовершеннолетних
физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей…….........26
2.2.2.Особенности государственной регистрации крестьянских
(фермерских) хозяйств…………………………………………………………31
Раздел 3. Особенности правового статуса
индивидуального предпринимателя в условиях
разрешительной системы................................................................................34
3.1. Общие положения о лицензировании……………………………..34
3.2. Юридическая ответственность за осуществление деятельности
без лицензии и нарушение порядка лицензирования………………………..37
Раздел 4. Прекращения предпринимательской деятельности…………..43
4.1. Добровольное и принудительное прекращение
деятельности индивидуального предпринимателя…………………………..43
4.2. Банкротство индивидуального предпринимателя………………..49
Заключение…………………………………………………………………….58
Библиография…………………………………………………………………61

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при представлении  документов по почте или третьим  лицом копии документов, представляемые для государственной регистрации, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.

В случае отсутствия нотариально засвидетельствованных  копий документов, включая представляемые третьим лицом, в том числе при одновременном представлении им подлинников документов, регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации.

Подытожив, следует еще раз акцентировать  внимание на том, что государственная регистрация индивидуальных предпринимателей это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о статусе физического лица как индивидуального предпринимателя.

В следующем параграфе рассмотрим особенности государственной регистрации некоторых категорий предпринимателей, в частности: несовершеннолетних лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

2.2. Особенности государственной регистрации некоторых

категорий предпринимателей

2.2.1.Особенности государственной  регистрации несовершеннолетних

физических лиц в  качестве индивидуальных предпринимателей

 

ГК РФ допускает возможность  осуществления несовершеннолетним предпринимательской деятельности без признания его полностью  дееспособным. Пункт 1 ст. 27 ГК РФ непосредственно упоминает осуществление несовершеннолетним предпринимательской деятельности с согласия родителей, усыновителей или попечителя как одно из условий для возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным).

 Единственное условие, которое  должно быть соблюдено, - получение согласия на это от родителей, усыновителей или попечителя. Именно такой документ, причем нотариально удостоверенный, должен представить несовершеннолетний в регистрирующий орган, если он не приобрел дееспособность вследствие вступления в брак либо не был объявлен дееспособным вследствие эмансипации. При этом может возникнуть вопрос относительно возраста, с которого несовершеннолетний может, представив указанное согласие, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В частности, комментируемый Закон не устанавливает конкретный критерий возраста несовершеннолетнего как условия для осуществления его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время следует учитывать, что указанная статья предусматривает необходимость представления для осуществления государственной регистрации основного документа, удостоверяющего личность, который гражданам РФ выдается с 14-летнего возраста.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации (п. 1), утвержденным6 Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»46// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 28. Ст. 3444.

 ГК РФ также исходит из  того, что правоспособность и  дееспособность в сфере предпринимательской  деятельности возникает у физических  лиц в 14-летнем возрасте. Так,  статьи 17 и 18 ГК РФ устанавливают,  что граждане могут заниматься предпринимательской деятельностью с момента рождения. Ребенок, не достигший возраста 14 лет, может иметь имущество на праве собственности, следовательно, можно предположить возможность формирования у него воли, направленной на извлечение прибыли путем использования этого имущества. Вместе с тем дееспособностью для совершения юридических действий он не обладает. Законный представитель малолетнего не может восполнить недостающую дееспособность, так как значительно ограничен в своих действиях законом. При этом в соответствии с п. 3 ст. 28 ГК РФ именно он несет риск, связанный с совершением им от имени малолетнего либо самим малолетним сделок. Поэтому деятельность малолетнего, направленная на извлечение прибыли и осуществляемая им через своего законного представителя, не может быть признана предпринимательской47.

 Поэтому несовершеннолетний, даже если не вступил в брак  и не признан эмансипированным, может зарегистрироваться в качестве  индивидуального предпринимателя  только при условии достижения  им 14-летнего возраста и представления им наряду с иными документами нотариально удостоверенного согласия на осуществление предпринимательской деятельности от родителей, усыновителей или попечителя.

Таким образом, как следует из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимателями могут быть зарегистрированы физические лица, достигшие 14-летнего возраста.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Несовершеннолетнему гражданину необходимо представить в регистрирующий орган документ, подтверждающий приобретение дееспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Кодекса несовершеннолетние в  возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного  согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя48.

Таким образом, документом, подтверждающим приобретение дееспособности, может являться письменное согласи6е родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности. Этот документ должен быть нотариально удостоверен.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Кодекса  в случае, когда законом допускается  вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего  возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Статья 13 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность  вступления в брак лиц, достигших  возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, документом, подтверждающим приобретение дееспособности для несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, может быть свидетельство о заключении брака либо паспорт с отметкой о вступлении в брак.

В соответствии с вышеупомянутой ст. 27 (п. 1) Гражданского Кодекса несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Кодекса органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Таким образом, документами, подтверждающими  приобретение дееспособности для несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, могут являться решение суда об объявлении физического лица полностью дееспособным, а также решение органа опеки и попечительства об объявлении физического лица полностью дееспособным.

Постановка физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого утверждена Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178, зарегистрированным Минюстом России 24 марта 2004 г., регистр. № 568549.

Вышеуказанный документ выдается (направляется) организации или индивидуальному предпринимателю вместе с документом, подтверждающим внесение записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с п. 2.1.2 и 2.2.2 «Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц», утвержденных Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178, налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить постановку на учет индивидуального предпринимателя с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП) (для организаций), внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации, т.е. не позднее рабочего дня с момента государственной регистрации, которая осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 и 11 Закона № 129-ФЗ).

Помимо регистрации несовершеннолетних физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в исследовании представляется необходимым рассмотреть специфические особенности государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств

 

2.2.2.Особенности государственной  регистрации

крестьянских (фермерских) хозяйств

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей50.

На основании п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, при государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства статус физического лица, являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, приравнивается к индивидуальному предпринимателю.

Статьей 5 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ установлено, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»51 фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

На основании п. 2 Постановления  Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439»52 государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется путем внесения в ЕГРИП сведений о главе крестьянского (фермерского) хозяйства. Перечень вносимых в государственный реестр сведений определен п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ.

При государственной  регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства, при внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до 1 января 2004 г., документы, предусмотренные ст. 22.1, 22.2, 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), ст. 3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», представляются в регистрирующий орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе с тем необходимо отметить следующие особенности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

Указанное соглашение представляется в регистрирующий орган в случае, если крестьянское (фермерское) хозяйство  создается несколькими гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подводя итог настоящей  главе, следует сказать, что нами были рассмотрены общие положения государственной регистрации, а также специфические особенности регистрации отдельных видов предпринимателей. Однако следует сказать, что регистрация не является единственной формой легитимации индивидуального предпринимателя. В следующей главе будут исследованы вопросы лицензирования, как специального разрешения, выдаваемого уполномоченными органами государственной власти индивидуальным предпринимателям для занятия определенными видами деятельности.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя